Стратегия окончательного выбора: интегральный усилительMusical Fidelity M6 500i ( Тестирование журнала TuneAudio #02'12)
У "тяжеловеса" Musical Fidelity M6 500i есть все шансы стать именно тем "окончательным" интегральным усилителем, на котором Ваш поиск "большего и лучшего звука" наконец прекратится — представленная модель сочетает впечатляющую мощь и массу полезных возможностей. Рафаэль Тодес (Rafael Todes) решил проверить аппарат в деле...
Год нынешний выдался для Musical Fidelity весьма оживленным: компания выпустила целую гамму новых интересных продуктов, начиная от сетевого плеера MI CLiC, и, заканчивая 96 кГЦ USB-S/PDIF конвертером. Однако после продолжительной эскопады по освоению новых технологических и дизайнерских рубежей, компания Musical Fidelity наконец-то вернулась к родным берегам, явив миру героя данного обзора — интегральный усилитель M6 500i, вобравший в себя все самые лучшие фамильные традиции бренда. На первый взгляд, это вполне обыкновенный (хотя и весьма привлекательный внешне) большой интегральный усилитель. Энтони Майклсон (Antony Michaelson) давний приверженец именно таких вот "уверенных в себе", серьезных и основательных усилителей: все прекрасно помнят линейку kW, буквально олицетворяющую собой кипучий и энергичный энтузиазм своего создателя. При этом Энтони прекрасно удаются и маломощные изделия чистого класса А — так держать! Как наглядно видно из спецификаций и номенклатурных обозначений, модель M6 500i обладает мощностью в 500 Ватт, но при этом реализует технологии аппарата M6i (который выдает свои сравнительно пустяковые 200 Ватт на канал). Так что, если продукт данного сорта кажется Вам недостаточно мощным, то, откровенно говоря, имеет смысл прочистить уши, прикупить пару более голосистых колонок или сосредоточить всё оборудование в более "камерной" комнате прослушивания!
Сам Майклсон определяет модель M6 500i не иначе как "окончательный / завершающий продукт" (exit product), что, конечно же, вызывает особый терминологический интерес. Нет, сам Энтони, конечно же, не собирается уходить на покой. Просто основатель Musical Fidelity желает подчеркнуть, что, приобретя M6 500i, Вы сразу же убиваете нескольких зайцев, получив и предусилитель, и пару моноблоков "в одном флаконе" — специально париться с подбором-согласованием отдельных компонентов и кабелей Вам уже не придется. Таким образом, M6 500i — вещь из рода "купил, поставил и забыл". И предназначен данный весьма не маленький усилок для тех, кто предпочитает действовать по принципу "мы не на столько богаты, чтобы покупать дешевые вещи", понимая, что лучше сразу решить вопрос на корню, чем потом многократно ломать голову проблемой выбора и кроить бюджет под серию апгрейдов. Сам Энтони является приверженцем именно такой парадигмы. В подтверждение, хочется вспомнить те интегральные усилители, которые он делал с 1990-го: A1000, New Vista M3, Tri Vista 300 и kW500 — все их объединяет схожая концепция и цена, сопоставимая с той, по которой сейчас продается M6 500i.
Принципиальная схема модели — четыре усилителя мощности, сгруппированные по двое мостовой связкой в два моноблока. Предусилитель и усилители мощности оснащены собственными независимыми блоками питания и радиаторами. Кроме того, они соединены непосредственно на печатной плате — это обеспечивает наиболее эффективное прохождение сигнала. Таким образом устраняется необходимость использовать дорогие межблочные кабели для соединения отдельных моноблоков (как этот имеет место в случае создания системы из отдельных компонентов). В конце концов, отсутствие кабеля — это гораздо лучше, чем хороший кабель! Фронтальная панель аппарата (из добротного полированного алюминия) излучает традиционную для изделий Musical Fidelity солидность. Боковые стороны корпуса — ребристые, служат для отвода тепла и ощутимо нагреваются после нескольких часов эксплуатации усилителя. Конечно, нагрев не такой сильный как в случае AMS100 и поджарить яичницу на усилке, к сожалению, не удастся, но обычно именно так распаляется кузов авто в жаркий, солнечный летний день. На фронтальной панели аппарата также предусмотрен 7-сегментный светодиодный дисплей, наглядно отображающий текущий уровень громкости, регулируемую с шагом в 1/2 дБ. Когда я в первый раз включил усилитель, то он не издал ни звука. Тогда я быстро выполнил серию традиционных проверочных процедур — безрезультатно. Покрутил регулятор громкости — тишина... И только провернув его на несколько оборотов, я, наконец, был вознагражден появлением звука. Оказалось, что используемый в усилке регулятор громкости обладает очень малой ценой деления — его необходимо достаточно сильно выкручивать, чтобы получить звук желаемого уровня.
