В русле концепции: СD/SACD-проигрыватель TAD D600 и 4-канальный усилитель мощности TAD M4300 (Тестирование журнала АудиоМагазин #5 (106)'12).
Для предыдущего номера журнала мы с редким удовольствием протестировали акустическую систему TAD Reference One при поддержке фирменной же электроники, и отзыв об этом событии отразил наше восхищение талантами разработчиков, создавших один из эталонов верного воспроизведения. Однако тогда мы рассказали только о короле, не уделив внимания свите (которая, как известно, его делает), а именно комплекту электроники. Поэтому позже мы еще раз нанесли визит в CTC Capital и в ходе длинного звукового марафона нон-стоп целый день слушали Reference One, но уже в сочетании с компонентами разных фирм. Электронике TAD пришлось потрудиться, однако тем острее интрига…
Мощность достаточная
Обычно описанию конструкции тестируемых аппаратов отводится в тексте довольно много места (для создания баланса и внесения требуемой доли объективности в глубоко субъективные оценки звучания). Но сейчас мы позволим себе слегка изменить пропорцию этих частей, отчасти потому, что на сайтах производителя и российского дистрибьютора информации достаточно, а отчасти потому, что, извините за каламбур, ее все же недостаточно. Это надо понимать так, что об аппаратах TAD, стоящих очень высоко в аудиофильной табели о рангах, ожидаешь узнать массу ошеломляющих деталей, небывалых подробностей, впечатляющих цифр. И касается это и емкостей, и производительности процессоров, и необычных усилительных схем, и результирующей выходной мощности, и всего прочего. Может быть, законы маркетинга уже приучили нас к такому повороту событий и запрограммировали определенные реакции — все мы люди, в конце концов. А TAD, хотя и предоставляет описание ключевых узлов с фотографиями, все же не демонстрирует предельной откровенности и в некоторых пунктах ограничивается общими уверениями в экстремально высоком качестве конструкции. Что ж, кому-кому, а этой фирме можно поверить и на слово. Еще вот «Роллс-Ройс» почему-то вспоминается, с памятным ответом на вопрос, какова в цифрах мощность их автомобилей.
Впрочем, с учетом предназначения — служить поддержкой для фирменных АС и не ограничивать их потенциала, подход «достаточная мощность» кажется вполне оправданным, и по результатам прошлых прослушиваний можно точно сказать, что с поставленной задачей компоненты справляются на все сто (было бы странно ожидать от TAD чего-то иного). Конечно, помимо «мощности», есть и другие параметры звучания, а кроме авто, производившихся в русле идей Генри Ройса и Чарльза Роллса, имеются и другие достойные транспортные средства разного назначения (например, спорткары, что уже другая история). Поэтому — из чисто исследовательских соображений — особенно интересно было проверить, можно ли с другим комплектом электроники получить столь же, а то и более впечатляющий результат.
Как бы там ни было, даже внешний вид аппаратов говорит, что перед нами — пресловутый представительский класс во всем его блеске, импозантности и не лишенной элегантности брутальной мощи.
Массивные алюминиевые корпуса двух блоков проигрывателя имеют стенки из листа толщиной не менее 7 мм, передняя и верхняя часть собственно плеера получены фрезерованием из единой заготовки. Фронтальный излом делает оба модуля особенно похожими на носовые части дредноутов времен Первой мировой. Тяжелый выносной блок питания содержит тор на 400 В•А и солидный банк конденсаторов в фильтре. Заявлено, что в D600 стоит новый высокоточный кварцевый генератор, разработанный специально для данной модели в сотрудничестве с производителями кварцевых кристаллов. Цифроаналоговое преобразование поручено двум чипам Burr-Brown PCM1794, включенным параллельно. Шасси основного блока — двойное: внизу оно литое алюминиевое, а на нем на антивибрационных опорах установлена 6-мм стальная плита с медным покрытием, которое нанесено гальваническим способом. Три широких литых конуса из алюминия под днищем обеспечивают броненосцу ровную осадку и дополнительную развязку. Цельнолитой лоток транспорта выезжает совершенно бесшумно и плавно, его поверхность покрыта вспененным материалом для уменьшения отражений луча лазера и повышения точности считывания.
