Тест ультракороткофокусного лазерного 4K-проектора Optoma CinemaX P1 (www.projectorcentral.com)

Недавний всплеск интереса к ультракороткофокусным проекторам для гостиных комнат и последовавший за ним выход новых устройств — отличный повод познакомить с большими экранами более широкую аудиторию, чем ранее. Optoma CinemaX P1, выпущенный прошлой осенью, был одним из наиболее ожидаемых лазерных 4K-проекторов нового поколения. 

Особенности

Optoma выбрала для дизайна космическую тематику с угольно-черным корпусом и черно-серой защитной сеткой на фронтальной панели.  За сеткой спрятан саундбар, работающий в стереофонической конфигурации. Каждый канал использует широкополосник с алюминиевым диффузором диаметром около 2 дюймов и бумажный низкочастотный динамик диаметром 2,75 дюйма. Низкочастотные динамики находятся в своих собственных камерах с портами фазоинверторов, что улучшает отдачу небольших излучателей в басовой области. В отличие от аудиосистем выполняющих чисто номинальную функцию. Встроенный в Optoma звук вполне солидный. Система, спроектированная партнером Optoma, NuForce, вполне достаточна для большинства покупателей из той аудитории, на которую направлен P1, но и у нее есть свои ограничения. Более подробно о звуке расскажем далее в соответствующем разделе.

Внутри P1 установлен лазерный источник света (от 20 000 до 30 000 часов), выдающий яркость в 3000 ANSI Лм. Родственная модель Optoma CinemaX Pro, ориентированная на интеграторов, при аналогичных характеристиках выдает уже 3 500 Лм, но возможно, в ущерб точности цветопередачи. У P1 для создания белого света используются один синий лазер и фосфорное колесо, а далее свет проходит через 8-сегментное цветовое колесо RGBYRGBY для формирования стандартной палитры цветов. В спецификациях указана контрастность 1,5 млн:1 с включенной функцией DynamicBlack. Проектор поддерживает два формата с расширенным динамическим диапазоном: HDR10 и HLG (последний — набирающий популярность стандарт для телевизионных трансляций) и 10-битную глубину цвета при неуказанном цветовом охвате. При измерении он составил 79% DCI-P3 в стандартном HDR-режиме, либо же 117% палитры Rec.709 HDTV (эти параметры могут измениться после запланированного на конец весны обновления ПО). За разрешение формата UHD отвечает новый 0,47-дюймовый DLP XPR чип от Texas Instruments.

Линзы UST у Optoma обеспечивают соотношение проецируемого изображения к расстоянию до проектора 0,25, так что для получения изображения того же размера Optoma придется ставить чуть дальше. Это нужно учитывать, поскольку из-за такой особенности узкие AV-стойки придется отодвинуть от стены подальше, чем в случае с другими проекторами. В характеристиках указано, что P1 выдает изображение диагональю от 85 до 120 дюймов с соотношением сторон 16:9, и для получения 85-дюймовой картинки проектор нужно расположить в 5,7 дюйма от экрана, а для изображения диагональю 120 дюймов — в 14,5 дюймах. Расстояние считается от задней стенки проектора; глубина самого устройства — 14,5 дюймов, а на ножках его высота равна 5,25 дюйма. В своей студии для получения изображения диагональю 100 дюймов проектор разместили так, что его фронтальная панель оказалась на расстоянии 25 дюймов (63,5 см) от экрана, а сам проектор встал на платформу, установленную на 15 дюймов (38 см) ниже нижнего края экрана.

Optoma утверждает, что в линзах P1 использована «высокоточная оптическая система», и, протестировав LG и VAVA, мы полностью согласны с этим заявлением. Да, расстояние между проектором и экраном должно быть чуть побольше и нужно уделить больше внимания расстановке, но P1 — удивительно четкий и способен фокусироваться на очень большой площади. Когда отстроили картинку по центру экрана, пожертвовав фокусом в верхних углах, как это частенько происходит с линзами UST, детальность была такой, что было видно каждый пиксель, но и жертва была не самой ужасной учитывая размер диагонали. Еще порадовал тот факт, что моторизованную фокусировку можно использовать и регулировать на любом контенте, а не только в связке с тестовыми паттернами. 

На борту у P1 используется операционная система Android и магазин стриминговых приложений Aptoide.

К сожалению, наш опыт работы с Aptoide таков, что даже если и получалось скачать приложения, высока вероятность того, что работать они будут с трудом, а к интерфейсу возникают вопросы. В этот раз скачали приложения Netflix и Amazon напрямую на проектор, но приложения поддерживали меньшее разрешение, чем 4K, по ощущениям — это было даже не 1080p. Так что придется подключить к одному из HDMI-портов 4K Roku, Amazon, Apple или любой другой источник контента, который будет работать без проблем и позволит получить максимальное качество от стриминговых сервисов. В итоге обошлись донглом 4K Chromecast Ultra и медиаплеером Roku Ultra — и получилось изумительное изображение с Netflix и Amazon.

Среди дополнительных функций есть умное голосовое управление и подключение к системам автоматизации. Для начала, Optoma предлагает собственное приложение InfoWall, которое выводит на экран галерею, куда можно добавить различные виджеты вроде функции «картинка в картинке». Приложение классное, вот только для его запуска нужно войти в приложение Optoma Connect на смартфоне, а его интерфейс мне показался нелогичным и неудобным. Плюсом к этому P1 поддерживает пару голосовых помощников: Alexa и Google Assistant, что позволяет использовать базовые голосовые команды (включить, выключить, громкость, выбор входа и еще несколько) и к тому же обеспечивает совместимость с автоматизацией IFTTT (If This Then That). Для тех, кто с этой аббревиатурой не знаком, IFTTT — это бесплатный DIY-стандарт автоматизации, который позволяет управлять широким спектром умных устройств (освещением, температурой, розетками, камерами и так далее) и позволяет запрограммировать сценарии использования, например, отключение звука проектора при звонке в дверь.

