TAD Reference One: Новое имя легенды (Тестирование журнала АудиоМагазин #4 (105)'12).

Как, должно быть, помнит читатель, ежегодная выставка Premium Hi-Fi & Home Theatre, всегда проходящая весной в Москве, в этом году отметилась воодушевившей всех поклонников TAD премьерой акустики Reference One (с ней на пару приехала и полочная Reference Compact). С тех пор мы с нетерпением ждали возможности посетить дистрибьютора, фирму CTC CAPITAL, и вдумчиво попытать эти колонки, наконец-то, спустя долгих шесть лет, добравшиеся из Европы до нас. И вот свершилось. Мы с главным редактором Артемом Аватиняном теперь готовы поделиться своими впечатлениями от плодов нового направления в деятельности легендарной японской фирмы.

Прошлое и настоящее

Возможно, для кого-то TAD Reference One — просто еще одна дорогая и престижная акустика класса High End наравне с другими. В прекрасных корпусах, адекватных стоимости и позиционированию на рынке, с каким-то набором динамиков и в некоем окружении из фирменной же электроники. Ряд брендов предлагает аналогичный подход, иногда даже со всеми аксессуарами вплоть до стоек и кабелей — вспомним хотя бы Gryphon Audio Design или Tidal. Достаточное количество компаний используют в своих компонентах дорогие эксклюзивные комплектующие, динамики, почитающиеся на рынке престижными, и пр. В современном хай-энде есть и наборы проверенных маркетинговых ходов, призванных создать хорошее имя и легенду определенному продукту. Я не хочу сказать, что отношусь к этому негативно — таковы законы рынка и продвижения товара, как говорится, с'est la vie. Но надо отметить, что существуют фирмы, которые, даже входя в этот сектор впервые, заранее имеют статус тяжеловесов. Их мировая известность и авторитет таковы, что маркетологам не приходится придумывать ничего «легендарного» — достаточно просто сообщить, что данный бренд сделал домашнюю акустику для потребительского сектора с привлечением результатов своих многолетних изысканий в области профессионального аудио. Но опять же так может заявить далеко не одна компания. Однако на мой предвзятый взгляд, в реальности есть всего два имени, с которыми связаны золотые (по идеям и техническому воплощению) разработки — Technical Audio Devices и JBL, два кита профессионального аудио семидесятых и восьмидесятых годов. Эти вечные фирмы-конкуренты, ревниво смотрящие друг на друга через океан, в последней трети лет двадцатого века создали столько бестселлеров в сфере динамиков и готовых конструкций, сколько другим, может быть, не создать никогда. Детище Лэнсинга всегда работало сразу на два фронта — на профессиональный и потребительский рынок, постоянно адаптируя свои студийные мониторы для домашнего аудио. А вот японская TAD с момента своего образования в 1975 году неизменно придерживалась только профсектора. Несмотря на это, ее модели студийных АС и отдельные динамики широко проникали в любительские массы и обладали культовым статусом. Блистательные компрессионные бериллиевые драйверы, узнаваемые большие горизонтальные рупоры для них, совершенно нейтральные и спроектированные, чтобы не давать никакой рупорной окраски, бериллиевые супертвитеры наподобие ET-703, бумажные конусы басовиков на неизменных гофрированных подвесах, знаменитые «шестнашки» и «восемнашки» с уникальными параметрами и уровнем КНИ — вот только кое-что из зала славы TAD. Среди тех, кто в теме, вряд ли найдется человек, который ни разу хотя бы краем уха не слышал, допустим, о модели TAD Exclusive 2402 и других из того же ряда. Динамики со скромным лого и несколько нескромной ценой используются также в больших студийных мониторах абсолютного топ-класса других компаний, например Westlake Audio, или мониторах Хидли — Киношиты.

Конечно, когда такой производитель решил обратить свое внимание на потребительский сектор, это стало значительным событием не только для поклонников бренда. В начале 2000-х годов TAD открыла новое подразделение с сильной командой приглашенных и собственных инженеров. К разработчикам примкнул и Эндрю Джонс, работавший до того главным инженером KEF. Под его руководством и на базе его технических идей были сконструированы две АС серии Reference — напольные One и полочные Compact, а также акустика, выпущенная под маркой Pioneer — S-1EX, S-2EX и др. (Кстати говоря, напольные S-1EX и их полочные сородичи, с коаксиальными драйверами и бериллиевым твитером, до сих пор являются моим любимым примером уникально хорошего звучания за свою цену.) А что касается TAD Reference, тут все было сделано, что называется, без оглядки на стоимость.

