Выставка рекордов

Один из ведущих российских дистрибьюторов Hi-Fi и профессионального AV-оборудования провёл масштабный семинар, посвященный новинкам одного из своих ключевых партнеров – Barco.

Слово «масштабный» в данном случае отнюдь не фигура речи. Его стоит понимать буквально, ведь для полноценной демонстрации самого яркого в мире проектора пришлось арендовать двухуровневую клубную площадку с высотой потолков под 10 метров. Впрочем, обо всём по порядку.

В нынешнем году Barco празднует 85-летний юбилей. Компания была основана в далеком 1934 году для производства самой высокотехнологичной по тем временам аппаратуры – радиоприемников. Ну а поскольку собирались они в Бельгии из компонентов, разработанных в США, то и название придумали соответствующее – аббревиатуру от словосочетания Бельгийско-американская радиокорпорация.

Связи с Россией у Barco очень давние. Еще в 70-е годы прошлого века она поставляла на Центральное телевидение высококлассные референс-мониторы. В наше время приемников и телевизоров компания уже не делает. Бизнес полностью сосредоточен в профессиональном сегменте, но зато он охватывает самые разные направления визуализации – от сверхмощных проекторов до медицинских мониторов и светодиодных видеостен.

Самыми яркими (в прямом и переносном смысле) новинками весенней презентации в Москве стали рекордный проектор XDL-4K75L со световым потоком 75 000 люмен, бесшовные LCD-видеостены UniSee и новые модели системы коллективной работы с презентациями ClickShare.

Более подробный рассказ начнем именно с ClickShare. Основой данной экосистемы стала USB-кнопка, одним нажатием на которую каждый участник мероприятия может со своего компьютера вывести презентацию на центральную проекционную систему конференц-зала. Главная тонкость в том, что «кнопка» не требует установки абсолютно никакого софта и безо всяких настроек и задержек работает как с Windows-компьютерами, так и с ноутбуками Apple. Более того, посредством приложения ClickShare визуальной информацией можно делиться и с мобильных гаджетов Android или iOS.

ClickShare существует уже пять лет, и за это время систему уже взяли на вооружение 40% участников списка Топ-1000 крупнейших мировых корпораций.

Сегодня для небольших и средних конференц-залов оптимальным выбором в координатах возможности/цена стала новая система ClickShare CSE-200+. Как и более дорогостоящие решения, она способна работать в двух диапазонах Wi-Fi (2,4/5 ГГц) и для удобства докладчика позволяет организовать два рабочих стола, один из которых не выводится на общее обозрение. Помимо презентационной графики, через ClickShare можно выводить на большой экран и видеоролики, причем с полноценной кадровой частотой 30 к/сек и безупречной синхронизацией по звуку.

В прошлом году Barco радикально обновила модельную линейку видеостен на базе 55-дюймовых LCD-модулей. Самое эффектное из представленных решений – бесшовная стена UniSee, которая уже успела получить самую престижную награду промышленных дизайнеров Reddot Award.

Специальное крепление UniSee Mount обеспечивает почти незаметный зазор между краями соседних элементов – всего 0,2-0,4 мм в зависимости от температуры и физических нагрузок на каркас. И это при том, что в большинстве современных инсталляций хорошим результатом считается шов шириной 1,7-1,8 мм. Кроме того, продвинутая система подсветки Direct LED обеспечивает рекордную равномерность яркости изображения – свыше 95%.

Стена UniSee составляется из LCD-панелей разрешением Full HD. При честной контрастности 4000:1 и 12-битной глубине цвета, их максимальная яркость достигает 800 кд/кв.м.

Особо отметим, что в каждую панель встроены два оптических сенсора, помогающих точно выдерживать заданный уровень яркости и проводить калибровку всей видеостены полностью в автоматическом режиме.

Но главной темой московского семинара стали, конечно же, проекторы. Для них Barco использует исключительно микрозеркальные DLP-матрицы, применяя, в зависимости от задач аппарата, одно- или трехчиповую оптическую схему.

С недавних пор компания ориентируется исключительно на модели высокого и сверхвысокого разрешения: начиная с Full HD и до 4К.

Венцом модельного ряда недавно стал вышеупомянутый аппарат XDL-4K75L. Проектор-рекордсмен построен на мощных RGB-лазерах. Он выдает световой поток 75 000 люмен и предназначен для фиксированных инсталляций с шириной экрана до 30 метров. Основу оптической схемы составляют три 1,38-дюймовых чипа DMD с нативным разрешением 4096 х 2160. Сфера применения этого монстра – самые масштабные и бескомпромиссные кинозалы, инсталляции видеомэппинга и купольные проекции. XDL-4K75L был анонсирован в прошлом году, а теперь он реально доступен для коммерческих заказов, в том числе и в России.