Компактный черный матовый пульт, идущий в комплекте, связывается с проектором либо по Bluetooth, либо по ИК, и не требует замены батареек — он подзаряжается через mini-USB-порт на нижней грани с помощью любого зарядного устройства или USB-порта с питанием. У пульта есть подсветка, необходимая для того, чтобы подписи на клавишах можно было различить в темноте, но запомнить их расположение легко и в результате пользоваться пультом очень удобно. Кнопок мало, большая часть из них охватывает несколько функций, комбинируя короткие и длинные нажатия. Есть кнопки для включения, переключения на режим звука только по Bluetooth, доступа к главному меню или же вывода быстрого меню во время просмотра; есть клавиши вызова информации о поступающем сигнале, меню корректировки фокуса и выхода на главный экран из любого меню, откуда можно выбрать установленные приложения или же контент, доступные в пользовательской памяти объемом 9,4 Гб. Там же можно подключить функционал пульта-мыши, удобный для работы с браузерами и некоторыми другими приложениями. Снизу находится удобная качелька громкости. Единственное, чего уж точно не хватает — это функции отключения звука, для которой очевидно просто не хватило физической кнопки. Эта возможность доступна из быстрого бокового меню. 

Настройка

Установить Optoma можно только для фронтальной или обратной проекции строго на столе: перевернуть проектор, подвесив на кронштейн к потолку, нельзя. Система охлаждения берет холодный воздух позади проектора (с той части, что ближе к экрану) и выводит горячий воздух по бокам, а это требует 19 дюймов свободного места слева и справа в том случае, если вы решите установить проектор в стойку.

Прелесть ультракороткофокусного проектора в том, что ему не требуются километры кабелей, развешанные по стенам и потолкам, и его, как и обычный телевизор, можно легко установить у стены на стойке, в которой уже установлены другие компоненты аудио- и видеосистемы. Преимущество заключается в огромном экране, который нельзя получить в формате телевизора за разумные деньги. Но из-за своеобразного угла ультракороткофокусной линзы такие проекторы могут быть непросты в установке. Кроме того, они требуют не мало времени в процессе настройки геометрии, включающем в себя перемещение самого устройства с миллиметровой точностью. 

Для решения вышеописанной проблемы многие современные ультракороткофокусные проекторы предлагают многоточечную коррекцию геометрии картинки. У Optoma применена сама сложная система, которая когда-либо мне встречалась, с возможностью управления картинкой аж по 32 точкам по периметру экрана. Кроме того, есть возможность откорректировать внутренние точки изображения — в итоге коррекции поддается 81 точка. Все точки задействовать не обязательно, но сама возможность впечатляет. Еще большее впечатление производит приложение Optoma SmartFIT, доступное для iOS и Android, которое полностью автоматизирует процесс настройки с помощью смартфона, подключенного к той же домашней сети, что и проектор. Вы начинаете с шаблонов расстояния, идущих в комплекте, которые нужно закрепить на фронтальных ножках проектора для определения дистанции до экрана в зависимости от диагонали изображения — 85, 100 или 120 дюймов. Затем проектор грубо настраивается с помощью тестового шаблона, размещающего черную рамку внутри границ экрана и желтую — сразу за границами. Следом приложение предлагает правильно разместить смартфон с включенной камерой относительно выведенного на экран другого тестового шаблона, и после того, как вы сфотографируете изображение, картинка магическим образом выравнивается!

Недостаток? Конечно, всегда проще физически подвинуть проектор так, чтобы он светил в заданные рамки экрана, избежав тем самым цифровой коррекции геометрии и связанной с этим деградации картинки. Но правда в том, что обычный пользователь на типовом контенте разницы не заметит. Однако Optoma предупреждает, что использование SmartFIT или ручной коррекции геометрии изображения увеличит задержку входного сигнала, и, если проектор используется для игр, рекомендуется отказаться от этих инструментов настройки. Впрочем, в нашем случае задержка оказалась одинаковой что с цифровой коррекцией, что без нее. И она была достаточно высокой. Результаты нашего теста вы можете посмотреть в таблице в конце.

Входами проектор P1 оснащен сполна: есть три HDMI версии 2.0b с системой защиты HDCP 2.2. Один порт находится на правом боку рядом с USB 2.0 с питанием, куда можно подключить флешку, донгл или же поставить на зарядку пульт. Еще один USB 2.0 для медиаисточников установлен на задней панели вместе с третьим USB, уже предназначенным для сервисного обслуживания. Для вывода звука можно использовать один из портов HDMI с поддержкой ARC или же оптический цифровой либо 3,5-мм аналоговый выходы. Выяснили, что аналоговый выход не только работает одновременно со встроенным саундбаром, но также синхронно реагирует на регулировку громкости. Благодаря такой функции этот выход удалось использовать в качестве выхода на сабвуфер, о чем расскажем позже. Есть и поддержка Bluetooth, так что можно использовать встроенную аудиосистему для стриминга или воспроизведения контента от Audioble со смартфона, при этом не выводя никакой картинки, в режиме «только звук». Ну и, наконец, есть разъем RJ45, обеспечивающий проводное подключение к сети и логично добавляющий встроенный Wi-Fi. 

Качество работы

Цветовые режимы и калибровка. У P1 доступно шесть основных цветовых режимов для SDR-контента в 1080p: Cinema, HDR Sim (симулирующий эффект HDR на SDR), Game, Reference, Bright и User. Кроме них есть отдельные режимы, которые активируются в том случае, если проектор замечает метаданные HDR10 или HLG, и еще один — для 3D. Также есть режимы ISF, в которых калибровщики могут сохранить настройки для дня, ночи, HDR, HLG и 3D. 

Качество изображения в Optoma из коробки как минимум в нескольких режимах было очень хорошим и с небольшими корректировками на глаз отлично сдружилось (либо в темной, либо в относительно освещенной комнате) и с 92-дюймовым белым матовым референсным экраном Stewart Studiotek 130 с коэффициентом усиления 1,3 и со 100-дюймовым Elite Aeon CLR UST ALR с коэффициентом усиления 0,6. Более того, у P1 есть широкий выбор настроек для полноценной калибровки.

