Система из компонентов TAD (Salonav.com, август 2019)
Система из компонентов TAD (Salonav.com, август 2019)
Редкий случай, когда производитель выпускает и электронные компоненты, и акустические системы. И сейчас мы готовимся слушать как раз такой комплект от японской TAD — СD/SACD-проигрыватель D1000 MK2, усилитель мощности M1000 и акустические системы Evolution One TX. Это настоящий High End от компании с колоссальным опытом в области воспроизведения музыки.
ЦИФРА НА ВЫХОД
Напомню, что японская Technical Audio Devices Laboratories, Inc. (TAD) долгое время была частью гигантской империи Pioneer и специализировалась на аппаратуре для студий и озвучивания концертных площадок. Сейчас это самостоятельная компания, выпускающая домашнюю технику с активным использованием наработок из профессиональной сферы. Подробнее о TAD и её предыдущих разработках можно почитать здесь, нам же пора познакомиться с несколькими актуальными новинками.
СD/SACD-проигрыватель D1000 MK2 – современная версия хорошо известной нам модели D1000. Прецизионный дисковый привод с массивным приемным лотком установлен на шасси, выточенном из 8-миллиметровой алюминиевой плиты. Перемещение лазерной головки и вращение диска обеспечивается бесколлекторными двигателями с пониженным уровнем шума и вибраций. Для борьбы с джиттером задействован фирменный тактовый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) с чрезвычайно малым фазовым шумом. Тип конвертора TAD не указывает, но, судя по техническим характеристикам D1000 MK2, это те же чипы, что и в D1000 – Burr-Brown PCM1794A, одни из лучших в электронной индустрии. Их сдвоенное дифференциальное включение позволило получить отношение сигнал/шум -115 дБ и организовать «настоящие» балансные выходы.
Проигрыватель способен работать и как самостоятельный конвертор, к которому источники могут подключаться по симметричному входу AES/EBU, двум коаксиальным, оптическому и интерфейсу USB 2.0. В последнем случае задействуется недавно разработанная схема Asynchronous USB Communication Engine (Асинхронный USB связной движок), поддерживающий аудиоданные PCM до 384 кГц/32 бита и DSD до 5,6 МГц.
Преобразователь ток-напряжение, ВЧ-фильтр и выходные буферы построены на дискретных транзисторах, а жёлтые сегменты дисплея работают в статическом режиме – чтобы наводить меньше помех. Линейные выходы регулируемые, что позволит, как в нашем случае, обойтись без предварительного усилителя. Пульт ДУ в комплекте.
Форма СЧ-диффузора такова, что он служит для твитера волноводом с оптимальной диаграммой направленности.
Корпус проигрывателя собран из толстых алюминиевых плит с чёткими прямыми гранями. С недавних пор компоненты TAD выпускаются не только в серебристом, но и в чёрном цвете – и такой вариант, на мой взгляд, выглядит гораздо эффектнее.
В усилителе мощности M1000-K используется технология Dual Logic-Circuit, поддерживающая абсолютно симметричное движение диффузоров динамиков в обе стороны. Схема класса D выполнена по схеме BLT (Balanced Load Tied), в которой два независимых усилителя в каждом канале включены симметрично. Даже источник питания спроектирована таким образом, чтобы при любом потребляемом токе сохранялась полная симметрия положительного и отрицательного напряжений. В целом же M1000-K построен по принципу двойного моно с абсолютной идентичностью каналов вплоть до одинаковой длины внутренней проводки. В выходных каскадах установлены низкоомные MOSFET транзисторы, что позволило повысить кпд усилителя почти до 90%.
Подключаться к оконечнику можно по входам RCA или XLR, а выходные клеммы у него столь же массивные, как у акустических систем серии Reference. По дизайну усилитель полностью соответствует проигрывателю – те же прямые линии, идеально подогнанные алюминиевые панели, матовые анодированные поверхности. Массивная (29 кг) конструкция опирается на три виброизолирующих конуса.
