Воздушное пространство: акустические системы Energy Veritas 6.3 (тестирование журнала Салон AV # 05'11)

Когда в начале 70-х недалеко от Онтарио строился крупнейший на континенте завод по производству акустических систем, канадское правительство профинансировало исследования на очень интересную тему: как измеренные параметры громкоговорителей влияют на субъективное восприятие звучания. Компания Energy — один из активных участников этих экспериментов, и по сей день при создании своих изделий ориентируется на полученный опыт.

Напомню, что вопрос этот изучался под эгидой Национального исследовательского совета Канады (The National Research Council). Несколько групп, составленных как из экспертов (музыкантов, аудиоинженеров и т.д.), так и просто любителей просмотра фильмов на , прослушали более 50 моделей различных производителей и выставили им оценки по десятибалльной шкале. Затем параметры всех АС измерялись в безэховой камере, построенной специально для этой цели. В результате сопоставления субъективных и объективных данных был составлен следующий рейтинг характеристик:

Широкая дисперсия (диаграмма направленности) и линейная АЧХ при отклонениях от акустической оси.

Линейная АЧХ на акустической оси.

Когерентность излучения СЧ и ВЧ-звеньев .

Линейная фазовая характеристика.

Малые нелинейные искажения.

Примерно в таком порядке эти приоритеты учитываются при проектировании всей акустики Energy. Но при виде новых трёхполосных напольников Veritas 6.3 первым делом обращаешь внимание не на конструктивные особенности, а на роскошную внешность. Мы уже привыкли к тому, что современная акустика изготавливается очень тщательно, но столь красивые и безукоризненно отделанные системы встретишь нечасто. Высокий корпус классической прямоугольной формы вручную декорирован натуральным шпоном розового дерева и покрыт несколькими слоями прозрачного лака. Все грани отполированы до зеркального блеска. Основание представляет собой платформу из MDF, довольно толстую, чёрную и глянцевую. К каждой колонке прилагается комплект ножек и шипов, ключ, белые перчатки и две заглушки для фазоинверторных портов. Последние рекомендуется использовать при возникновении проблем с басом в небольшой комнате или в том случае, если АС работают в многоканальной системе с сабвуфером. Четыре винтовые клеммы для подключения к усилителю и — массивные, покрытые никелем и отполированные до блеска. В верхней части лицевой панели расположена фирменная сборка CSM (Coherent Source Module), состоящая из дюймового твитера с алюминиевым куполом и 130-миллиметрового среднечастотника с диффузором из кевлара. Они установлены на общем литом основании и заключены в герметичные камеры, защищающие их мембраны от внутреннего воздействия НЧ-драйверов. Модуль CSM отвечает сразу за три важных параметра: широкую диаграмму направленности, когерентность излучения и малые нелинейные искажения в диапазоне 2,5 — 25 кГц. На более низких частотах работают два мощных драйвера с кевларовыми диффузорами диаметром 165 мм. Для снижения турбулентных призвуков сделаны два фазоинверторных порта, выведенных на заднюю стенку корпуса. Все диффузорные головки имеют фазовыравнивающие «пули» и патентованные бутиловые подвесы RES (Ribbed Elliptical Surrounds). Косые поперечные насечки, которые видны на фото, улучшают линейность смещения диффузора при движении в обоих направлениях, за счёт чего заметно снижаются искажения, особенно на больших уровнях громкости. Для обновлённой акустики Veritas были разработаны новые кроссоверы с фазолинейной характеристикой. Помимо топовых V-6.3, в линейке Veritas ещё семь моделей: младшая напольная V-6.2, пара полочных мониторов V-5.1 и V-Mini, пара громкоговорителей центрального канала V-5.2-C и V-Mini-C, тыловые биполярные V-S и сабвуфер V-SW10. Все они выпускаются как в шпоне розового дерева, так и в чёрном рояльном лаке.

После непродолжительного прогрева абсолютно новой пары начинаем оценку формальных параметров по тестовым фрагментам [1]. Где-то уже на третьем треке понимаешь, что по локализации источников и построению звуковой сцены у этих башен конкурентов немного. Пространство бескомпромиссно трёхмерное, а самих колонок будто нет вовсе — все инструменты расположены между ними с приличным уходом за переднюю линию. Благодаря этому даже знакомые записи звучат как-то непривычно, подобный 3D-эффект я могу припомнить только у акустики Mirage с круговой диаграммой направленности. Кстати, АС обеих марок изготавливаются на одном заводе и проектируются общей командой инженеров. Но в отличие от «Миражей» Veritas намного точнее передаёт масштаб инструментов и их расположение в виртуальном пространстве.