В стандартных настройках режим Cinema оказался слегка красноватым и мультяшным, но был достаточно ярким для просмотра в умеренно освещенной комнате на большом ALR-экране, обладающим к тому же не высоким коэффициентом усиления. Если убавить насыщенность и сдвинуть ползунок настройки оттенков ближе к зеленой области, лица перестают светиться, яркость становится приемлемой, а цвета — реалистичными, с хорошо прорисованными оттенками кожи. Режим Game, еще более яркий, можно настроить для работы в подобных условиях, применив аналогичные корректировки.

Для затемненного помещения практически идеальным показался менее яркий режим Reference — и это в последствии доказали измерения. Он, очевидно, настроен в соответствии со стандартами мастеринга индустрии, включая нейтральную температуру серого цвета, достаточную, но не переизбыточную яркость, правильные цвета, достойные контрастность и гамму. Благодаря этому изображение получалось в нужной мере объемным, без потери детальностью в тенях и без эффекта выцветания. 

В каждом режиме P1 предлагает, как классические базовые настройки изображения (контрастность, яркость и так далее), так и настройки гаммы, цветовой температуры, усиления RGB и системы управления цветом RGBCMY (CMS), позволяющие корректировать оттенок, насыщенность и усиления в первичных и вторичных цветовых точках. В CMS есть дополнительные настройки для белого цвета. Там же находится десятипозиционный ползунок TI BrilliantColor, добавляющий больше яркости, если требуется; в большинстве режимов он изначально установлен на 10, выдавая наиболее яркое изображение, но в режиме Reference стоит на 1, стремясь сохранить более высокую точность цветопередачи. Еще есть регулятор мощности лазера в пределах от 50% до 100% и в дополнение к нему три значения функции DynamicBlack, которая улучшает воспринимаемую зрителем контрастность за счет подстройки мощности лазера под каждый конкретный кадр контента (аналогично динамической ирисовой диафрагме). 

У проектора есть несколько особенностей хранения настроек и возврата к различным режимам. Все изменения, которые вы вносите в существующие режимы — Cinema, Reference, User или HDR, например — сохраняются для всех входов HDMI, однако, как и в случае с побывавшим на тесте UHD52ALV, P1 запоминает EDID идентификатор конкретных источников и автоматически загружает последние использованные настройки с этим источником вне зависимости от последующей калибровки. Поэтому, к примеру, после калибровки входа HDMI 1 в режиме Reference с помощью генератора шаблонов Murideo Six-G и ПО Calman при подключении дискового плеера или приставки проектор сбрасывал настройки и воспроизводил изображение в том режиме, который ранее использовался с этими устройствами, и игнорировал калибровку. В итоге можно получить два по-разному откалиброванных режима Reference для двух разных источников, подключаемых к одному и тому же входу HDMI.

Из-за этого пришлось делать лишний шаг, записывая настройки калибровки и вводя их заново при подключении постоянного источника. Это пришлось сделать для всех режимов, которые использовали, и для каждого источника (то есть, один для просмотра в затемненном помещении и один — в освещенном). Проектор воспроизводил контент в разных разрешениях с различными настройками, вне зависимости от того, запускался режим HDR или нет. Это было заметно на UHD Blu-ray-плеере Panasonic DP-UB820, где, переходя от UHD Blu-ray дисков с HDR к контенту в 1080p проектор выходил из режима HDR и автоматически выбирал не Reference или какой-либо другой ранее откалиброванный режим, а стандартный Cinema. Каждый раз приходилось лезть в меню и выбирать вручную необходимый режим для SDR-контента. То же самое произошло, когда при просмотре Blu-ray в 1080p SDR переключился с выхода плеера в 1080p на масштабированный выход в 2160p. К счастью, Optoma утверждает, что с этой неприятностью проектор разберется после обновления ПО, намеченного на середину июня. 

Изначально откалибровали и сохранили отдельные режимы для просмотра SDR-контента и HDR-контента в темной комнате на матовом белом экране с усилением 1,3, и планировали использовать их для финальной оценки изображения. Затем пересмотрели подход и завели отдельные режимы для SDR-контента в затемненном помещении, HDR-контента в затемненном помещении и SDR-контента в освещенном помещении для экрана UST ALR, который, скорее всего, установят пользователи. Во всяком случае именно такой экран рекомендуется использовать в инсталляциях с ультракороткофокусными проекторами в гостиных, где планируется включать проектор при наличии освещения — то есть в качестве ежедневной замены телевизору — и изображение необходимо откалибровать под его коэффициент усиления и цветовые характеристики, как и с любым экраном.

Вот короткое описание тех настроек, к которым мы пришли. Настройки калибровки доступны в приложении к тесту.

SDR, затемненное помещение, матовый белый экран. Начали с режима Reference, который с заводскими настройками практически идеально попал в оттенки серого и цветовые точки. Ошибки DeltaE (измерение точности) чуть выходили за пределы необходимых 3, но с легкой подстройкой усиления RGB и настроек CMS пришли в норму. Даже с калибровкой в этом режиме и в любых других оттенки кожи оказывались чуть красноватыми. Небольшое снижение насыщенности вкупе с подстройкой оттенка в зеленую область, чуть правее, часто позволяли получить более приятный и естественный результат на экране. Но это, правда, зависело от контента. После калибровки P1 выдавал максимум 32,1 фут-Лб (фут-Ламбертов) на 92-дюймовом белом экране с коэффициентом усиления 1,3.

HDR, затемненное помещение, матовый белый экран и экран ALR. Режим HDR и с заводскими настройками выглядел неплохо, и при попытке откалибровать цветовые точки на 50% насыщенности в DCI-P3 к хорошему результату, по ощущениям, не привели. В итоге вернулись к заводским цветовым точкам и лишь чуть подстроили серый цвет, приводя баланс белого в норму. С небольшой подстройкой для каждого фильма — что всегда позволяет достичь лучшего изображения в HDR — были довольны отображением практически всего контента. У P1 есть четырехпозиционный регулятор HDR, который становится доступен в случае воспроизведения HDR10- или HLG-контента и регулирует тональную компрессию под светлую или темную версию мастеринга, доступную для конкретных фильмов. В режиме Detail наиболее яркие элементы изображения не такие яркие, а деталей в них больше; в режиме Film (стандартном) яркости побольше и сохраняется некоторая детальность; Standard еще ярче и в типичных фильмах с HDR яркие элементы сияют, добавляя изображению эффектности и эпичности; а режим Bright, будучи самым ярким, ожидаемо переярчил подсвеченные элементы в большинстве HDR-фильмов и на многих выглядел выцветшим. Мои предпочтения менялись в зависимости от контента, но, чаще всего, выбирали режим Standard, предпочитая более эффектную картинку в ущерб деталям вокруг ярких объектов. Optoma утверждает, что будущее обновление исправит неправильное использование цветового пространства Rec.709 в HDR-контенте вместо Rec.2020, что может влиять на цветопередачу в режиме HDR и то, как в этом режиме регулируется яркость. Он также может повлиять на измеренный нами цветовой охват в режиме HDR. Вместе с настройками режима HDR настройки яркости и контрастности позволяли достигнуть правильного уровня черного и белого в конкретных фильмах.

