Rosso Fiorentino Elba 2: правда и красота («The absolute sound», апрель 2021)

Бывает так, что в аудиотехнике находит отражение то место, в котором она изготовлена — в ее внешности и звуке чувствуются культурные и эстетические особенности региона. И это особенно верно в случае с новыми Elba 2 от Rosso Fiorentino: эту акустику не могли придумать нигде, кроме Италии. Но Rosso Fiorentino находятся не просто в Италии: а во Флоренции, колыбели Ренессанса. И Elba 2 буквально источают элегантность, уважение к красоте и к истокам ремесленных профессий, благодаря которым Флоренция процветала с XV-го века. Родившийся во Флоренции основатель Rosso Fiorentino, Франческо Рубенни, создает ту акустику, которая отражает культуру региона с гордостью — именно это я осознал, проведя время с парой Elba 2. 

Вдохновение Италией видно во всем — от искусно выполненных матовых черных корпусов с изящными боковинами из грецкого ореха и до фронтальной панели, оформленной кожей. Очень по-итальянски. Элегантная матовая черная отделка, названная «черный матовый шелк» — уникальная разработка Rosso Fiorentino. Акустика установлена на плите, которая приподнимает корпус примерно на 8 см. Elba 2 — наиболее доступная и компактная акустика в модельном ряду Rosso Fiorentino, который состоит из шести напольников и простирается до амбициозной Florentia.

Elba 2 — это 2,5-полосная напольная акустика с двумя 6,5-дюймовыми СЧ/НЧ-динамиками, работающими в комплексе с дюймовым твитером, оснащенным шелковым куполом. Чувствительность — стандартные 88 дБ, а номинальный импеданс в 6 Ом не падает ниже 4 Ом. Характеристики намекают на то, что Elba 2 будет достаточно простой нагрузкой для усилителя. Каждый СЧ/НЧ-динамик нагружен на собственный фазоинвертор — они выведены на заднюю панель. Многослойный корпус изготовлен из панелей из различных материалов, что обеспечивает наилучшее демпфирование и контроль резонансов. Чтобы снизить влияние стоячих волн и добавить элегантности, корпус немного заузили к задней стенке. Elba 2 серьезно отличается от своего первого воплощения: новые СЧ/НЧ-динамики получили диффузоры, покрытые стекловолокном, и совершенно иную магнитную систему. Алюминиевые порты также переработали, чтобы они лучше соответствовали характеристикам обновленных вуферов. Полностью новый кроссовер изготовлен из заказных конденсаторов (от ClarityCap) и специальных катушек индуктивности, намотанных на фабрике Rosso Fiorentino.

Важным этапом в разработке Elba 2, да и других колонок от Rosso Fiorentino, является La Sala del Rosso («красная комната»), которая находится в историческом замке неподалеку от Флоренции. La Sala — это референсное пространство, в котором оценивается разработанная акустика, но также оно регулярно используется и как концертный зал, и для звукозаписи. Акустика и обработка крупного помещения выполнен на мировом уровне. Мы с Джонатаном Валином бывали в Rosso Fiorentino после мюнхенской выставки в 2016 году, и в этой поездке посетили La Sala, где слушали флагманскую акустику Rosso Fiorentino (почитайте репортаж Джонатана внизу).

В своей комнате для прослушивания я подключил Elba 2 к референсным компонентам и источникам, а также к ЦАПу-стримеру C658 (1 645 долларов) и усилителю мощности C298 (1 995 долларов) от NAD, о которых рассказал в февральском номере. Акустику я отодвинул достаточно далеко от задней стены — метра 2,5. Поставил их туда, где, как мне казалось, они заиграют лучше всего, включил музыку, чтобы прогреть перед тем, как продолжить эксперименты с расстановкой... и сразу же понял, что Elba — исключительная акустика. Я услышал утонченность в подаче и общую легкость. Одним словом, они сразу предупредили меня о том, чего стоит ждать.