Корпус усилителя мощности внешне сделан не столь претенциозно, но тоже получен фрезерованием из массивного алюминиевого блока и демонстрирует безупречное качество обработки поверхностей. Внутри половину объема нижней части занимают два больших сетевых тороидальных трансформатора и четверка крупных конденсаторов Nichicon по 33 000 мкФ в фильтре выпрямителя сетевого напряжения. В верхней части располагаются усилительные каскады с микросхемами управляющих ключей, работающие в классе D (можно разглядеть выходные дроссели и металлизированные полипропиленовые конденсаторы Wishay).
Свита королевы
В ходе двух прослушиваний мы много экспериментировали с составом компонентов, начав еще в прошлый раз с целой системы TAD (c единственным чужеродным вкраплением в виде предварительного усилителя Chapter Audio Preface Signature). Далее, для более контрастного сравнения, с TAD Reference One поработала превосходная полная система Musical Fidelity (более чем достойная собственного отдельного теста) — AMS CD, Primo и Titan. Затем мы последовательно замещали в ней по одному устройству и в результате снова вернулись к начальному варианту с электроникой TAD, но уже с предусилителем MF Primo. Кроме того, мощник М4300 был испробован в полном биампинговом и в половинном стереоподключении. Все эти маневры производились для определения требований, предъявляемых акустикой к комплекту подключаемой электроники, выяснения чувствительности АС к отдельным компонентам, а также для оценки сложности нагрузки и детализации почерка Reference One. Коммутация, за исключением пары сетевых проводов у проигрывателя TAD D600, осуществлялась немецкими кабелями JIB, в межблочных подключениях всюду избиралась опция балансного соединения.
В качестве первого замечания можно констатировать, что две системы электронных компонентов — TAD + Chapter, с одной стороны, и полный комплект Musical Fidelity, с другой, — оказались весьма хорошо согласованными и сбалансированными внутри каждой группы, и эксперименты с внедрением чужаков во всех случаях дали худший результат. Например, плеер MF AMS CD в компании с усилителем мощности TAD M4300 — яркий пример антисинергии, взаимно усиливающей минусы или, скажем мягче, несходство звуковых характеров. Вместе с тем предварительный ламповый усилитель MF Primo неизменно показывал себя в наилучшем виде как предельно нейтральный и деликатный компонент, хотя для выхода на нужный звуковой уровень после включения ему требуется значительное время. Также надо отметить, что Reference One любят много мощи, и слишком много ее для них, похоже, не бывает. Оптимальный контроль баса, очень низкого и прозрачного до самого дна, реализовал мощник Musical Fidelity, в полном соответствии со своим «титаническим» статусом и выходной мощностью 1000 Вт на канал на 8 Ом. Более скромный TAD M4300 в половинном стереоварианте убеждал несколько меньше, что было особенно заметно в треках вроде Dies Irae из Реквиема Верди. Другое дело — подключение усилителя биампингом; вообще М4300 логично трактовать не как четырехканальный аппарат в ассоциации с домашним кинотеатром и , а именно как биампинговый «однокоробочный» вариант для требовательных Reference One. Кстати говоря, второй мощник фирмы этой же серии, под названием М2500, подразумевает два канала по 500 Вт на 4 Ом каждый. Оба устройства выпускаются в совершенно одинаковых корпусах, имеют идентичный вес и внешне весьма похожую начинку (за исключением отсутствия биампинговых акустических терминалов у последнего), так что логично предположить, что М2500 — это просто М4300 с безальтернативным мостовым режимом.
Если сравнивать между собой предварительные усилители Chapter и Primo, то второй показался нам гораздо более интересным с точки зрения рисунка тембров и их наполненности. Зато Chapter (наверное, во многом благодаря своим корням из Chord Electronics) ближе парадигме TAD — он отличается крайне прозрачным звучанием с массой заостренных деталей, не отягощенным избыточной эмоциональностью. Конечно, в этом контексте очень любопытно было бы послушать предусилитель самой TAD, но его, к сожалению, все еще нет в России. Пока же Chapter выглядит как идейно более близкий к цельной концепции TAD, насколько нам удалось ее понять.