Режим HDR при стандартных настройках и при легкой подстройке серого выдал максимум 64,2 фут-Лб или 220 нит на матовом белом экране с коэффициентом усиления 1,3. Этого более чем достаточно для получения четкого результата в затемненном помещении и на ALR-экране и даже для просмотра HDR в слегка освещенном помещении на ALR-экране — в таком случае, конечно, большая часть широкого динамического диапазона потерялась, но изображение в итоге получилось приятным и ярким. 

SDR, затемненное помещение, экран ALR. Начали с режима User, который со стандартными настройками до калибровки показал значительные ошибки в отображении серого и цветовых точек. При этом проектор хорошо отреагировал на настройку серого цвета и лишь чуть хуже — на калибровку цветовых точек. В обеих калибровках под ALR-экран при использовании режимов User и Game и настройке 100% цветовых точек RGBCMY на минимум ошибок насыщенность цвета просела в тонах со средней яркостью для большинства первичных и вторичных оттенков. Такое поведение могло быть побочным эффектом того, что значение функции BrilliantColor установлено на максимум, но, учитывая низкий коэффициент усиления экрана, мы не были готовы пожертвовать яркостью, уменьшая его. В итоге для всех настроек под ALR-экран выбрали 100% яркости, зная, что 20%, 40%, 60% и 80% были бы более точными. Мои значения калибровки в конце текста соответствуют этому выбору. После калибровки в режиме User, который выдавал на белом экране 48,8 фут-Лб, на менее мощном и более крупном ALR-экране вышло 19,7 фут-Лб. 

SDR, освещенное помещение, ALR-экран. Начали с режима Game, который выдавал наиболее яркую картинку, если не учитывать зеленоватого и неприятного Bright. И серый, и цветовые точки были сильно далеки от идеала с DeltaE до 11 при измерении оттенков серого и измерении синей точки (для ежедневного использования считается, что при DeltaE около 10 зритель начнет подозревать, что что-то не так). После подстройки серого и CMS в этом режиме отражение от ALR-экрана составило 29,1 фут-Лб (при измерении в темном помещении).

Просмотр SDR. После калибровки изображения на матовом белом экране наткнулись на трансляцию «Перл-Харбора» на HBO, который настолько хорошо выглядел в 1080i, что мы прошлись по своей коллекции дисков и добыли Blu-ray версию. Зеленые луга и коричневые поля в открывающих сценах фермы приятно подсвечены солнцем без доли искусственности, а после белые рубашки офицеров, а затем и белые футболки пехотинцев, наслаждающихся боксом на палубе, и белые халаты медсестер в госпитале четко и ярко выделялись, смотрясь при этом реалистично. Европеоидные оттенки кожи легко различались — от светлокожей возлюбленной главного героя, сыгранной Кейт Бекинсейл, и до более темных оттенков лиц главных героев, Бена Аффлека и Джоша Хартнетта. Темные лица, на примере Кьюбы Гудинг-младшего, не имели лишнего оранжевого подтона, что встречается в проекторах, уходящих в красную область. Яркие цвета, вроде красного на японских самолетах и флагах, на экране имели объем, но опять же без излишней искусственности. Это же можно сказать и после просмотра пары сцен из «Ла-Ла-Ленда», где смесь очень насыщенных красных, синих, зеленых и желтых оттенков в костюмах и элементах декораций может выглядеть слишком вырви глаз, но на плохо настроенном проекторе. Здесь же оттенки, в особенности красные, изумительно привлекали внимание, но не были пересвечены.

Яркие формы медсестер в «Перл-Харборе» продемонстрировали приятное, реалистичное отображение белого цвета, и проектор отлично передал различные оттенки кожи актеров. (Изображение: Touchstone Pictures)

Проектор отлично смаштабировал изображение в 1080p и 1080i под нативное 4K, для большинства фильмов попросту необходимо выставить значение резкости максимум на 3 или 4 пункта (на шкале от 1 до 15), чтобы избежать нереалистичности и привлечения внимания либо к шуму, привычному для телевизионных трансляций, либо к зернистости пленки, заметной на некоторых фильмах. После настройки резкости мы были поражен четкостью изображения в 1080p и 4K, особенно для ультракороткофокусного проектора, да еще и с практически идеальным фокусом, простирающимся почти до самых верхних углов. На сверхширокоформатных фильмах активное изображение всегда оставалось в фокусе, и на примере сцены из «Обливиона», где крупным планом показана рука главного героя, поливающая цветок, проверили фокус на границах экрана и заметил изумительную детальность в кобуре пистолета и четкую текстуру плетения жилета, которая лишь слегка искажалась в левом верхнем углу экрана. Полноценные изображения в формате 16:9 совсем немного смягчались в углах, но центр всегда оставался в фокусе — правда, на большей части фильмов этой мягкости не было заметно, и зрители, сконцентрированные на событиях в центре экрана, и вовсе ничего не увидят.

Контрастность для большинства SDR-фильмов колебалась от хорошей до прекрасной, и, как всегда, именно пытки темными сценами позволили понять потенциал P1 в отображении черного. Например, более темные фильмы, вроде второй части «Гарри Поттер. Дары смерти» очень сильно выиграли от включения функции DynamicBlack, которую обычно отключали, выставляя фиксированную мощность лампы на 90-100%. На сцене в начале 12-ой главы, где с воздуха сняты собравшиеся на освещенной лунным светом горе Пожиратели смерти, головы последователей Волан-де-Морта отлично выделялись на экране и на лицах можно было различить массу деталей. Вся сцена, на большинстве проекторов кажущаяся выцветшей и подернутой серой дымкой, в исполнении P1 сохранила неплохую глубину и детальность. Да, он не смог добиться уровня черного моего референсного JVC DLA-X790, но, по сравнению с очень ярким лазерным проектором, Р1 достойно отобразил сцену, которая многие проекторы ставит на колени.