TAD E1TX-K – первые напольные системы в серии Evolution. По некоторым конструктивным особенностям они схожи с мониторами ME1, да и сам производитель позиционирует новинку как эволюционное продолжение идей, что задают характерную технических эстетику.
M1000-K построен по принципу двойного моно с абсолютной идентичностью каналов вплоть до одинаковой длины внутренней проводки.
Прежде всего, это фирменная коаксиальная СЧ/ВЧ сборка CST (Coherent Source Transducer) с когерентным излучением — точечный излучатель, работающий с минимальными фазовыми (временными сдвиги между звуковыми волнами разной длины. В диапазоне 420 Гц – 60 кГц. В центре 3,5-дюймового (9 см) среднечастотного диффузором из магниевого сплава установлен дюймовый бериллиевый твитер. Причём его купол не штампуется, а напыляется на сферическую болванку, поэтому тончайшая полусфера не имеет внутренних напряжений. Форма СЧ-диффузора такова, что он служит для твитера волноводом с оптимальной диаграммой направленности. Полосы внутри сборки делятся на частоте 2500 Гц фильтрами, индивидуально подобранными под каждую пару. Для точного согласования излучателей по времени передний щит корпуса наклонён назад на 3 градуса.
Дальнейшее развитие получила конструкция двунаправленных фазоинверторных портов ADS (Aero Dynamic Slot), в которых воздушный поток выходит не через отверстие, а в зазор между боковыми стенками и круглыми панелями из фрезерованного алюминия. Последние не только распределяют поток по всему периметру, но и помогают бороться с резонансами – при симметричном расположении портов на противоположных стенках, их воздействие на корпус взаимно компенсируется. Кроме того, ADS-порты не производят турбулентных шумов благодаря большой площади излучения.
В таком необычном оформлении здесь работает пара 16-сантиметровых НЧ-драйверов с многослойными диффузорами из арамидного волокна с ламинированием. У них также усиленный ферритовый магнит, а звуковая катушка намотана на термостойком титановом каркасе. При столь скромных калибрах тандем эффективно воспроизводит бас от 29 Гц.
Корпуса E1TX-K выполнены из толстых плит МДФ и отделан рояльным лаком. Внутри имеются перегородки, повышающие жёсткость, и звукопоглощающие панели. Разделительные фильтры установлены внизу, в изолированном отсеке. У каждой колонки четыре качественных входных клеммы с перемычками. В основании закреплены две опорные плиты из алюминия толщиной 15 мм с виброизолирующими конусами. Между ними и днищем корпуса – слой эластичного полимера.
При прослушивании громкость регулировалась в проигрывателе, с которого сигнал подавался напрямую на усилитель мощности. Все соединения балансные, кабелями Tellurium Q Ultra Black XLR. Акустические — Siltech SL180iQ.
При проигрывании CD придраться невозможно ни к чему: звук не цифровой, не аналоговый, и не имеет типичных признаков импульсного усиления.
В своё время мониторы ME1 поразили меня своей фантастической способностью выстраивать трёхмерное пространство с реальной материализацией виртуальных образов. Так вот, E1TX-K делают это ещё убедительнее: с большим масштабом, основательным низкочастотным фундаментом и достоверными пропорциями инструментов. Контрабас, рояль, большой барабан – уже очень похожи на настоящие, расположенные на ближней сцене. Вот, например, сложные по режиссуре треки на диске Apostrophe (‘) Фрэнка Заппы: моментально позиционируется расположение многочисленных музыкантов, а по ранним отражениям и реверберациям легко оценить размер зала. Что самое интересное – каждый звуковой образ, будь то музыкальный инструмент, человек перед микрофоном или фрагмент заднего плана, — всё прорисовано идеально с массой подробностей в тембрах. Столь натуральная нюансировка совершенно не типична для усилителей класса D, как правило, они склонны упрощать микродинамику, укрупняя мелкие детали. В нашем же случае лишь при воспроизведении хай-резов с Макбука по USB на записях со сложным спектром появилось ощущение лёгкой дискретности, фрагментации картины на отдельные штрихи. А вот при проигрывании CD придраться невозможно вообще ни к чему: звук не цифровой, не аналоговый, и не имеет типичных признаков импульсного усиления. Если бы M1000 не оставался едва тёплым при работе на приличной мощности, я был бы уверен, что это классический аппарат класса АВ.