В модели предусмотрено четыре линейных RCA-аудиовхода с солидными золочеными коннекторами. Также разработчики предусмотрели и балансный XLR-вход, отличающийся предельно низким уровнем шума. Также в наличии — отдельный выход с предусислителя, позволяющий использовать дополнительный усилитель мощности для подключения акустики по схеме bi-amping. Данную опцию можно с успехом применять и для создания гибридного транзисторно-лампового усиливающего тракта, при которой внешний ламповый усилитель работает над озвучиванием высокочастотного регистра (придавая ему характерную теплоту и живость), а M6 500i формирует глубокий и энергичный низ. Что не совсем обычно для продуктов Musical Fidelity, модель M6 500i обладает весьма скромным перечнем функций. Так например, в отличие от предусилителя M6 PRE, у M6 500i нет встроенного ЦАП, USB-терминала и фонокорректора. Представленная на страницах обзора модель укомплектована пультом дистанционного управления — он работает столь же хорошо и "невозмутимо" как и регулятор громкости. Габариты корпуса — 440 (ширина) х 460 (глубина) х 160 мм (высота) — больше чем у модели M6 PRE. Вес усилителя, конечно же, впечатляет — 28 кг! Так что учтите, описываемый нами интегральный монстр по своему характеру в гораздо большей степени похож на Krell, чем на Kenwood.
Качество звука
Я начал прослушивание, подключив к усилителю мой референсный цифровой источник сигнала — транспорт Cyrus XT ST, ЦАП Weiss DAC202 и кабель Chord Indigo Plus. Передача аудиосигнала в интегральный усилитель была осуществлена по балансному входу. Увертюра из оперы Моцарта "Волшебная флейта" исполненная оркестром под управлением Георга Солти (Georg Solti) и записанная на студии Decca — весьма добротно сделанный трек, позволяющий многое узнать о способности аудиоборудования реалистично передавать пространство, тональные нюансы и обеспечивать "эффект присутствия" на живом выступлении. M6 500i стартовал весьма жизнерадостно, самозабвенно просмаковав три вступительных "масонских аккорда" произведения. Звучание сразу же убедительно заявило о себе широтой размаха и впечатляющей открытостью и окрыленностью. Глубина пространства и проработка планов — более чем. Немного "вулканизированный" бас продемонстрировал впечатляющую подвижность, быстроту, гибкость, эластичность. Бас на записях Stygian — совсем другой. Здесь он проявился как более хлесткий и колкий, с характерной напористой атакой — в целом это сделало звучание ярким и притягательным. Да, солидный запас мощности позволяет усилителю весьма уверенно, без надрыва воспроизводить самый сложный и "разношерстный" материал — в достаточно широких окрестностях нормального уровня громкости я не услышал и намека на искажения.
Для того чтобы сделать звучание струнных более фактурным и "осязаемым" я подключил к M6 500i свои референсные ламповые моноблоки VAC Auricle. Результат был достигнут, однако при этом звук стал менее драйвовым и напористым. Именно таков классический компромисс при выборе между транзисторами и лампами...
Мне показалось, что усилитель M6 500i преподносит звук так, чтобы он был наиболее комфортным для восприятия, но при этом достаточно точно отражал все особенности материала. Модели M6 500i свойственна не только высокая мощь, но и определенная лирическая мягкость и чувственность, благодаря которой вокал звучит сильно, плавно, проникновенно, без "сучков и задоринок" (которые могут "ожесточить" звук, особенно в тем моменты, когда тенор подбирается к верхней границе своего вокального диапазона). Когда же усилитель достаточно прогрелся, я вдруг обнаружил, что буквально пленен этим упоительным звуком — одним из самых прекрасных из тех, что я когда-либо слышал он аудиосистемы с цифровым источником сигнала. Похоже, что все использованные мной компоненты (Weiss Dac, Cyrus и Musical Fidelity) действительно "нашли друг друга" и буквально слились с синергетическом экстазе. Что касается именно героя обзора, усилителя M6 500i, то он проявил себя именно как адепт в области безупречной передачи всей полноты нюансов, высекаемых из записи цифровым источником и ЦАП высокого разрешения.