Просмотр HDR. HDR-режим откалибровали практически в соответствии со стандартной точкой баланса белого D65 и плюс к этому, в каждом конкретном фильме регулировали контрастность, яркость, цвет, оттенок и HDR-настройки, как того требовалось. Также отключили интерполяцию кадров PureMotion, которая даже на минимальном значении создавала более значительный эффект мыльной оперы, чем того хотелось (можете больше прочитать о PureMotion в приложении в конце теста).

В затемненной комнате на 92-дюймовом матовом белом экране с коэффициентом усиления 1,3 мы буквально наслаждались просмотром HDR-контента, и лишь чуть менее привлекательной картинка была при использовании ALR-экрана из-за общей потери яркости. Фантастический триллер «Люси» со Скарлетт Йоханссон в UHD HDR Blu-ray выглядел ярко и сочно, а цветопередача казалась точной. В одной сцене в шестой главе, где ученый в исполнении Моргана Фримена обращается к лекционному залу, камера остановилась на пяти-шести слушателях, мужчинах и женщинах, каждый из них разного возраста и разной национальности, и эта сцена демонстрировала разные оттенки кожи, хорошо отличимые и реалистичные. В этом фильме также есть множество замечательных сцен вне помещений; короткая зарисовка о выслеживающем жертву гепарде, например, или же кадры парижских улиц. Кадр с макросъемкой кристаллов наркотика на сияющем серебристом подносе отлично передал яркую красноту трубочку и завораживающую переливчатую голубизну самих кристаллов, и яркие всполохи на самой трубочке вместе с кристаллами в центре кадра сполна выжали из проектора его HDR-потенциал.

Голубизна кристаллов и краснота трубочки из этой сцены в «Люси» изумительно смотрелись в HDR (Изображение: Universal Pictures)

Еще одна сцена из «Люси», кадр с затмением солнца — в нем хорошо видна 10-битная глубина цвета. При просмотре обычного Blu-ray в 1080p SDR с 8-битной глубиной в момент затухания солнца оно окружено несколькими кольцами в разных оттенках коричневого, кроме того заметны довольно резкие артефакты на границе цветов и зернистость. Переходы цвета в той же сцене в 10-битном варианте с HDR выглядели намного плавнее и аккуратнее. Также проектор показал четкие и практически незаметные переходы в нашей тестовой анимации ProjectorCentral 10-bit HDR Grayscale Wheels, что убедительно демонстрирует 10-битную глубину цвета.

Несмотря на то, что у HDR всего четыре режима работы, да еще и настроенные достаточно близко друг к другу, в большинстве случаев можно найти подходящий вариант настройки. Но иногда все же приходится идти на компромисс. Фильм «Люси» имеет HDR-мастеринг с расчетом на пиковую яркость в 1 000 нит и среднюю в 400 нит, что стандартно для большинства фильмов в этом формате. Выбрали режим HDR Standard, и некоторые светлые области в фильме оказались пересвечены, к примеру, в той сцене, где человек экспериментировал с огнем на горе с белыми пиками на фоне. При выборе мене ярких режимов Film или Detail деталей в пиках становилось больше, но эффект пересвеченности светлых участков так и не исчез — эта сцена просто проектору оказалась неподвластна. А вот общая яркость картинки при выборе режима отличного от Standard падала значительно и терялась вся прелесть эффекта HDR.

Некоторые нестандартные HDR-фильмы, вроде «Мег», в плане мастеринга для проекторов становятся настоящим унижением. Этот фильм закодирован на 4000 нит CLL (пиковой яркости) и 1193 FALL (средний уровень света в кадре), и, как на многих проекторах, в спецификациях которых заявлено, что они поддерживают HDR, «Мег» выцветал настолько сильно, что его нельзя было смотреть. Даже в наименее ярком режиме Detail Optoma едва ли выдавал необходимую контрастность на самых ярких сценах, снятых на воде, но при этом замечательно показывал моменты, снятые в каютах и подсвеченные ярким солнцем через окна, да и с детализацией подводных кадров с погружением акульей клетки в глубины моря с окружающим саму клетку светом у проектора проблемы не было. Опять же стоит напомнить, что ближайшее обновление ПО может повлиять на то, как проектор отрабатывает светлые участки. Мы обновим текст, если что-то изменится.

Просмотр 3D. P1 автоматически понимает, что воспроизводит 3D-контент, когда тот подается на один из его входов, и включает 3D-режим. Все параметры изображения можно настроить по своему желанию, однако и заводские настройки оказались вполне неплохими, поэтому решили его не калибровать, ограничившись ручной подстройкой яркости, контрастности, цвета и оттенка на глаз. Наиболее важным и приятным параметром оказалась яркость — которой было вполне достаточно для того, чтобы создать иммерсивную картинку с очками DLP-Link в затемненной комнате даже с ALR-экраном с низким коэффициентом усиления (и, ясное дело, картинка была более сочной на маленьком белом экране с усилением 1,3). 

«Прогулка», фильм, который убедительно показывает проход канатоходца Филлипа Пети между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в стандартном режиме лишь чуть уводил оттенки кожи в оранжевость, даже после подстройки на глаз, но в черно-белых флешбэках, с которых начинается картина, не дал никакой заметной окраски. Цвета казались реалистичными в сценах вне помещений — та же зеленая поляна, где команда Пети тренировалась с луком и стрелами, с помощью которых они протянут леску между зданиями. Со стандартными настройками даже при сниженной контрастности светлые участки были чуть пересвечены и могли давать ореол, но потеря деталей — достойная цена за более яркую 3D-картинку. Сами 3D-эффекты выглядели серьезно, трос, натянутый между зданиями, и поддерживающие его кабели не размывались.