Натуральность передачи тембров — второй не менее важный момент, на который тоже стоит обратить внимание. Количество подробностей в среднечастотном и верхнем диапазонах буквально ошеломляет, хотя музыки от этого меньше не становится. Твитер, правда, несколько ярковат: тарелки, если они хорошо прописаны, буквально искрятся и создают целое облако послезвучий. К нижнему регистру придраться сложно — бас в меру глубокий, резкие удары передаются мощно, с хорошим контролем. Высокая чувствительность Veritas 6.3 навела на мысль попробовать их с , который на тот момент находился в нашей комнате прослушивания. В таком варианте верх немного «успокоился», звучание смягчилось, но и бас тоже расслабился, слегка потерял напор и скорость. Тем не менее слушать было приятно благодаря идеально ровному тональному и музыкальному балансу. Симфонические произведения воспринимались очень цельно, мощно и впечатляюще, хотя при желании можно было расслышать каждый инструмент, каждую отдельную ноту. Благодаря высокому звуковому разрешению некоторые записи с аудиофильского сборника Chesky Records [2] казались несколько искусственными, излишне контрастными и вычищенными — каковыми они, собственно, и являются. Эта акустика не нуждается в специально подготовленном демонстрационном материале, и в приличном аудиотракте способна раскрыть суть абсолютно любого музыкального произведения.

Модуль CSM отвечает сразу за три важных параметра: широкую диаграмму направленности, когерентность излучения и малые нелинейные искажения.

Пространство бескомпромиссно трёхмерное, а самих колонок будто нет — все инструменты расположены между ними.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)

Интегральные усилители:

- Bryston B100SST ($6787)

- Audion Sterling Plus (158500 руб.)

Кабели:

- межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)

- акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)

- сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)

Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном

(PSB Speakers) для тестирования акустических систем

2. 20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Сборник аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом.

Количество подробностей в среднем и верхнем диапазонах буквально ошеломляет, хотя музыки от этого меньше не становится.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Заявленные характеристики AC Energy Veritas 6.3

Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы

Акустическое оформление фазоинвертор

Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 31 — 25000

Чувствительность, дБ 93,5

Максимальная подводимая мощность (RMS), Вт 250

Сопротивление, Ом

- номинальное 8

- минимальное 4

Частоты разделения полос, Гц 800, 2500

Габариты, мм 1080 х 197 х 357

Масса, кг 25,9

Отделка рояльный лак, лакированное красное дерево

Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Energy Veritas 6.3

Как и следовало ожидать, импеданс систем идеально ровный во всём диапазоне частот, и, как следствие, линейная фазовая характеристика (верхняя кривая). Такая картина свидетельствует о малой реактивной составляющей нагрузки, т.е. усилитель имеет дело практически с активным сопротивлением. Это обещает правильную передачу динамических контрастов, да и крутые фронты не будут затягиваться. Номинальное сопротивление всё-таки 4 Ом, а не 8, как заявлено, и даже максимальное значение на 20 кГц достигает отметки лишь 7,2 Ом. Повышение импеданса на ВЧ всегда благотворно сказывается на звучании, поскольку от усилителя не потребуется большого тока там, где его искажения и без того растут. Фазоинвертор настроен на 45 Гц, частота раздела между СЧ и ВЧ-головками по графику определить сложно, поскольку резонансный пик выражен неявно.

Амплитудно-частотная характеристика Energy Veritas 6.3

Чувствительность АС выше средней, около 91 дБ, так что для озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно 50 — 60-ваттного усилителя. Несмотря на волнообразную характеристику, нарушения тонального баланса заметны не будут, поскольку неравномерность во всём рабочем диапазоне невелика, если не считать увеличенной отдачи твитера на 15 кГц. При необходимости это корректируется лёгким разворотом АС относительно слушателя. В целом же виден подъём на краях диапазона, что можно считать тонкомпенсацией, оживляющей звучание на малых уровнях громкости. Как и следовало ожидать, дисперсия на ВЧ просто шикарная — расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град., незначительны. Такая диаграмма направленности обещает широкую зону стереоэффекта, хорошую сцену и точную локализацию источников. Фазоинвертор имеет довольно острую настройку и два резонанса довольно большой амплитуды на 270 и 860 Гц.