TAD Evolution One: ода к радости (Тестирование журнала АудиоМагазин #1(108)'13).

В прошлом году мы дважды возвращались к теме TAD, один раз прослушав великолепные АС Reference One, а второй раз попытавшись найти для них оптмимальное окружение из электронных компонентов, в том числе – фирменных. В третий заход мы начинаем путешествие по линейкам акустики TAD сверху вниз, переходя от старшей серии Reference к младшей Evolution. Впрочем, младшей и «маленькой» она может быть названа только условно, по сравнению с R1. Evolution One – весьма габаритная и массивная акустика, хотя, в новом фирменном стиле, она весьма толерантна к размерам помещения и расположению в нем.

Вариации на тему

Evolution One выглядят вполне наследственно по сравнению с большими, памятными Reference One: они тоже имеют обтекаемые и сильно зауженные сзади корпуса. Каждый кабинет заканчивается такой же узнаваемой выразительной полуаркой на верхушке, образованной чуть выступающей передней панелью, черной каплей взлетающей вверх, на верхнюю крышку. Младшая пара визуально ассоциируется с чем-то очень легким и стремительным, за счет отличного дизайна и почти вдвое уменьшенных по ширине передних панелей. Порт фазоинвертора выведен вперед, в самый низ, и имеет прямоугольное «горло». Как и Reference One, эти колонки стоят на мощном алюминиевом подиуме толщиной порядка 10 см, установленном на трех широких, но совсем невысоких ножках-конусах. Задний край этой подставки, заметно выходящий за линию корпуса АС, служит установочной платформой для двух пар латунных массивных терминалов, ориентированных вертикально, для надежной фиксации тяжелых кабелей с разделкой «бананами». В комплект входят бивайринговые перемычки из кусочков толстого кабеля. Кроссовер расположен максимально близко к акустическим клеммам и подальше от вуферов – прямо внутри алюминиевого «кейса» подставки, вне основного кабинета. Доступ к нему открывается при отвинчивании мощных винтов на нижней стороне подиума. Кабинеты, как и в прошлый раз у Reference, отделаны умопомрачительно красиво, в этом случае – сложным шпоном эбенового дерева с покрытием сатиновым лаком. Получаемый тон расплавленного горячего шоколада с вертикальной структурой из черных полос смотрится очень оригинально и необычно. Абсолютно безупречное покрытие на ощупь имеет фактуру шелка. В описании присутствует много терминов наподобие «абсолютный», «великолепный» и пр., однако в тех редких случаях, когда видишь перед собой действительно бескомпромиссное качество кабинетов, не отметить это и не восхититься просто не представляется возможным.

Комплект динамиков с поправкой на размеры оказался знакомым; причем даже дважды. Впрочем, это понятно, если вспомнить историю этих АС. С одной стороны, они явно наследуют референсной линейке, и неудивительно обнаружить тут схожий конструктив. С другой стороны, исторически в период между TAD Reference и Evolution были сделаны интереснейшие Pioneer S-1EX, выпущенные той же командой в русле тех же концепции, но под другим брендом. И больше всего E1 похожи именно на S-1EX, причем как набором динамиков, так и частотами кроссовера. Продукт с названием Pioneer быстро мелькнул и ушел с рынка, зато пришли E1, сделанные, конечно, с заметно большим размахом. Итак, в нашей паре коаксиальный средне-высокочастотный драйвер, разработанный Эндрю Джонсом в начале 2000-х гг. для TAD, чуть поменьше диаметром, чем был у R1, и имеет только бериллиевый купол твитера. Обрамляющий конус среднечастотника, который в референсной линейке также был из бериллия, тут сделан из магния. Диффузоры вуферов по-прежнему крепятся на гофрированном подвесе и выполнены из комбинированного материала, называемого фирмой MACS (Multi-layered Aramid Composite Shell) – композит, представляющий собой два «покрова» из плетеных арамидных нитей с прослойкой из вспененного акриламида. Вуферов тоже два, но, чтобы разместить их на гораздо более узкой передней панели, используются семидюймовые варианты, а не десятидюймовые. Для магнитных систем басовиков производителем заявляются большие звуковые катушки и неодимовые магниты. Как и у старшей модели, все динамики погружены в овальные вертикально ориентированные гнезда на передней панели, участвующие в формировании зауженной по бокам диаграммы направленности (для уменьшения отражений от боковых стен). Индивидуальные защитные грили снимаются только с басовиков, довольно широкий край корзины коаксиала имеет кольцевую накладку из войлока вокруг жесткой несъемной сетки (видимо, для компенсации возможного «звона» при работе динамика). В целом, как уже говорилось, «маленькие» TAD невелики только по сравнению с фундаментальными R1, а так они – очень даже крупные, тяжелые и мощные, легко «побивающие» по солидности конструкции и качеству отделки многие и многие АС аналогичных габаритов и дизайна.