Несмотря на все фразы в рекламных каталогах TAD, созданные в 2006 году Reference One сильно отличаются от своих студийных предтеч. Элегантные наклонные корпуса определенной формы — это понятно: эргономика, вписываемость в небольшие домашние помещения, относительная нетребовательность к расстановке… Коаксиальный драйвер на средних и высоких частотах, в общем-то, из-за того же плюс ради широкой диаграммы направленности. Ушли традиционные рупоры (хотя один все же сохранился, о чем ниже), исчезли мои любимые большие бумажные «лопухи». Что осталось — неизменный бериллий на ВС и СЧ, собранных уже в один коаксиальный динамик. И еще — звук TAD. Потому что, что бы ни делала эта фирма, «TAD делает TAD», и этим все сказано.

Новый стиль

Коаксиальный драйвер, по заявлению компании, способен работать от 250 до 100 000 Гц. Оба динамика, входящие в сборку, — бериллиевые, полученные фирменным методом TAD, о котором мы уже не раз писали. Тут интересно заметить, что, хотя подобная конструкция появилась в серийной модели TAD только с приходом в команду Эндрю Джонса, на самом деле у Pioneer в активе имеется свой патент на коаксиальный излучатель, полученный даже раньше, чем в KEF. Так что это новое — в каком-то смысле просто хорошо забытое старое.

Профиль твитера предварительно моделировался на компьютере. Два 10-дюймовых басовика с гофрированными бумажными подвесами имеют мембраны, изготовленные из двух слоев арамидных волокон, между которыми размещена средняя часть сэндвича из вспененного акриламида. Похожий динамик, только попроще, памятен нам по Pioneer S-1EX. Этот материал, как и специально разработанная магнитная система с короткой катушкой (диаметром 10 см и длиной всего 12 мм) и с щелевым наконечником для равномерного распределении магнитного поля в зазоре, обеспечивают линейный ход динамика до 3 см. Излучатели монтируются в корпусе через систему виброизолирующих прокладок и крепежей, на поверхность не выступает ни единая острая грань, все переходы и стыковки сделаны плавно и очень тщательно, торцы корзин прикрыты массивными полукруглыми алюминиевыми прижимами.

Все драйверы на передней панели установлены в эллиптические углубления вертикальной ориентации, а сама панель отклонена на несколько градусов назад. Вкупе с собственными характеристиками коаксиала это дает отличное фазовое согласование, широкую диаграмму направленности по вертикали и чуть зауженную по горизонтали, что, кстати, только улучшает приживаемость АС в помещении и снижает отражения от боковых стен. Также налицо абсолютно бесшовная на слух сшивка полос, поддержанная кроссовером, в чем мы и сами имели шанс убедиться. Индивидуальные защитные металлические сетки снимаются только с басовиков, деликатный бериллиевый коаксиал всегда остается «под прикрытием».

Интересный порт фазоинвертора представляет собой в определенном смысле последний привет от профессиональных моделей TAD — единственный уцелевший скрытый рупор в конструкции АС. Горизонтальный щелевой порт, устье которого выходит в самый низ передней панели, над массивной алюминиевой плитой основания, плавно сужается назад вместе с корпусом и поднимается горлом вверх около задней стенки. Его сложная форма была получена на компьютере с применением расчетных методов гидродинамики в целях эффективной борьбы с турбулентностью выходящего воздушного потока.

Корпус тоже несет на себе печать высоких технологий и компьютерного моделирования. Каплевидная аэродинамическая форма и система из пяти непараллельных внутренних переборок роднит эту акустику с корпусом корабля или конструкцией крыла самолета. Основу составляет каркас из березовой фанеры толщиной 21 мм; на него крепятся боковины из толстых комбинированных панелей и еще один, финальный, слой фанеры под отделку. Общая переменная толщина стенок достигает почти 14 см. Если добавить трехсантиметровую металлическую плиту в основании, то вес одной колонки получается равным 150 кг. Исключительно красивый корпус отделан шпоном растущего на западном и восточном побережьях африканского континента дерева Pommele Sapele, дающим при обработке и покрытии лаком великолепный эффект множественных мягко переливающихся складок бархата. От корпуса сложно оторвать глаз — существует не так уж много АС, которые производят аналогичное впечатление отделкой и ее уровнем (например, изысканные Sonus Faber Stradivari, хотя Reference One выглядят более солидно и основательно).