В 3D CinemaX P1 продемонстрировал широкий динамический диапазон с яркими светлыми участками и хорошей детальностью в тени (Изображение: Dreamworks)

Анимационный фильм «Кот в сапогах» тоже выглядел замечательно и продемонстрировал удивительно широкий динамический диапазон с яркими светлыми участками и детальными тенями в сцене в темной таверне. В общем, с 3D Optoma более чем неплохо справляется, и фанаты формата могут не бояться реализации этой функции в ультракороткофокусном проекторе. И это важно, поскольку некоторые ультракороткофокусные проекторы вроде LG такой функции вообще не предлагают.

Звук. У аудиосистемы CinemaX P1 есть несколько режимов работы: Movie, Music, Game, Sport и Night. Режимы Movie и Music больше всего пришлись по вкусу, но на контрасте с ультракороткофокусным VAVA 4K, который только что протестировали, и, у которого была удивительно качественная аудио система от Harman Kardon, Optoma поначалу казалась простоватой. P1 играет громко, но ему недостает динамики и достаточно глубокого баса (для таких размеров). 

Установленные в P1 широкополосники играют хоть и хорошо для настольной системы, все же не настолько детальны в средне- и высокочастотном диапазонах, плюс проектор не так хорошо распределял звук по комнате в режиме Movie. Звук у P1 — это явный шаг вперед по сравнению с любой акустикой, встроенной в телевизор, и отличное решение для многих комнат, в которых не установлена отдельная аудиосистема. Но с учетом требований домашних кинотеатров, хотелось бы больше силы, мощи, больше объема на средних частотах.

Наши мольбы были услышаны -  звук попросту преобразился, когда подключил к 3,5-мм аудиовыходу 10-дюймовый сабвуфер, используя недорогой переходник с RCA на 3,5 мм. Выход синхронизирован с общим уровнем громкости проектора, поэтому смогли успешно подружить аудиосистему проектора и саб. 

Без сабвуфера при просмотре «Перл-Харбора» на масштабных батальных сценах приходилось выкручивать громкость на максимум — сам фильм чуть тише, чем другие, поэтому звукам выстрелов пулемета, пуль, ударяющихся о металлические корпуса кораблей и, особенно, взрывам не хватало эпичности. На максимальном уровне громкости измеритель громкости показывал в среднем 75 дБ и до 85 дБ в пике, что достаточно громко на фоне конкурентов, но всё ещё недостаточно для полноценного динамичного кинотеатрального просмотра. С подключенным сабвуфером системе пришлось меньше напрягаться для того, чтобы играть громче, динамичные пики были более эффектными и реалистичными, и низкочастотный диапазон давал ощущение наполненности. Из доступных 100 пунктов регулятора громкости мы уже не поднимались выше 85, а измеренная громкость достигала в пике 98 дБ, что на логарифмической шкале является вполне ощутимым скачком. Аналогично, виртуальная гонка в фильме «Первому игроку приготовиться», наполненная динамичными авариями и взрывами, достигала 101 дБ, при абсолютно четком и неискаженном звуке на значении громкости в районе 80-90 пунктов. Это очень громко для закрытого пространства и дольше пары секунд такую громкость выносить не стоит. Но могу смело заявить, что звук мгновенно преобразился от «ну так, неплохо» до «ох ты ж!» с добавлением сабвуфера.

Сцена погони в «Первому игроку приготовиться» была очень громкой, оставаясь при этом четкой, и не потребовала максимального уровня громкости (Изображение: Warner Bros.)

Музыка с сбавуфером тоже звучала значительно лучше. Тембрально богатый вокал Джона Майера в «Still Feel Like Your Man» с диска The Search for Everything без сабвуфера казался пустоватым, но с сабом появился глубокий бас и голос Майера получил больше веса и объема. Джазовый саундтрек «Ла-Ла-Ленда» с четким струнным басом буквально ожил. Если вы планируете приобрести P1 и использовать его со встроенной аудиосистемой, добавьте к покупке недорогой сабвуфер.

Вывод

Optoma CinemaX P1 свою стоимость отрабатывает сполна за счет высокой яркости, более качественной картинки с заводскими настройками и множества других особенностей. CinemaX P1 показывает огромный опыт Optoma в создании проекторов, обладающих тем функционалом, который нужен пользователям, и выдающих такое изображение, которое требуется. И то, что разработчики смогли этого добиться, не изменив концепции семейного центра развлечений, заменяющего умный телевизор, особенно похвально. Именно этого мы ожидали, когда популярные бренды объявили, что начнут выпускать ультракороткофокусные проекторы: продуманные устройства, способные удовлетворить ежедневные потребности обычных зрителей и уважая при этом работу голливудских мастеров за счет настроек, функций и выского класса качества. Лучшие телевизоры высокого класса выдают такой набор функций и качества уже многие годы, и меньшего от производителей, стремящихся эти телевизоры заменить, ожидать не стоит. 

Мы будем следить за тем, как Optoma выстоит на фоне более дорогих лазерных ультракороткофокусных проекторов. Но нет сомнений в том, что этот проектор обладает очень приятным соотношением цены и качества. Пока другие производители не выпустят лучший ультракороткофокусный проектор за сопоставимую или меньшую стоимость, с покупкой CinemaX P1 ошибиться невозможно.

Измерения

Яркость. Измерение яркости ANSI с помощью классического ручного измерителя в случае с такой техникой может привести к неоднозначным результатам, поскольку измерительный прибор необходимо держать, сохраняя один и тот же угол относительно линзы, для измерений яркости по всему экрану, и значения в зависимости от угла сильно различаются. Мы собрали штатив, который вроде бы должен помочь добиться этого постоянства угла, но не можем утверждать, насколько точными оказались измерения. Так, в случае с P1 проведены три серии измерений в самом ярком режиме Bright с разными, но постоянными углами. Значения ANSI составили 3 735, 3 535 и 2 628 Лм. Пока еще не знаем, какой из углов более точный, но дальнейшие измерения с референсным длиннофокусным проектором нам в этом помогут.