Но вот пришла пора задействовать и мой виниловый источник: Technics SLI200 / SMEV / Ortofon Cadenza Bronze, подключенный через шикарный двухблочный фонокорректор Icon Audio PS3. Такой расклад обеспечивает совершенно иной звук, в котором уже нет того запредельного "микроскопического" разрешения, однако куда больше мощи, огня, живости и страсти. Прослушивая Вторую Симфонию Курта Вайля (Kurt Weil's Second Symphony), я убедился, что теперь среднечастотный диапазон раскрывается совершенно иначе, нежели то, к чему я привык. Усилитель Musical Fidelity делает соло гобоя чуть более "тростниковым". В то же время, соло виолончели (в начале второй части произведения) преподносится очень детально, но с легким недостатком "полнотелости". В звуковой сцене ощущалось меньше объемной глубины, но, при этом, чувствовалось обилие неких благородных глубоких пульсаций. Казалось, что M6 500i спустился еще на одну октаву ниже по сравнению с моим ламповым усилителем и словно специально подсвечивает самые глубокие, внутриутробные вздохи фонокорректора Icon Audio PS3. Все крещендо и диминуэндо звучали светло, легко и быстро, а в последнем проведении Вайля они буквально заставляют слушателя выпрыгнуть вон из кожи. О как же мне в такие моменты мне хотелось, чтобы регулятор громкости гораздо быстрее реагировал на быстрое вращение против часовой стрелки!
Слушаем классический джаз — пластинка "Дюк Элингтон встречается с Коуменом Хокинсом" (Duke Ellington Meets Coleman Hawkins). Здесь усилитель Musical Fidelity M6 500i демонстрирует непоколебимое, невозмутимое чувство ритма. Я услышал идеально чистые, подвижные и разборчивые пиццикато в проведениях шагающего баса. Мне открылись точечно четкие и аккуратные, сдержанно поблескивающие тарелки ударной установки. Общий тональный баланс все же больше тяготел в сторону медных духовых инструментов (в отличие от того, как я привык слышать данную запись) и отличался легким "дразнящим" призвуком. Впрочем, это придавало игре больше живости и напористости. Однако, здесь я не увидел той безупречной кристальной тональной прозрачности, которую обеспечивают лишь самые благородные ламповые усилители.
На записи фортепианного концерта Чайковского (студия Decca, за роялем — Владимир Ашкенази), в первой его части есть один весьма интересный пассаж, котором солист как бы ведет диалог со струнными. При прослушивании записи с использованием моего референсного лампового усиления данный "разговор" был не столь очевиден и понятен для меня. А вот Musical Fidelity трактует эту сцену более разборчиво, уделяя особое внимание басу — в итоге дуэт фортепиано со струнными звучит просто великолепно. Басовые струнные совершенно неожиданно для меня зазвучали как равноправные партнеры солирующему голосу. И хотя у меня возникли некоторые (сугубо личные) придирки к звуку фортепиано, усилитель Musical Fidelity, конечно же приятно поразил своей способностью реально "делать вещь" из звучания большого оркестра. В характере M6 500i гармонично уживаются весьма подвижная "легкость на подъем" и масштабная, весомая фундаментальность. Именно это и позволяет усилителю эффективно собирать все оркестровые голоса воедино, преподнося их с "чувством, с толком, с расстановкой", не лишая при этом музыку ее волнующей спонтанности. Даже когда медные духовые разворачиваются в полный рост на фоне мощного оркестрового тутти, усилитель спокойно делает свое дело, легко и непринужденно "пропевая" самые сложные пассажи.
Не Боги обжигали 5-й скрипичный концерт Моцарта в исполнении Яши Хейфеца — прослушивая эту запись мне показалось, что M6 500i немного сглаживал характерную "рваную" манеру звукоизвлечения Хейфеца. Да, соло звучало весьма певуче — гораздо более аппетитно, чем при использовании моих ламповых моноблоков. В последнем случае, например, слышно как виртуоз играет настолько близко к порожку, что смычок издает характерные скрежетащие призвуки, подчас, вызывающие не столь приятные ощущения (будто бы микрофоны виртуально запихнули внутрь скрипки, чтобы они чутко ловили все внутрикорпусные шумы). Большой и мощный усилитель Musical Fidelity хорошо доносил напор и масштаб оркестра с прекрасной пространственной детализацией, не теряя, при этом, контроля за ситуацией.