Результат финального (и главного) сравнения теста — между двумя достойными системами, от Musical Fidelity и TAD, — можно сформулировать так. Действительно превосходная связка, целиком состоящая из компонентов Musical Fidelity, обеспечивает в паре с Reference One удивительно богатое эмоционально, теплое и человечное звучание музыки всех жанров. Звук крупный без гипертрофированной эффектности и слащавости, очень мощный и полновесный — это как раз те черты, об определенном недостатке которых мы сожалели в рамках теста TAD Reference One в прошлом номере. Сами по себе колонки оказались исключительно нейтральными в тональном и сбалансированными в тембровом отношении, и замена одного комплекта электроники другим тут же дала желанную полноту и полновесность эмоций вкупе с исключительной душевностью. Хорошо прогретая и «разогнанная» связка Musical Fidelity при воспроизведении насыщенной академической музыки, пожалуй, обеспечивает звучание, которое я могу назвать одним из самых драматичных и наполненных эмоциями, одним из самых плотных среди всего того, что я слышала. Как интерпретаторы современных тяжелых направлений (рок, металл) компоненты Musical Fidelity тоже успешно конкурируют с TAD благодаря очень энергичной, веселой и массивной подаче с изрядной долей куража. Всем, кому «первородный» звук TAD представляется слишком ровным (без драйва) и нейтральным, будет очень полезно послушать Reference One в компании с Musical Fidelity — и оценки звучания могут радикально измениться. Гуманистическая, если можно так выразиться, подача MF имеет свойство намертво «прилипать к ушам», и после нее довольно трудно перестроиться на подробнейший и сверхдетальный почерк TAD. Последний, в свою очередь, вызывает вольные ассоциации с фрактальной структурой. Не в том смысле, что звук дробится на части, вовсе нет — бесшовность звукового стиля фирменной системы мы отмечали еще в прошлый раз. Однако при прослушивании неизменно создается впечатление, что детальность и различимые подробности можно увеличивать и увеличивать, и конца этому не будет — нюансы становятся тоньше, еще тоньше, на грани различимого… и еще дальше. И это любование деталями как-то обособлено от эмоционального канала восприятия. Есть в подобном явлении некая сосредоточенная интеллектуальность…
С другой стороны, неоспорима и совершенно ясна фирменная звуковая концепция. И тут, конечно, царит синергия акустики и электроники, причем именно электроника, как нам удалось услышать, вносит решающий вклад во внутренне присущую TAD эмоциональную нейтральность вкупе с несколько прохладной тембровой палитрой. Особенно это относится к «звукообразующему» проигрывателю D600, который дает значительное количество подробностей, призвуков, тонких биений, шорохов и прочих слагаемых звучания в высоком разрешении. Интересно, что этот компонент в очень близкой манере преподносит SACD и CD — в обоих случаях он извлекает из записей невероятно много тончайших деталей. На нижней краю шкалы громкости D600 играет гораздо глубже и информативнее AMS CD, его бас более протяженный, атака более четкая и энергичная, а на ВЧ прослушивается заметно больше разнообразных оттенков. С другой стороны, здесь нет обворожительного чувства цельности и пластики звучания, порождаемого Musical Fidelity, да и тембры кажутся не столь объемными и живыми. Это состязание ума и чувства, человечности и информативности никогда не выявит бесспорного победителя, и каждый меломан выберет то, что ближе лично ему, а акустика Reference One, которая, как английская королева, вне подозрений, обеспечит уникальную точность воспроизведения на финальном этапе звуковой цепочки.
