Узкий специалист: усилитель для наушников Musical Fidelity MX-HPA (Тестирование Salonav.com, июль 2016)
Новая MX-серия Hi-Fi-компонентов от Musical Fidelity выполнена в зауженном корпусе, но, судя по функционалу и техническим характеристикам, эти модели весьма высокого класса. Впрочем, само по себе позиционирование в иерархии не так уж важно — куда интереснее, как они играют. Сейчас мы это выясним. Знакомство с новой линейкой начинается с усилителя для наушников MX-HPA.
Технический прогресс меняет не только окружающий мир, но и нас самих, наши запросы, требования к технике и представления о возможном. Меломаны «золотой эпохи Hi-Fi» и нынешнего времени — это разные люди. Если 20 - 30 лет назад словосочетание «качественный звук» вызывало ассоциации исключительно с полноразмерными компонентами, то сейчас мы не сомневаемся в способности компактной аппаратуры хорошо играть. А раз так, какой смысл загромождать свое жилище большими металлическими ящиками?
Наше отношение к компактным компонентам менялось постепенно, и Musical Fidelity внесла в это свой немалый вклад. В частности, выпуская не только малогабаритную технику, но и отказываясь порой от самой «ящичной» формы. В конце прошлого века компания удивила мир Hi-Fi целой серией моделей в виде ребристых бочонков, в которую входил и ламповый усилитель для наушников X-CANS. Благодаря своей необычной форме он хорошо вписывался в стойку, все полки которой уже были заняты другими аппаратами, — достаточно было лишь немного сдвинуть в сторону один из них. Его было легко пристроить под компьютерным монитором. Кстати, именно компьютеры, а точнее, отвратительное качество выхода на наушники у первых звуковых карт, подогрело интерес публики к усилителям для головных телефонов. Прежде без них как-то обходились, ведь выходы для наушников чуть ли не обязательно имелись у CD-плееров, усилителей, а затем и у ресиверов. Конечно, звучали они не самым лучшим образом, но узнали мы об этом значительно позже — когда появилась возможность для сравнения.
Всё-таки они нужны
Откровенно легкомысленное отношение конструкторов к наушникам, которое держалось на протяжении нескольких десятилетий, имело определенные основания. Это малая мощность, которая требуется для получения необходимого звукового давления в ушной раковине, высокий (по сравнению с колонками) импеданс излучателей и соответственно — мизерные токи, протекающие через звуковую катушку. Поэтому достаточно поставить делитель напряжения на выходе обычного интегральника, или встроить простой усилитель на операционном усилителе в CD-проигрыватель, и всё будет прекрасно. Теперь-то мы знаем, что всё не так просто. Источников проблем множество. Это ярко выраженный реактивный характер нагрузки и ЭДС самоиндукции, пагубное влияние которой у наушников значительно выше, чем у колонок. И если у последних одним из главных источников проблем считаются провалы импеданса, то у головных телефонов, напротив, его рост на высоких частотах, что неизбежно сказывается на равномерности частотной характеристики. Из этого следует вывод: наушникам требуются специально разработанные для них усилители.
Инженеры Musical Fidelity поняли это одними из первых. А поскольку многолетний опыт конструирования традиционных усилителей оказался здесь не всегда применимым, им пришлось идти путем проб и ошибок — вот почему модельный ряд «ушных» усилителей обновлялся у компании многократно, причем изменения носили сугубо внутренний характер. К примеру, модель X-CAN выходила в четырёх поколениях. Потом было по две модели в сериях V-CAN и M1 (M1HPA и M1HPAP). В общем, опыта у Musical Fidelity хватает — не только для создания хорошо звучащих усилителей, но и для выражения собственных представлений о «правильном» звуке. Именно в этом, на мой взгляд, проявляется настоящее инженерное искусство — когда техническими средствами решается эстетическая задача.
Мастер одного дела
Большинство выпускаемых сейчас усилителей для наушников обладают экстра-возможностями: встроенным ЦАПом или, как минимум, элементарным функционалом преда с дополнительными входами, коммутацией и линейным выходом. Возникает ощущение, что разработчики в глубине души по-прежнему сомневаются в целесообразности «чистых» телефонных усилителей, не уверены в их успехе у публики и потому стараются сделать их более привлекательными за счёт «подарков». Между тем эти бонусы увеличивают себестоимость или, что хуже, перетягивают её на себя в ущерб тем компонентам, что влияют на звук.
В этом смысле MX-HPA совершенно не типичен: это усилитель для наушников и больше ничего. Нужен ЦАП? В родственном семействе он есть — MX-DAC. И переключать цифровые источники он умеет. А другие современному и требовательному к качеству меломану не нужны.
О внутреннем устройстве аппарата сам производитель сообщает предельно скупо: схема полностью балансная, работает в классе A. Никаких данных о комплектующих и «уникальных фирменных технологиях». Нужны ли эти сведения? Да вряд ли, ведь наш многолетний опыт говорит о том, что красивые слова и реальное звучание чаще всего существуют в параллельных реальностях и никогда не пересекаются.
Впрочем, если очень захотеть, кое-какую информацию в Интернете найти всё же можно. В частности, о том, что блок питания у MX-HPA импульсный. Хотя об этом можно было бы догадаться по диапазону питающего напряжения 90 - 250 В. Некоторые «эксперты» непременно будут морщить по этому поводу нос, ведь в аудиофильской практике это не комильфо. Но мы знаем, что импульсное питание достаточно давно и весьма успешно применяется в звуковой технике самого высокого класса. Естественно, речь идёт о специально разработанных для этого схемах. Просто надо уметь их готовить. В Musical Fidelity точно умеют — в том мы сможем убедиться чуть позже.
