СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ЛЭПТОПА. Преобразователь цифровых интерфейсов Musical Fidelity V-Link II (Тестирование журнала Салон AV #12'12)
Ещё несколько лет назад проблема качественной передачи цифрового звука от компьютеров к внешним декодерам (ресиверам и ЦАПам) стояла достаточно остро. И если стационарные машины можно было оснастить платами вывода с оптическим или коаксиальным выходами, то с лэптопами всё было значительно сложнее. Общедоступные внешние аудиоинтерфейсы не обеспечивали приемлемого качества, а кастомные решения вроде преобразователя USB — I2S Stereopravda UC601, о котором мы писали в №9/2007 г., были дороговаты.
Проблему очень быстро осознали производители, и произошёл своеобразный USB-бум: этот сугубо компьютерный интерфейс, предназначенный изначально для подключения периферии и накопителей, очень быстро стал общепринятым стандартом для сопряжения компьютеров и аудиотехники: им оснащаются внешние ЦАПы, проигрыватели оптических дисков всех стандартов, даже и усилители. В последнее время входные USB-разъёмы появились и у ресиверов, однако на руках у любителей качественного звука остаётся ещё очень много техники, которая способна преобразовывать цифру в аналог, но оснащена в лучшем случае оптическим или коаксиальным входом. Рассчитывать в наши непростые времена на массовое обновление аппаратуры не приходится – люди вынуждены использовать ту технику, что у них есть вне зависимости от того, имеется у неё разъём USB или нет.
Но и у этой проблемы есть решение – так называемые преобразователи цифровых интерфейсов. Об одном из таких, M2Tech hiFace EVO, мы писали совсем недавно, в №7/2012*. Правда, приспособление это получается недешёвым – около $1000 (с внешним блоком питания), да и найти его в нашей стране непросто.
Сейчас мы познакомимся с подобным устройством за более гуманную цену. Это модель V-Link II известной британской компании Musical Fidelity, выпущенная в популярной V-серии. В России она продается за 6400 руб. Кстати, мой первый адаптер подобного рода стоил всего $10, но у него был только выход Toslink, он имел непрезентабельный пластиковый корпус и звучал отвратительно.
Преобразователь Musical Fidelity выглядит весьма привлекательно. Алюминиевый корпус внушает уважение. Выходов два – коаксиальный и оптический. Индикаторов тоже пара: один показывает наличие питания (оно подаётся от шины USB), второй – синхронизацию с источником, если он не загорается, следует первым делом проверить USB-кабель. В общем, торжество минимализма.
Максимальное разрешение на входе – 96 кГц/24 бита. Для тех, кому этого кажется маловато, компания выпускает другую модель – V-Link 192. Но она и вдвое дороже.
Вне зависимости от используемой платформы драйверы устанавливаются автоматически, делать что-либо дополнительно не требуется. При этом в проигрывателе Foobar2000, который я обычно использую, доступны оба выходных плагина - и KS, и WASAPI.
Тестирование проходило в два этапа. Первый – с ноутбуком Lenovo ThinkPad x201i под управлением Windows 7. Никаких танцев с бубном не потребовалось – всё заработало сразу. Музыка во FLAC воспроизводилась с флэш-накопителя. У этого лэптопа имеется только аналоговый выход на разъёме mini-jack 3,5 мм, так что качество звука от него можно получить соответствующее. А вот в сочетании с V-Link II выходит вполне приличный цифровой источник.
Второй этап более сложен - в роли транспорта использовался стационарный компьютер, специально собранный для воспроизведения музыки. Системный накопитель – SSD 60 Гб, объём оперативной памяти - 32 Гб, что позволяет создавать вместительный RAM-диск, из которого и происходит считывание музыкальных файлов. Сравниваем подключение к внешнему ЦАПу напрямую по коаксиалу (от звуковой карты Asus Essenca ST) и по USB через V-Link II.
Разница, безусловно, есть, но она эфемерна. Дополнительный преобразователь слегка «подсушивает» звук и чуть-чуть размывает фокусировку сцены. Не зря говорят, что удлинение тракта на пользу в большинстве случае не идёт, даже если это цифровой тракт. Но на системе с меньшим разрешением разница, скорее всего, вообще не будет слышна. Тем более что этот адаптер будет применяться, как я догадываюсь, исключительно в тех ситуациях, когда нет иного выхода.
Musical Fidelity V-Link II
Входной сигнал до 96 кГц/24 бита
Интерфейсы вход USB, выходы - коаксиальный RCA, оптический Toslink
Питание от шины USB (5 В 160 мА)
Габариты, мм 95 х 40 х 170
Масса, кг 0,35
КОМПОНЕНТЫ
Ноутбук Lenovo ThinkPad x201i
Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST
Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)
Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Furutech U-2T ($40/м)
Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Diana Krall, «Glad Rag Doll». FLAC 96 кГц/24 бита
3. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита.
4. Jessie Ware, «Devotion». FLAC 44,1 кГц/16 бит
5. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don't Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
6. Оркестровый сэмплер «Tutti!». FLAC 44,1 кГц/16 бит
* Http://www.salonav.com/arch/2012/07/038.htm.