С учетом этих неясных измерений решили еще снять значения напрямую с матового белого экрана с коэффициентом усиления 1,3 с помощью колориметра Klein K-10, который с расстояния снимает достоверные показатели, но, в отличие от измерений ANSI, проводящихся на линзе, зависит от отражающей способности материала экрана. Используя для измерения светосилы в люксах в традиционных точках измерения ANSI и сконвертировав люксы в люмены с учетом размера изображения, получили 4 073 ANSI Лм. Уменьшив это значение на 33% с учетом коэффициента усиления экрана, получили 2 729 ANSI Лм — число, удивительно близкое к измеренному ранее свету из линзы с помощью ручного измерителя. И с указанной яркостью проектора в 3 000 ANSI Лм полученное значение входит в 10% допуска. 

Мы указывали и ранее в своих тестах ультракороткофокусных проекторов еще одну надежную величину, потенциально полезную — фут-ламберты, снятые Klein K-10 с 92-дюймового матового белого экрана с коэффициентом усиления 1,3 в каждом режиме работы проектора на стандартных настройках. Таблица, опубликованная ниже, содержит эти параметры и показывает, что в большинстве режимов P1 выдает бнемалое количество света, достигая максимального значения в 85,5 фут-Лб в режиме Bright. С учетом коэффициента усиления экран аналогичного размера с коэффициентом 1,0 будет выдавать 57,3 фут-Лб, но читателям стоит учитывать, что с более крупными экранами яркость снизится. Эти таблицы будут наиболее полезны при сравнении конкурирующих ультракороткофокусных проекторов в наших тестах.

Настройка яркости в P1 позволяет установить мощность лазера проектора на 100% или же снизить ее до 50% с шагом в 5%. На уровне 50% яркость упала на 46,8% по сравнению со стопроцентной, а на уровне 75% яркость соответствовала 72,6% от максимума. Стандартная настройка яркости для всех режимов — 100% мощности, кроме режима HDR, где выставлен DynamicBlack со значением 1.

Яркость Optoma CinemaX P1*

Режим/цветовая температура

Яркость (фут-Лб)

Цветовая температура (К)

Bright / Cold

85,5

7200

Cinema / Standard

43,1

5060

HDR Sim / Cool

58,8

6810

Game / Warm

67,7

6430

Reference / Standard

38,4

6080

User / Standard

57,6

5670

HDR** / Standard

61,2

5480

*Измерено на 92-дюймовом матовом белом экране с коэффициентом усиления 1,3. Значения цветовой температуры стандартные для каждого режима.

**С включенными по умолчанию DynamicBlack1 и режимом Film.

Равномерность экрана. Измерения в люксах, снятые с референсного экрана с помощью колориметра Klein K-10 в режиме Bright, показали равномерность яркости в 73%. Наиболее ярким из девяти измеренных секторов оказался нижний средний, наиболее близкий к линзе; наименее яркими стали верхние левый и правый углы, что привычно для ультракороткофокусных проекторов. Снижение яркости от нижней границы изображения к верхней равномерное и неразличимое на любом контенте.

Интерполяция кадров. Кроме полного отключения, функция PureMotion в CinemaX P1 имеет три значения — 1, 2, 3. Ни в одном из режимов ни с одним из входов и цветовых профилей картинка не уходила в серость, но изменений в принципе не было заметно в 3D. На том же контенте, на котором функция работала — 1080p/24, 1080i/60 или 2160p/24 HDR — она наиболее эффективно сглаживала дрожание камеры на панорамах, но не снижала размытия в тестовых клипах с быстрыми движениями. Режим 1 создает хоть и небольшой, но заметный эффект мыльной оперы на контенте в 24 кадрах, который не усиливался в режимах 2 и 3, но при этом улучшалось сглаживание. 

Задержка сигнала. Задержку сигнала измерили на контенте 1080p/60 и 2160p/60 с помощью измерителя Bodnar. Измерения оказались одинаковыми для всех режимов работы, при этом ни использование функции PureMotion, ни корректировка геометрии, судя по всему, на задержку не влияли. В режиме Game для сигнала 4K HDR задержка составила 121,8 мс, а для сигнала 1080p/60 — 171,6 мс. Это достаточно высокие показатели, которые не рекомендуются для игр в онлайн-шутеры. Optoma сообщила. что с обновлением, запланированным на середину июня, добавит специальный режим «Game Mode», который ускорит внутреннюю частоту обновления кадров за счет игнорирования цепей SmartFIT и PureMotion, и таким образом добьется снижения задержки до 70-75 мс как для 2160p/60 сигнала, так и для 1080p/60. Мы проведем новые измерения и дополним тест, как только выйдет обновление.

Шум системы охлаждения. В ежедневном использовании P1 оказался достаточно тихим, одним из наиболее тихих среди тех проекторов, что мы знаем. Система охлаждения продуманная, состоит из четырех маломощных вентиляторов, выдувающих в бока воздух, забранный за задней стенкой, по два на каждую сторону. В результате им не требуется работать на высокой скорости, и на расстоянии двух метров от проектора этот низкий гул едва уловим. Уровень шума проектора составил 26 дБ в тестовой комнате, у себя же мы намерили 33,5 дБ. С каким-либо саундтреком вентиляторов абсолютно не было слышно, и ни изменение режима работы на самый яркий, ни установка максимальной мощности лазера никак на систему охлаждения не повлияли. 

Optoma рекомендует включать высотный режим при использовании проектора на высоте более 5 000 футов. Этот режим серьезно увеличивает уровень шума — он скакнул до 49,7 дБ на том же расстоянии в два метра. Его было хорошо слышно почти всегда, кроме самых громких моментов в фильмах. Вентиляторы, крутящиеся с повышенной скоростью, стали звучать более высоко, а оттого сильнее отвлекали. Этот шум легко можно было расслышать на расстоянии шести метров. Учитывая то, что проектор должен находиться непосредственно у экрана, тем, кто живет высоко, нужно учитывать этот момент и либо устанавливать проектор в вентилируемый кожух, либо задуматься об обратной проекции с полной акустической изоляцией устройства.