Теперь вернёмся к колонкам. Любопытно, как они органично вписываются помещение. Бас они выдают глубокий, но совершенно не такой, как у традиционных фазоинверторных систем. E1TX-K придают саунду убедительную основу, но она не грузит слухе благодаря лёгкости, открытости и скорости нижних нот. И хотя этим колонкам очень желательно помещение от 30 квадратных метров, они и в более стеснённых обстоятельствах не вызывают очевидных проблем. Бас у них собранный, и по комнате сам по себе не гуляет. Здесь же замечу, что система оказалась чрезвычайно чувствительна к особенностям межблочных кабелей. Казалось бы, идеальный балансный интерфейс, 75 см экранированных проводников, и тем не менее, подбором можно получить не только большую глубину сцены, но и менять характер течения музыки, которое субъективно я бы описал в терминах «более плавное» — «более отрывистое». Кабели в этой системе (соответствующего уровня, разумеется), влияют на параметры, которые сложно описать техническими терминами.
Системы придают саунду убедительную основу, но она не грузит слух благодаря лёгкости, открытости и скорости нижних нот.
Упомянутая выше основательность приятно гармонирует с кристально чистым верхним диапазоном, который щедр на нюансы до самой границы слышимости и прекрасно вписывается в общий тональный баланс. Сборки CST не только выстраивают голографическую сцену, но дают ощущение цельности и пластичности течения музыки, передавая малейшие особенности как самой записи (привет аудиофилам!), так и исполнения (находка для меломанов). При такой всеобъемлющей точности у системы TAD всё же проявляется и собственный характер – она слегка смягчает жёсткие фонограммы и оживляет вялые, выдаёт массу нюансов и при этом по общему впечатлению ближе к аналогу, чем к цифре. Хотя аналоговую систему с таким звучанием даже за такие деньги не купишь.
Это, кстати, относится ко многим компонентам TAD – они всегда как бы над схваткой цифры и аналога, лишая объективных аргументов приверженцев как первого, так и второго способ воспроизведения.
Производитель: TAD Laboratories (Япония)
tad-labs.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: балансный XLR AES/EBU, 2 коаксиальных, оптический, USB B || Поддерживаемые частоты квантования: XLR и коаксиальные входы — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц; оптический — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц; USB — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2, 96 кГц, 176,4, 192 кГц, 352,8 кГц, 384 кГц || Цифровые выходы: балансный XLR AES/EBU, коаксиальный || Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц – 20 кГц -1 дБ || Отношение сигнал/шум: -115 дБ || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 43 Вт. || Габариты (Ш х В х Г): 440 х 150 х 406 мм || Масса: 18.5 кг || Цена: 1 349 000 руб.
Выходная мощность: 500 Вт (4 Ома) || THD + шум: <0,05 % (250 Вт, 20 Гц – 20 кГц) || Отношение сигнал/шум: -112 дБ || Частотный диапазон: 5 Гц — 50 кГц (-3 дБ) || Чувствительность (RCA/XLR): 1,5/0,75 В || Аналоговые входы: RCA, XLR || Входное сопротивление: 220 кОм || Усиление: 29,5 дБ || Потребляемая мощность в режиме молчания: 0,5 Вт || Габариты (Ш x В x Г): 440 x 148 x 479 мм || Масса: 29 кг || Цена: 1 390 000 руб.
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 29 — 60 000 Гц || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В, 1 м || Сопротивление: 4 Ома || Частоты раздела полос: 420/2500 Гц || Максимальная подводимая мощность: 200 Вт || Отделка: черный лак || Габариты с шипами: 350 х 1215 х 512 мм || Масса 1 шт.: 46 кг || Цена за пару: 1 980 000 руб.
Источник: SalonAV