При использовании TAD M4300 явно предпочтительнее выглядит биампинговое подключение — оно гарантирует свободное прохождение динамических пиков и удивительное ощущение исполнительских манер вокалистов, берущих ноты сверху вниз с гигантским запасом, а не с вытягиванием снизу вверх, что зачастую слышно при воспроизведении записей сопрано другими системами. В то же время и обычный стереовариант допустим и достаточен в случае таких монструозных конструкций, как, например, Musical Fidelity Titan. Если подбирать электронику под характер колонок, пытаясь максимально выдержать звучание, то полный фирменный комплект представляется весьма близким к оптимуму (вспомним девиз «TAD делает TAD, а не отдельные компоненты»). Если же есть желание несколько уплотнить звучание, привнести в него мощные вибрации низких струнных, рокочущие переливы органной педали или даже плотный напор бас-бочек и бас-гитары, то вполне можно экспериментировать. С нашей точки зрения, истинным бриллиантом в компании новых устройств TAD является именно акустика, которая радикально откликается на любое изменение состава системы — как увеличительное стекло или анализатор спектра. А уж какую оправу подобрать этому бриллианту — дело вкуса. И средств.
Вывод
Электроника TAD является логичным продолжением и воплощением ценностей компании, обеспечивая филигранно точное, эмоционально сдержанное, но фантастически детальное и идеально укладывающееся в фирменную концепцию звучание.
Впрочем, владелец акустики уровня Reference One всегда волен корректировать этот стиль, привлекая другие достойные электронные компоненты. Единственное требование — они должны быть как минимум столь же мощными и прозрачными, как родные, чтобы не ограничивать полномочий ее величества Reference One.
Tехнические характеристики (по данным производителя)
Проигрыватель CD / SACD TAD D600
Тип – CD/SACD-проигрыватель с внешним блоком питания
Воспроизведение – SACD, CD, CD-R/CD-RW
Частотный диапазон (CD / SACD), Гц – 4—20 000 / 4—40 000 (уровень не указан)
Отношение сигнал/шум, дБ – 115
Гармонические искажения, % – не указаны
Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный (RCA) (частота дискретизации 32—192 кГц)
Аудиовыходы – цифровой балансный AES/EBU (частота дискретизации 44,1 и 88,2 кГц, СD), аналоговая стереопара RCA, XLR
Потребляемая мощность (номинальная / режим ожидания), Вт – 32 / 0,5
Габариты (блок проигрывателя / выносной блок питания), мм – 450 х 185 х 440 / 220 х 185 х 430
Масса (блок проигрывателя / выносной блок питания), кг – 26,5 / 13
Усилитель мощности TAD M4300
Тип – четырехканальный усилитель мощности
Частотный диапазон, Гц – 5—50 000 (по уровню –3 дБ)
Входное сопротивление (XLR / RCA), кОм – 220 / 47
Выходная мощность (8 / 4 Ом, 20—20 000 Гц, КНИ 1,0%), Вт – 150 x 4 / 300 x 4
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное), дБ – более 112
КНИ (20—20 000 Гц, 150 Вт, 4 Ом), % – менее 0,05
Аудиовходы – стереопары XLR (2), стереопары RCA (2)
Потребляемая мощность, Вт – 300
Габариты, мм – 440 х 170 х 467
Масса, кг – 43
Музыкальный материал
1. G.P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Kln (DHM, 05472 77367-2)
2. D. Bortnyansky. «The Italian Album». Pratum Integrum Orchestra, SACD (Caro Mitis, CM 0042003)
3. Verdi. «Requiem». Orchestre Rvolutionnaire et Romantique, J.E. Gardiner (Philips, 442 142-2)
4. «Emil Gilels Plays Scarlatti, Debussy, Prokofiev» (Ermitage, ERM 163-2)
5. Wagner. «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)
6. C. C. Прокофьев. «Александр Невский, Скифская сюита». В. Гергиев, хор и оркестр Мариинского театра (Philips, 473 600-2)
7. «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
8. AC/DC. «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
9. Grave Digger. «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
10. Katatonia. «Viva Emptiness» (Peaceville Rec., CDVILEF 103)
11. Kataklysm. «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blat, 27361 15275)
Контрольный тракт
СD-проигрыватель Musical Fidelity AMS CD-DAC
Предварительные усилители Chapter Audio Preface Signature, Musical Fidelity Primo
Усилители мощности Musical Fidelity Titan
Акустические системы TAD Reference One
Коммутация кабелями JIB