Интерфейсы

  • HDMI 2.0b (x3) с HDCP 2.2, один с ARC
  • S/PDIF оптический цифровой выход (Toslink)
  • Аналоговый стерео-аудиовыход (3,5 мм)
  • Bluetooth-приемник
  • USB Type A 2.0 (4K медиаплеер)
  • USB Type A 2.0 (медиаплеер, питание)
  • USB Type A (обновление и обслуживание)
  • Ethernet (RJ-45)

Откалиброванные значения

Результаты калибровки от третьих лиц для любых проекторов не гарантируют повторяемости результата в силу возможных различий отдельных образцов устройств и не учитывают разные материалы экранов, уровни освещения и другие факторы, которые могут влиять на качество изображения. Проекторы всегда необходимо калибровать по месту использования и настраивать в соответствии с условиями, в которых будет проходить просмотр. Однако приведенные ниже результаты могут стать удобной отправной точкой для некоторых пользователей. Всегда записывайте имеющиеся у вас на данный момент показатели перед внесением изменений. 

Обратитесь к секции «Производительность», чтобы понять смысл тех или иных значений каждого откалиброванного режима. Мы подстраивали изображение под каждый фильм после калибровки, чаще всего снижая значение цвета и увеличивая значение оттенка, чтобы добиться более реалистичной передачи оттенков кожи. Также регулярно перенастраивали яркость (уровень черного) и контрастность (пик белого).

SDR, затемненное помещение, 92-дюймовый матовый белый экран с коэффициентом усиления 1,3

Режим: Reference

Яркость: -7 

Контрастность: 7

Резкость: 3 (стандартное значение 8, шкала — от 1 до 15)

Цвет: 0 (стандартное значение 0, шкала — от -50 до +50)

Оттенок: 20

Гамма: 2.4

НАСТРОЙКИ ЦВЕТА:

BrilliantColor: 1

Цветовая температура: Standard

Согласование цветов на стандартных настройках: Оттенок, Насыщенность, Усиление (Hue, Saturation, Gain)

Red

H-6, S0, G-1

Green

H-19, S4, G-7

Blue

H-22 , S12 , G-19

Cyan

H-31, S-4, G-5

Yellow

H-22, S-4, G0

Magenta

H-18, S-8, G-5

White

Red Gain 2, Green Gain -6, Blue Gain -15

Усиление и смещение RGB (Gain and Bias)

Red G: -5

Green G: 0

Blue G: -1

Red B: 0

Green B: 0

Blue B: -1

Режим яркости: 90% мощности

PureMotion: выключен

HDR, затемненное помещение, 92-дюймовый матовый белый экран с коэффициентом усиления 1,3 и экран UST ALR с коэффициентом усиления 0,6

Режим HDR: Film

Яркость: -7 (зависит от контента)

Контрастность: 11

Резкость: 4

Цвет: -20 (зависит от контента)

Оттенок: 25 (стандартное значение — 0, зависит от контента, убирает красноту из оттенков кожи)

Гамма: 2.4

НАСТРОЙКИ ЦВЕТА:

BrilliantColor: 10

Цветовая температура: Standard

Согласование цветов на стандартных настройках: Оттенок, Насыщенность, Усиление (Hue, Saturation, Gain)

Red

H0, S6, G35

Green

H0, S5, G30

Blue

H-12 , S5, G=20

Cyan

H-36, S0, G30

Yellow

H-37, S0, G30

Magenta

H38, S0, G30

White

Red Gain 0, Green Gain -9, Blue Gain -9

Усиление и смещение RGB (Gain and Bias)

Red G: 1

Green G: 1

Blue G: 1

Red B: 0

Green B: 1

Blue B: 0

Режим яркости: DynamicBlack 1

PureMotion: выключен


SDR, затемненное помещение, экран UST ALR с коэффициентом усиления 0,6

Режим: User

Яркость: -12 (зависит от контента)

Контрастность: 5 (зависит от контента)

Резкость: 3

Цвет: 0 (зависит от контента)

Оттенок: 20 (зависит от контента)

Гамма: Standard (2.2)

НАСТРОЙКИ ЦВЕТА:

BrilliantColor: 10

Цветовая температура: Standard

Согласование цветов на стандартных настройках: Оттенок, Насыщенность, Усиление (Hue, Saturation, Gain)

Red

H-6, S-2, G6

Green

H-30, S21, G3

Blue

H-20 , S5, G-6

Cyan

H-29, S-6, G24

Yellow

H-17, S-3, G7

Magenta

H-29, S-11, G4

White

Red Gain 0, Green Gain 4, Blue Gain -4

Усиление и смещение RGB (Gain and Bias)

Red G: 0

Green G: 0

Blue G: 1

Red B: 1

Green B: 1

Blue B: 1

Режим яркости: 100%

PureMotion: выключен


SDR, освещенное помещение, экран UST ALR с коэффициентом усиления 0,6

Режим: Game

Яркость: -11 (зависит от контента)

Контрастность: 8 (зависит от контента)

Резкость: 3

Цвет: 0 (зависит от контента)

Оттенок: 15 (зависит от контента)

Гамма: (Standard 2.2)

НАСТРОЙКИ ЦВЕТА:

BrilliantColor: 10

Цветовая температура: Cool

Согласование цветов на стандартных настройках: Оттенок, Насыщенность, Усиление (Hue, Saturation, Gain)

Red

H-3, S-2, G24

Green

H-31, S8, G5

Blue

H-20 , S5, G=0

Cyan

H-30, S-9, G23

Yellow

H-25, S-6, G13

Magenta

H-23, S-9, G14

White

Red Gain 4, Green Gain -1, Blue Gain -5

Усиление и смещение RGB (Gain and Bias)

Red G: 1

Green G: 0

Blue G: 0

Red B: 0

Green B: 1

Blue B: 0

Режим яркости: 100% мощности

PureMotion: выключен

Производительность: 4,5

Функциональность: 4

Простота использования: 4

Стоимость: 5

Плюсы:

качественное изображение без настройки

простая настройка под затемненные и незатемненные помещения

эффективное воспроизведение 3D

встроенная аудиосистема, совместимая с внешним сабвуфером

автоматическая программная коррекция геометрии

голосовое управление и поддержка систем автоматизации IFTTT

Вывод: Optoma CinemaX P1 — яркий проектор, выдающий качественную картинку с заводскими настройками, с приятной эргономикой и продуманным функционалом, благодаря чему достигает изумительного соотношения цены и качества.