Живость и экспрессия

Проверка нижнего регистра АС по чистым тонам показала, что в небольшой тестовой комнате бас отыгрывается чисто и беспроблемно, начиная с 45 Гц, резонансов удачно удается избежать, и только пару раз в области среднего баса у нас были отмечены провалы на 4-5 дБ. Подобное комнатное поведение следует признать просто превосходным, а сами АС – в высшей степени дружелюбными к помещению. Эта фраза звучала еще в прошлые разы, применительно к R1, но тогда слишком большой акустике было сложно проявить фундаментальный нижний бас, самых нижних частот у нас просто не было. Здесь же возникло впечатление очень адекватной ситуации, в которой акустика не полностью, но достаточно близко к тому проявила свои способности в нижнем регистре и не породила никаких проблем. Все же мастерству инженеров TAD хочется сказать еще один комплимент, уже применительно к Е1.

В этом пункте уместно вспомнить тест Focal Utopia Viva (декабрьский номер за 2012 г.), да и вообще сравнение этих двух пар вполне правомочно, в силу одинакового ценового диапазона, примерно равных габаритов и, главное, бериллиевых высокочастотников и «быстрых» басовиков в том и в другом случае. Viva показала себя очень капризной дамой, способной выдать максимум звучания только в свободной расстановке в большом помещении (порядка 50 квадратов). Объективно звук АС от Focal можно считать более крупным, но и более проблемным, с точки зрения интеграции в помещение. Интересно, что примерно сходные параметры по воспроизведению баса (от 45-50 Гц в линеечку без подъемов, возможно, с провалами) Viva обеспечила не в обычной комнате, а в упомянутом выше небольшом зале. А TAD E1 порадовал нас такими показателями в небольшой комнате, в своей эффективно работающей части насчитывающей едва ли 25 квадратных метров.

Что касается собственно звука Е1, то тут мы тоже позволим себе широкие сравнения с упомянутой парой от Focal. В тесте Viva мы отмечали удивительную живость, пластику и экспрессию звучания, наряду с тонкостью и чуткостью реакции. И тогда отнесли немалую долю успеха на счет очень дорогого эксклюзивного лампового комплекта Lamm. В этот раз мы имели удовольствие получить результат такого же уровня и в том же стиле, оставаясь в рамках чисто транзисторной концепции (за исключением легкой ламповой «ереси» в виде предварительного усилителя MF Primo).

TAD E1 звучат очень свободно, предельно раскованно, так, как будто музыку вообще ничто не держит, она льется прозрачным посверкивающим ручьем, на дне которого отсвечивают цветные камушки и мелкие рыбки. Удивительное чувство свежести, чистоты и свободы подчеркивается отличной фактурой инструментов. Барочные скрипки звучат тонко, но насыщенно и именно по-барочному, клавесин легок, изящен и красиво разворачивается звонкими и полнотелыми (для своих габаритов и конструкции) переливами. Флейты берут верхушечки аккуратно и тонко, с легким напором и присвистом продуваемого воздуха – абсолютно идеально, как в жизни в небольшом зале с отличной акустикой, и без всяких микрофонов. На фоне этого бесконечного грациозного танца, тонкой пластики и живости старшие Reference One по воспоминаниям начинают казаться несколько рафинированными. Впрочем, это вполне можно списать на окружающий комплект электроники, который мы так и не смогли идеально подобрать к R1. А для акустики такого уровня решающим является абсолютно все. Как бы там ни было, в паре с Е1 компоненты MF выступают исключительно органично, подхватывая звук «на полувздохе» и никак не ограничивая собственный почерк акустики. Мощник MF Titan контролирует АС даже не на 100, а на 1000 процентов, обеспечивая моментальную реакцию на импульс. Тембальный баланс отлично выверен, звонкие инструменты получаются именно звонкими, ясными и насыщенными, но не бестелесно шелестящими или, напротив, слишком «нажимистыми». Общий саунд в системе с компонентами MF получается солнечным и немного смещенным в светлую радостную сторону (не тонально – подобные грубые дефекты немыслимы для TAD, но по шкале передаваемых и воспринимаемых эмоций). Высокий трагизм ряда записей, например, «Реквиема» Верди, немного смягчается, щадя слабое человеческое сознание. С другой стороны, барочные записи буквально заливают слушателя потоком живого света, волнами тепла и ощущением простора и объема. Даже подумалось, что в сумрачные дни такая система способна работать, как домашнее солнце.

В то же время, в звуке нет никакой расслабленности и релакса, нерв и страсть передаются просто прекрасно. И даже более того – энергичность и выверенный напор, вместе с разрешением, так велики, а информативность до мельчайших подробностей, тысячей нитей, связывающих музыкантов в оркестре, «тайной жизни» скрипок и перекличек с альтами, и сотни прочих вещей, так всеобъемлюща, что слушать очень легко (совсем не надо привыкать, подстраиваться и пр.), но, вместе с тем, возникает ощущение, что ты полон информаций до краев. Хотя и оторваться тоже невозможно, каждую музыкальную картину хочется непременно досмотреть до конца. «Аппассионата» – нервное и страстное воспроизведение, огонь под вуалью, бездна под дымкой, сияющая интерпретация обрушилась как лавина. Причем, в силу исчерпывающего контроля баса, рояль абсолютно точен, контроктава вступает кратко и глубоко – и огонь бежит дальше. В виртуозном исполнении тяжелые низы состязаются с огненными верхами. Конечно, существует студийная акустика наподобие B&M, с ЭМОС на басу, дающей предельно краткие и «усмиренные» НЧ. Но там есть легкий привкус неестественности, заключающийся в ощущении, что с басом «поработали». А тут он краток и сфокусирован сам по себе, безо всякого насилия, что, на мой вкус, звучит легче и естественней.