Технические характеристики

  • Тип: 2,5-полосная напольная акустика 
  • Излучатели: два 6,5-дюймовых СЧ/НЧ-динамика, один 1-дюймовый твитер с шелковым куполом 
  • Частотный отклик: 40 Гц – 30 кГц (-6 дБ на 35 Гц, в помещении) 
  • Импеданс: 6 Ом номинальный, 4 Ом минимальный 
  • Чувствительность: 88 дБ 
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт 
  • Отделка корпуса: шпон грецкого ореха, фирменное покрытие Rosso Fiorentino «черный матовый шелк», натуральная кожа (доступны отделки на заказ) 
  • Габариты: 24 x 109 x 29 см 
  • Масса: 27 кг каждая (нетто) 
Elba 2 показали себя как в высшей мере реалистично звучащие колонки, поразившие меня в самое сердце.

После того, как я закончил с расстановкой акустики и переставил ее на шипы, Elba 2 показали себя как в высшей мере реалистично звучащие колонки, поразившие меня в самое сердце. Обычно я, когда тестирую технику, начинаю анализировать ее звуковые характеристики, выделяя плюсы и минусы: сначала критическое прослушивание, а уже потом — для удовольствия. Но с ELba 2 все пошло в совсем ином направлении — том, в котором музыка захватывает, в котором ощущаешь музыку, а не просто слышишь звуки. Я достаточно быстро закрыл свой тестовый плейлист в Roon и перешел к прослушиванию, полному исследования и наслаждения. Несмотря на то, что в иерархии Rosso Fiorentino Elba 2 занимают начальное положение, акустика играет утонченно, элегантно, создает ощущение присутствия и отличается подачей, более соответствующей лучше акустике с ценником около 15 000 долларов за пару.

Первое — и самое важное качество, которое отличает Elba 2 от других — это комбинация расслабленной легкости и гладкости с одной стороны и высочайшее разрешение с другой. Похоже на противоречие, но природа разрешения в Elba 2 — не живые переходные характеристики, не выдвинутые вперед и временами немного резкие верха, а внутренняя структура гармоник, обнажающая музыку с невероятной красотой и грацией. Именно она дает инструментам тембральную массивность — от чего и возникает реалистичность. Соответственно, разрешение в Elba 2 скорее музыкальное, чем звуковое. Эта акустика божественно показывает очень тонкую тембральную структуру музыки, выявляя тепло и богатую натуру инструментов и голосов. Для своего ценового сегмента она звучит непозволительно живо и реалистично. 

Барочные инструменты финской группы Ensemble Ambrosius, исполняющей аранжировки Фрэнка Заппы на «The Zappa Album», отличались натуральной текучестью и аутентичностью, и Elba 2 показывали, как именно музыканты играют на инструментах. В струнных не было металлической патины, от которой устают уши. Середина в исполнении Elba 2 может казаться чуть темноватой, в отличие от большинства аналогичных по цене колонок, но на мой вкус такой тональный баланс намного более приближен к звучанию живой музыки, чем истончившиеся тембры и бесцветные тона, которые часто выдают за «прозрачность» и «разрешение». В результате я вообще ни разу не прочувствовал от Elba 2 какой-либо агрессии. Напротив, эта акустика меня расслабляла и приглашала в музыку — так, как иногда не выходило и у более дорогих моделей.

Несмотря на всю теплоту и насыщенность, звук Elba 2 не ощущается густым, перегруженным и закрытым. Напротив, характер звучания оказался очень открытым, прозрачным и чистым. Elba 2 обладала удивительной способностью разделять все инструменты как в звуке, так и в пространстве, за счет чего музыка становилась еще более вовлекающей. За отдельными инструментами было легко проследить и так же легко было переключаться с одного на другой. При этом сцену Elba 2 строили просто феноменальную. Я смог расставить акустику намного шире, чем думал, не теряя при этом фокуса на инструментах и голосах, расположенных в центре. За счет этого звуковая картина расширилась до невозможности. Глубина также впечатляла, но не только из-за габаритов, а из-за способности Elba 2 оставлять немного воздуха и пространства между образами, что еще больше укрепляло эффект живой музыки в концертном зале. Эта трехмерность особенно хорошо была заметна в записях выступлений или живых студийных концертов. На «Blue Bird» блюзмена Джимми Роджерса (победителя W.C. Handy, между прочим) Elba 2 сполна оживила звучание группы музыкантов, вживую играющих вместе в студии, и с этим эффектом пришло и более глубокое ощущение одновременности звучания инструментов. Четкость в пространстве с точной фокусировкой образов, с множеством слоев сцены в глубине и с общим ощущением масштаба попросту невероятны для акустики в любой ценовой категории.