Ламповые проекторы стремительно уходят в прошлое, и в актуальной линейке Barco последним из могикан стала одночиповый аппарат F50, до сих пор востребованный для недорогих компактных инсталляций.

Зато активно расширяется сегмент лазерно-фосфорных систем. Совсем скоро его пополнят два одночиповых проектора G60 и F80. G60 будет выпускаться в трех вариантах, со световым потоком 7, 8 или 10 тыс. люмен. Он построен на новом чипе TRP DLP разрешением 1920х1200 и диагональю всего 0,64 дюйма. По этой причине для своего класса аппарат получился относительно компактным и не тяжелым. Еще два его серьезных плюса – встроенная цветокоррекция и возможность использовать ультакороткофокусный зеркальный объектив кратностью х0,36.

Что касается более продвинутых трехчиповых решений, то одной из самых интересных новинок стала модель UDX W32, которая теперь предлагается в модификации с повышенной мощностью лазера. На сегодняшний момент это самый компактный в мире проектор с яркостью 40 тыс. люмен. Еще одна крайне любопытная модель UDX 4К26 может похвастаться выдающейся долговечностью: ресурс ее лазер-фосфорного источника света составляет рекордные 40 тыс. часов при столь же внушительном световом потоке 40 тыс. люмен, что в два раза больше показателей ближайших конкурентов.

Подавляющее большинство новых проекторов вооружены программно-аппаратным комплексом Barco Pulse. Данная платформа включает возможность быстрой и качественной сшивки изображений и коррекции геометрии на разрешениях вплоть до 4К. Причем операции эти выполняются с покадровой точностью даже в случае использования системы апскейлинга картинки 4K UHD Shift.

Еще одна особенность «пульса» – модульное меню управления, оформленное в едином фирменном стиле. Для пользователей это означает, что один раз изучив систему настройки, можно без лишних проблем и потерь времени использовать любые проекторы любых серий.

В ходе семинара я попросил ответить на несколько вопросов директора по развитию бизнеса Barco в России и СНГ Андрея Манкоса.

– Можно ли сказать, что дни ламп в проекторной технике сочтены?

– Да. И про ксенон, и про лампочки высокого давления мы практически забыли. Теперь ориентируемся только на твердотельные источники. А по ним выстраивается следующая цепочка: светодиоды, в особенности сверхяркие светодиоды HLD от Philips – лазер-фосфорные излучатели – лазеры RGB. Как видно, системы лазер-фосфор под атакой с двух сторон. Особенно активно сейчас развиваются трехкомпонентные RGB-лазеры. На них можно строить как самые мощные модели, так и аппараты, для которых критично расширенное цветовое пространство вплоть до Rec. 2020.

Но лазер-фосфорная технология будет жить еще достаточно долго, ведь она хорошо разработана, может обеспечить большой рабочий ресурс и конечно существенно дешевле, чем RGB. Правда, снизу ее могут подвинуть светодиоды. За ними доступная цена и компактность, но смогут ли они достичь нужной яркости – пока вопрос.

– А почему в каталоге Barco нет проекторов 8К?

– А зачем? Сделать проектор, который никто не будет покупать, поскольку нет контента… Это не наш путь. Тем более что у нас достаточно моделей и с нативным, и с «шифтовым» 4К.

— Действительно имеет ли практический смысл все проекторы выводить на экстремальный уровень цветопередачи Rec. 2020?

– Для презентаций, на мой взгляд, нет. Тут и Rec.709 вполне достаточно. А Rec. 2020 это в первую очередь кино и серьезные арт-инсталляции. Ну и медицинская диагностика вероятно. Кстати, модель, вплотную подходящая к данному рубежу, у нас будет запущена в производство уже в третьем квартале этого года. Она предназначена в первую очередь для кинотеатров, но и мультимедийную версию тоже сделаем.

– Станут ли 3-х матричные DLP-проекторы настолько доступными, чтобы более-менее массово прийти в домашние кинотеатры? Многие киноманы об этом мечтают.

– Более-менее массово вряд ли. Тонкость не только в цене, но еще и в том, что аппараты 3DLP довольно габаритные, и даже в комнате средних размеров с их размещением могут быть проблемы. Конечно, если говорить о большом загородном доме, то там и места достаточно, и финансовых возможностей хозяина уже сейчас иногда хватает. Но таких инсталляций не может быть по-настоящему много. А в маленьких пространствах одночиповые аппараты по всем параметрам более приемлемы.