Колонки играли в родной системе из компонентов TAD — SACD-плеера D600 и усилителя мощности М2500, с примесью единственного постороннего элемента в виде предварительного усилителя Chapter Audio Preface Signature. О первых двух устройствах мы еще расскажем подробно в следующем номере журнала. А что касается Chapter Audio, то для кого-то может оказаться интересной информация, что ее совладелец и технический директор Данкан Шримптон, ответственный за все технические исследования и разработки, ранее трудился в Chord Electronics и, в частности, отвечал за источники питания в усилителях.

Старые ценности

В том, что касается установки АС, производитель дает удивительно толерантные (с учетом габаритов) рекомендации относительно удаления АС от задней и боковой стен: минимальное расстояние составляет всего лишь 30—60 см. На собственном опыте мы смогли убедиться, что эти гиганты действительно спокойно играют даже в очень стесненных условиях. В комнате CTC CAPITAL (точнее, в той ее части, части, что отведена целиком под систему TAD), наберется едва ли 14—15 «квадратов». Однако TAD Reference One продемонстрировали там похвальную некапризность, хорошую глубину и объем стереообразов и ровный тональный баланс с вполне беспроблемным басом. Хотя, конечно, такая акустика заслуживает помещения попросторнее, чтобы дышать полной грудью и сформировать зоны фундаментальных нижних частот.

С самого начала АС выказали исключительную точность и какую-то поистине беспредельную легкость отработки материала. Никакой натужности, неестественности, трудностей с темпоритмом — налицо идеальная уместность и соразмерность происходящего, уникально выверенная и отмеренная передача голосов и инструментов, безупречные пропорции, твердость и осязаемость образов, без тяжеловесности или же, напротив, бестелесности. Это новое слово TAD играет совершенно в ином стиле по сравнению с другими моими фаворитами — Westlake, даром что в последних часто стоят старые динамики фирмы, а в Reference One — свежесконструированные. При одинаковой исключительной, просто невозможной тональной ровности те же Westlake Tower SM-1 (да и модели помладше) выдают одновременно прозрачную и плотную середину, не сказать что с темноватым привкусом, но очень насыщенную. Тут же — предельная хрустальность (я даже не знаю, какое слово выразило бы это лучше), совершенно ненагруженная подача и бесподобная пластика. Некоторые ассоциации, связанные с подобным почерком, особенно с подачей средне-высокочастного диапазона, вызывают в памяти звук старших Focal JMLab серии Utopia с бериллиевым твитером. ВЧ филигранны и безмерно детальны — все же бериллий есть бериллий, и сходство не случайно. Хотя по сравнению с теми же Utopia колонки Reference One играют заметно более бесшовно и фундаментально в смысле баса и с иной фактурой нижнего диапазона. Бас служит естественным продолжением верхнего регистра, абсолютная слитность полос просто поражает — как будто звучит один динамик. Фазовое согласование дает единый голос во всем многоголосии.

Система TAD совершенно свободно и моментально отрабатывает быстрый импульс, высокое барочное сопрано звучит не шпилеобразно, но со всеми динамическими градациями. Быстрое нарастание сигнала вообще не содержит интермодуляционных биений — просто фантастика, с каким колоссальным запасом по мощности и по скорости воспроизводится сложный вокал. Конечно, вклад в это вносит и электроника, компоненты TAD надежно поддерживают своего выдающегося партнера. При всей немыслимой точности саунда он одновременно и очень комфортный, инструменты играют именно то, что чувствуешь и предугадываешь заранее, и этот элемент предвкушения и необманутых ожиданий дарит огромное удовольствие от прослушивания. И при всех ассоциациях с другими фирмами и звуковыми концепциями следует уверенно сказать, что больше всего этот новый TAD похож… на TAD. Фирменная бездонная прозрачность улавливается моментально, хотя масштаба стало поменьше. Но с учетом желания сделать домашнюю версию подобное вполне понятно.

Тембральной плотности иногда можно было бы и добавить — на любителя. Отчасти тут не обошлось без влияния фактуры баса, стопроцентно управляемого и настолько быстрого, что это кажется невозможным, но кто-то назовет его суховатым. Однако, как мне показалось, электроника TAD тоже обладает определенной спецификой (которую я надеюсь точно вычислить в следующий раз, когда в Москву приедет фирменный предварительный усилитель и у нас будет второй комплект электроники для корректного сравнения). Если есть желание сгустить и слегка утяжелить саунд Reference One, это можно решить путем замены компонентов. Хотя придется постараться найти такие, чтобы они не ограничивали акустику и не связывали ей руки.