У низких частот Elba 2 есть приятная массивность, глубина и фазовая четкость. Бас Стэнли Кларка на акустическом альбоме «The Rite of Strings» записанный с Аль ДиМеолой и Жаном-Люком Понти удивительно точен в высоте и динамике — это особенно заметно в тех местах, где он играет в унисон с гитарой и скрипкой. Была лишь толика излишней теплоты, по крайней мере, с тем расположением акустики, к которому я пришел. Если отодвинуть акустику поближе друг к другу и подальше от боковых стен, бас станет собраннее и тоньше, но за это придется заплатить широчайшей сценой, о которой я сказал ранее. Но все равно: бас здесь очень хорошо сбалансированный и приятный.

Высокие частоты гладкие и целостные, лишь с намеком на яркость на вокале, которая чувствовалась далеко не всегда. Твитер с мягким куполом, установленный в Elba 2, играл более расслабленно, чем большинство жестких куполов, что я слышал. Верхняя октава (10 кГц, на самом деле, играют намного выше, чем многие думают) звучала не так воздушно, как бывает на других колонках, но это не так важно в сравнении с той гладкостью и текучестью, что есть в высоких частотах. В то же время верхние октавы были в хорошей степени текстурными и детальными. В красивом и скромном фортепианном соло Тедди Уилсона в «Harpo's Blues» с дебютного альбома Фиби Сноу (Analogue Productions, 45 оборотов) перкуссионист очень нежно касается тарелок несколько раз и каждый раз дает звуку затеряться в тишине. Elba 2 воспроизвели эти касания с поразительной точностью, передавая тонкую структуру инструмента до тех самых пор, пока он не растворялся в темноте.

Еще одна особенность Elba 2, благодаря которой они вполне могут соперничать с акустикой более высокой категории — это низкий уровень собственного шума акустики. Этот термин описывает степень черноты той подложки, из которой рождаются звуки инструментов и голоса. Тишина между нотами в основном определяется очень продуманной конструкцией корпусов и хорошим демпфированием динамиков, что обычно присуще заметно более дорогой акустике. В музыке в результате чувствуется больше естественности и улучшается эффект присутствия — именно то, чем я насладился, слушая идеальную музыку для Elba 2: пластинку «Vivaldi in Venice» от Chasing The Dragon, исполненную Interpreti Veneziani в церкви Сан-Видаль в Венеции, богатой своей акустикой. Реверберации угасали в воздухе и пространстве зала, а не в серой дымке.

Rosso Fiorentino Elba 2 — не просто хорошая акустика за свои деньги. Это хорошая акустика вне зависимости от стоимости. 

Rosso Fiorentino Elba 2 — не просто хорошая акустика за свои деньги. Это хорошая акустика вне зависимости от стоимости. У нее есть особенности, которые присущи технике с намного более высоким ценником — в первую очередь реалистичная подача тембров инструментов, совмещенная с легкостью, теплотой и гармонически богатым звучанием, осязаемым, с высоким разрешением и музыкальной живостью. Такую комбинацию умений смогли продемонстрировать очень мало колонок во всем ценовом диапазоне. Это такая акустика, которая не звучит, как компонент Hi-Fi-системы. Скорее, она показывает красоту музыки, попросту отринув все предположения о стоимости.

Elba 2 — акустика, которая поблагодарит за высококачественные источники, усиление, кабельную обвязку и питание. Даже если вы рассматриваете акустику до 15 000 долларов, взгляните на Elba 2. Вы можете приятно удивиться тому, какой звук, оказывается, бывает за 5 000 долларов, и это без учета того, что у вас останется еще 10 000 долларов на обновление других компонентов.

Владеть Elba 2 — значит привнести в свой дом частичку классической утонченности и любви к прекрасному, которыми славится Флоренция. Может, в какой-то момент вы даже воскликните: «Беллиссимо!»