Прежде, чем перейди к рассказу о прослушивании, заметим, что заявленные технические характеристики впечатляют. Особенно соотношение сигнал/шум (не хуже 120 дБ) и THD (< 0,005%). Впрочем, эти эффектные показатели можно трактовать по-разному — плохо, если они достигнуты за счёт глубокой отрицательной обратной связи. Но мы это непременно услышим.
Две судьбы
Как известно, наушники бывают «легкие» и «трудные»: первые — низкоомные и с высокой чувствительностью, вторые — высокоомные и не очень чувствительные. В роли первых у нас выступают Audio-Technica ATH-W1000x Grandioso, в роли вторых — Sennheiser HD 650. Хотя, если верить документации, вторые имеют более высокую чувствительность. Правда, никто не знает, при каких условиях она измерялась. Но можно быть точно уверенным, что при этом использовались усилители, рассчитанные на соответствующий импеданс нагрузки. На практике первые наушники легко раскачиваются даже обычным смартфоном, а вторым обязательно нужен усилитель. Понятно, что и характер их звучания отнюдь не одинаков.
Выходы на наушники у MX-HPA раздельные: подключение второй пары телефонов никак не сказывается на звучании первых, хотя сам момент подключения всё же заметен по едва заметному перепаду. Так что можно смело слушать музыку вдвоем.
Начинаем с Sennheiser HD 650. Оптимальная громкость достигается при положении LOW переключателя GAIN и регуляторе уровня на 11 часах 30 минутах. Или HIGH и уровне на 9:45. Во втором случае саунд более плотный и напористый. Басы чрезвычайно информативные, рельефные (как пресс у спортсмена), однако изобилие нот несколько отвлекает от сути музыки, как бы перетягивает на себя одеяло. Верхняя середина — чуть ярче, чем хотелось бы — этот звуковой «почерк» появился у HD 650 после замены штатного кабеля на медь с серебром и проявляется практически со всеми усилителями. Но высокие прозрачные, подробные и без излишеств. Сцена стабильная, но не слишком логичная — здесь наушники явно привирают.
Audio-Technica — совершенно другой «коленкор»: уровень на 9:45 достигается при положении переключателя LOW, но на HIGH звук всё же более энергичный. Басы акцентированы, хотя в меру, просто требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к этому изобилию. Достаточно отчётливые, но почему-то не кажутся такими назойливыми, как у HD 650, хотя их явно больше. Возможно, потому, что они более гармоничны. Некоторая избыточность на низах вообще свойственна ATH-W1000x и не проявляется у них только с портативными источниками. Так что приписывать это влиянию MX-HPA не следует. Но зато самое главное достоинство этих наушников — необыкновенная реалистичность середины — проявилась с усилителем Musical Fidelity в полной мере. Вокал — невероятно живой, и если бы не слегка акцентированные басы, эффект присутствия в студии был бы полным. Верхняя часть диапазона кажется поначалу излишне мягкой, но через какое-то время понимаешь, что высокие в полном порядке: вуали или дымки нет, вся необходимая информация передаётся. Ощущение «мягкости» создаётся полным отсутствием слышимых искажений. К такой чистоте надо привыкнуть. Но звук льётся легко, свободно, фронты сигналов чёткие, так что низкий уровень гармоник достигнут здесь отнюдь не за счёт глубокой обратной связи. Сцена, естественно, весьма условная, но вполне правдоподобная — будто бы музыканты решили расположиться на почти одинаковом удалении от слушателя.
Переход на балансное подключение к ЦАПу делает басы ещё более собранными, как бы повышает их «тонус», а ощущение некоторой избыточности, к которой надо адаптироваться, исчезает. Впечатляющая реалистичность, сосредоточенная прежде в середине, распространяется на весь диапазон. Улетучивается расслабленность, одновременно усиливается эмоциональная вовлеченность. Будто бы сама музыка стала ещё интереснее.
Объективные данные
Максимальное выходное напряжение (RMS, 20 Гц - 20 кГц): 19 В || Коэффициент нелинейных искажений + шум (20 Гц - 20 кГц): < 0,005% || Соотношение сигнал-шум (А-взвешенное): > 120 дБ || Диапазон частот (-0,1дБ): 10 Гц - 20 кГц || Коэффициент усиления (LO/HI): 18/24 дБ || Входы: балансные (XLR), ассиметричные (2 х RCA) || Выходы: для наушников х2 (3-контактный XLR комбинированный с разъёмом ¼") || Питание: 90 - 250 В (50-60 Гц) || Потребляемая мощность (режимы работы/ожидания): 15/0,25 Вт || Габариты (ШхВхГ): 220 х 53 х 240 мм || Масса: 2,2 кг || Цена: 51005 руб.
Компоненты
ЦАП PS Audio PerfectWave DAC MkII
Наушники Audio-Technica ATH-W1000x Grandioso (42 Ома, 100 дБ), Sennheiser HD 650 (300 Ом, 103 дБ)
Музыка
1. Deep Purple. “Machine Head”. FLAC 96 кГц/ 24 бита
2. Led Zeppelin. “II”. FLAC 96 кГц/24 бита
3. Bill Wyman. “Back To Basics”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. The Gales Bros. “Left Hand Brand”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
5. Hotei. “Strangers”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
6. Lizz Wright. “Freedom & Surrender”. FLAC 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/ 24 бита
7. Anthony Wilson. “Power Of Nine”. DSD64
8. McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бита
9. Larry Adler and Various. “The Glory of Gershwin”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
Заявленные технические характеристики впечатляют. Особенно соотношение сигнал/шум (не хуже 120 дБ) и THD (< 0,005%).
Выходы на наушники у MX-HPA раздельные: подключение второй пары телефонов никак не сказывается на звучании первых.
Ощущение «мягкости» создаётся полным отсутствием слышимых искажений.