Аналогичное ощущение-переживание в двойном концерте Моцарта для скрипки и альта

– целое представление, когда томный матовый альт вторит стремительной огненной скрипке и уговаривает ее не спешить и покориться, а, когда она отказывается – сам устремляется за ней в погоню, с такой же страстью и скоростью. Потом роли меняются, скрипка начинает доминировать с неожиданной мощью и даже некоторым самолюбованием. Этот танец страсти поддерживает и оркестр, и «смотреть» это можно без конца, с желанием все-таки узнать, кто же победит в этом споре, оставшись ведущим, а кому останется роль ведомого. Яркие образы и свежее прочтение до деталей изученного двойного концерта вызывает массу новых впечатлений.

Система даже на пиках отрабатывает голос и мощный хор с прекрасной дикцией и абсолютно без артефактов, включая сибилянты. Артикуляцию снова хочется назвать идеальной, как в реальной жизни. По части передачи объема помещения Е1 отличаются необыкновенным «чутьем на метраж», точно воспроизводя небольшие студийные комнаты с дозированными реверберациями и контролируемыми условиями, большие концертные залы и храмы с плотной звуковой волной, гуляющей под куполом. И во всех случаях голоса и инструменты отменно интегрированы в этот объем, который не воспринимается как пустая искусственная «накачка», но естественно слит с тембрами, добаляя естественной специфики.

Записи рока и металла подаются исключительно мощно и прозрачно, с четкой передачей саунда и самой толикой неплотности (обратная сторона очень высокой разборчивости и детальности, всегда присутствующая у акустики подобного рода). Зато система с Е1, что называется, моментально «схватывает зажигание» и срывается с места в карьер, когда наличествуют сильно ускоренные фрагменты или отрабатываются линии двойных бас-бочек – это напоминает норовистый и приемистый спортивный автомобиль, ускоряющийся моментально с радостным рыком. Исчерпывающая информативность, не заслоняющая эмоциональность, присутствует и тут, позволяя сплести вместе или расплести по партиям, при желании, любую сколь угодно насыщенную запись. Жесткость и массивность строго дозированы в соответствии с музыкальным стилем и саундом конкретной записи, так же, как был строго отмерян напор и нажим у классических инструментов. Звук TAD E1, как и Focal Viva Utopia, можно назвать информационным взрывом, но для этой пары нам еще повезло найти такой комплект усиления, который делает ее безоговорочно всежанровой.

Вывод

Блистательные АС, и великолепное сочетание с комплектом электроники, хотя, как всякое самостоятельное и блестяще-артистичное явление, это немного своенравно в трактовке материала. Зато эта трактовка – неизменно в светлую позитивную сторону, в область радостных эмоций и преживаний. Экспрессии и информативности в подаче целое море, АС неплохо себя чувствуют даже в совсем небольших помещениях.

Tехнические характеристики (по данным производителя)

Акустические системы TAD E1

1 347 547 руб.

Тип – напольная акустическая система

Акустическое оформление – фазоинвертор

Частотный диапазон (-10 дБ), Гц – 28—100 000

Количество полос – 3 (НЧ – 180 мм x 2 композитный конус арамид-акриламид, СЧ/ВЧ – 140 мм коаксиальный, магниевый конус, ВЧ – 35 мм бериллиевый купол)

Частоты раздела, Гц – 250, 2000

Сопротивление (номинальное), Ом – 4

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ – 88

Габариты, мм – 1166 x 334 x 512

Масса, кг – 54

Музыкальный материал

1. G.B. Pergolesi «Stabar Mater». V. Dietschy, A. Zaepffel, Ensemble Stradivaria (ACCORD, 465 952-2)

2. G.P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Kln (DHM, 05472 77367-2)

3. «Double Concertos». J. Heifetz (RCA Red Seal, original recording remastered, 8697-04605-2)

4. Beethoven «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)

5. Verdi «Requiem». Orchestre Rvolutionnaire et Romantique , J.E. Gardiner (Philips, 442 142-2)

6. Wagner «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (DECCA, 460 510-2)

7. «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)

8. AC/DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)

9. In Flames «Colony» (Nuclear Blast, 27361 63992)

10. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

Контрольный тракт

СD проигрыватель Musical Fidelity AMS CD-DAC

Предварительный усилитель Musical Fidelity Primo

Усилитель мощности Musical Fidelity Titan

Акустические системы TAD E1

Коммутация кабелями JIB

Технические характеристики и описание.