В заключение приведу здесь мнение об услышанном в CTC CAPITAL нашего главного редактора Артема Аватиняна, вместе с которым мы имели удовольствие познакомиться с великолепной парой TAD. Это мнение в ряде моментов отличается от моего, что только на пользу — разные впечатления позволят заинтересованному читателю составить более полное представление.

Артем Аватинян:

Подавляющее большинство аудиокомпонентов высокого уровня создавалось в расчете на то, чтобы их звучание производило на слушателя то или иное благоприятное слуховое впечатление. Редчайшие образцы аудиотехники — к ним относятся и TAD Reference One — оказываются способными отодвинуть собственное звуковое «я» на второй план и позволить проявиться самой музыке, содержащейся в записи. Как мы понимаем, музыка не тождественна звуковому образу, формируемому аудиосистемой, которая в какой-то степени интерпретирует материал фонограммы, особенным образом организуя восприятие и по-разному расставляя смысловые и эмоциональные акценты. В самой этой интерпретации нет ничего плохого — она, по-моему, составляет суть аудиоискусства. Другая ипостась аудио в том, что упомянутая интерпретация либо отсутствует, либо ее очень сложно обнаружить. Таким образом, в первом случае можно говорить о звуковой индивидуальности аудиокомпонента, а во втором — только об индивидуальности и стиле музыки. TAD Reference One лишены собственного специфического звукового характера. Во время прослушивания колонок в системе с родной электроникой не возникает мыслей вроде «какое красивое звучание!», «как здорово звучит!» и т. п. Постепенно укрепляется и в результате перерастает в уверенность предположение, что очень строгое звучание с большой точностью соответствует записи на дисках. Превосходный звук или посредственный — объяснение одно: передается только то, что записано. Притом эти АС транслируют все без каких-либо формальных, частотных или динамических, ограничений. Например, мне не встречались акустические системы, которые могли бы успешно конкурировать с Reference One по глубине и структурированности нижнего регистра.

Способность формировать устойчивое доверие к услышанному — основное достоинство аудиотехники TAD. Совершенно естественна поэтому ее высокая репутация в профессиональной среде. По большому счету, такая техника не типична для домашнего аудио, и она даже может вызывать дискомфорт из-за неспособности выдавать что-либо кроме голой музыкальной правды.

Вывод

АС, представляющие собой некий эталон, в ряду немногих других, выверенного и эмоционального воспроизведения музыки. Остановиться в прослушивании почти невозможно, аптекарская точность настолько же лишена сухости или формальности, насколько это присуще и творениям других великих студийных брендов. Полнейший экстаз, легкость и натуральность звучания начисто опровергают все разговоры о студийной сухости и «звуке не для дома». Просто есть студийные мониторы — а есть TAD. И нам повезло, что существует возможность приобщиться к такому звуку и понять его.

Tехнические характеристики (по данным производителя)

Акустические системы TAD Reference One

3 261 200 руб.

Тип – напольная акустическая система

Акустическое оформление – фазоинвертор

Частотный диапазон (–10 дБ), Гц – 21—100 000

Количество полос – 3 (НЧ – 2 х 250 мм, композитные конусы, арамид-акриламид, СЧ/ВЧ – 160 мм, коаксиальный, бериллиевый конус, ВЧ – 35 мм, бериллиевый купол)

Частоты раздела, Гц – 250, 2000

Сопротивление (номинальное), Ом – 4

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ – 90

Габариты, мм – 1293 x 554 x 698

Масса, кг – 150

Музыкальный материал

1. G.B. Pergolesi. «Stabat Mater». V. Dietschy, A. Zaepffel, Ensemble Stradivaria (ACCORD, 465 952-2)

2. G.P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Kln (DHM, 05472 77367-2)

3. Verdi. «Requiem». Orchestre Rvolutionnaire et Romantique, J.E. Gardiner (Philips, 442 142-2)

4. Beethoven. «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)

5. Wagner. «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)

6. C. C. Прокофьев. «Александр Невский, Скифская сюита», В. Гергиев, хор и оркестр Мариинского театра (Philips, 473 600-2)

7. «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)

8. AC/DC. «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)

9. In Flames. «Colony» (Nuclear Blast, 27361 63992)

10. Kataklysm. «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

Контрольный тракт

СD/SACD-проигрыватель TAD D600

Предварительный усилитель Chapter Audio Preface Signature

Усилитель мощности TAD M2500

Коммутация кабелями Musical Wire

Технические характеристики и описание.