Заключение
Итак, что же мы имеем в итоге? Большой интегральный усилитель из лиги тяжеловесов-профессионалов, которому, тем не менее, не чужды такие качества как нежность, деликатность и внимание к деталям. Модель отличается огромной мощностью и властным, невозмутимым характером. Поэтому этот усилитель не способны "расстроить" или "вывести из себя" даже самые сложные музыкальные сюжеты — слушатель всегда будет впечатлен услышанным. Да, существуют другие усилители (ламповые), предлагающие более фактурный и тонально "эмоциональный" звук. Но они лишены той "железной хватки", какая присуща герою данного обзора, а стоят сопоставимых денег. Здесь уж решайте сами, какие качества дороже лично Вам. В общем, Musical Fidelity M6 500i — это изысканное сочетание стиля, звука и высокого благородства, что весьма наглядно отражается в ценнике. Да, это действительно именно тот "итоговый" усилитель на котором Ваши поиски идеального звука вполне могут завершится с приобретением M6 500i.
Референсная система
LP-проигрыватель Technics SLI 1210 , Townshend Rock
Тонарм SME V, Townshend Excalibur
Звукосниматель Ortofon Cadenza Bronze
Фонокорректор Icon Audio PS3
СD-проигрыватель Cyrus CD XT SE
ЦАП Weiss DAC202
Ламповые моноблоки VAC Auricle Musicbloc
Громкоговорители B&W 802В
Результаты измерений
M6 обладает впечатляющей мощностью — мы намерили 450 Ватт при 8 Ом нагрузки и 576 Ватт при 4 Ом. Сложно сказать, какие колонки могли бы в полной мере вобрать и выплеснуть наружу всю эту мощь, но многие поклонники высококлассного звука убеждены, что "чем мощнее, тем лучше" и Musical Fidelity M6 500i более чем оправдывает их ожидания. В данном случае, M6 действительно выдает то самое фамильное качество звука от Musical Fidelity, означающая отсутствие искажений "при любом раскладе", во всем рабочем частотном диапазоне и произвольном положении регулятора громкости. Только лишь при приближении к пику мощности на частоте в 10 кГц (что встречается на практике крайне редко) показатель нелинейных искажений достигает максимального значения — аж целых 0,03%, что, на самом деле, является весьма незначительной величиной. Усилители Musical Fidelity всегда отличались ничтожно малым уровнем искажений.
Чтобы слушатель смог в полной мере ощутить силу и мощь усилителя, входная чувствительность была поднята до очень высокого значения — 68 мВ (что сопоставимо с аналогичным показателем у усилителей Naim). Это означает, что небольшой поворот регулятора уровня воспроизводимого сигнала должен вызывать резкий скачок уровня громкости. Однако, при этом, механизм регулировки в усилителе M6 500i обладает очень малой ценой деления, что позволяет управлять потоком мощности с высокой точностью. Высокая чувствительность также обеспечивает хорошую, согласованную работу усилителя со старым, "винтажным" оборудованием и низкоуровневыми внешними фонокорректорами — так что это очень полезное свойство. Балансный XLR-вход оказался полностью идентичным по своей чувствительности небалансному входу фонокорректора.
Тестовые измерения также выявили широкую и ровную АЧХ, хотя в Musical Fidelity предпочли снизить степень усиления на частотах ниже 15 Гц, что "отсечь" нежелательные низкочастотные помехи, возникающие, в частности, при прослушивании виниловых записей.
Обладая высоким коэффициентом демпфирования равным 73 и впечатляющей мощностью, M6 выдает хлесткий, хорошо сформированный бас. Кроме того, такой усилитель легко совладает и со "свободолюбивыми" акустическими системами, обладающие низким демпинг-фактором. Однако в случае использования колонок с высоким демпфированием звук может оказаться излишне плотным и закрытым. Да, M6 — действительно "большой" усилитель, способный, при необходимости, выдать хорошо управляемый поток чистого и мощного звука. Как показывают наши измерения, даже в при воспроизведении самых громких треков усилитель "ведет себя молодцом".
Мощность 450 Ватт
Частотный диапазон
(CD/ тюнер / лин. вх.) 15 Гц - 46 кГц
Разделение каналов 106 дБ
Уровень шума - 80 дБ
Искажения 0,006%
Чувствительность 85 мВ
Коэфф. демпфирования 73
Роскошный интегральный усилитель премиального ценового сегмента, отличающийся превосходным звуком, брутальной, основательной конструкцией, а также внешне привлекательным дизайном
ЗА
- мощь, динамика, драйв
- масштабная, "всезаполняющая" звуковая сцена
- впечатляющее качество сборки