RIAA и немного больше. Фонокорректор Musical Fidelity LX-LPS (Тестирование Salonav.com, декабрь 2016).
Независимо от цены, у всех корректоров задача общая — как можно точнее придерживаясь требованиям стандарта RIAA, привести АЧХ связки «пластинка- головка» к линейному виду с наименьшими негативными последствиями для музыки. Из чего вытекают и некоторые другие требования к этому виду техники. Поскольку входной сигнал имеет небольшую амплитуду (3 – 5 мВ у ММ головок и в 10 раз меньше у МС), необходим высокий коэффициент усиления.
Как правило, это 40 и 60 дБ, т.е. 100 и 1000 раз, но допускаются и некоторые отклонения в ту или иную сторону. При этом на первый план выходит низкий уровень шумов и искажений, а также перегрузочная способность, которая в англоязычных описаниях обозначается как Headroom или Overload margin. Дело в том, что уровень сигнала на высоких частотах, а также при прохождении иглы через царапину, может превышать номинальное значение в 5 – 6 раз. Поэтому минимальная перегрузочная способность по входу должна быть не менее 15 дБ, в противном случае искажения резко возрастут и будут иметь очень жёсткий спектр.
Ну, и как дополнительная фича – возможность подстраивать входное сопротивление и ёмкость под конкретный тип головок. Дело это не такое простое, как может показаться, поскольку коммутируемые контакты в самых чувствительных цепях со временем из-за окисления могут стать причиной треска, шорохов и иных неприятностей. Проблему эту решают по-разному – с помощью перемычек, DIP-переключателей, микротоковых реле и т.д. В корректоре Musical Fidelity LX-LPS сделано просто, надёжно и по аудиофильски: параллельно входным RCA подключена ещё пара гнёзд, в которую вставляются соответствующие шунты из комплекта – одна пара с резисторами 100 Ом, а вторая – с полистироловым конденсатором ёмкостью 47 пФ. Первая ставится при работе с МС-головками, а вторая – с ММ, чтобы при необходимости подкорректировать звучание на высоких частотах. Усиление MM/MC задаётся нефиксируемым тумблером на лицевой панели. Корректор предусматривает одновременное подключение двух проигрывателей или одного - с парой тонармов.
Технические характеристики LX-LPS такие, которых в эпоху расцвета винила можно было добиться лишь в высоком ценовом сегменте: точность характеристики RIAA ±0,25 дБ, отношение сигнал/шум MM иMC лучше, чем -80 и -70 дБ, при перегрузочной способности 15 и 22 дБ, искажения не превышают 0,01%, а частотная характеристика нормирована до 80 кГц. Вот что значит современная элементная база, продуманная схемотехника и грамотная реализация.
Кстати, о реализации. Корректор питается от внешнего адаптера со сменными сетевыми вилками под розетки разных стандартов, а напряжение подаётся через разъём микро USB. Это значит, что для питания подойдёт стандартный зарядник от мобильного телефона, и с ним действительно всё работает. Чуть позже пришла мысль – а что, если подключить вместо адаптера power bank, аккумулятор, применяемый для подзарядки гаджетов в полевых условиях? И это тоже получилось, но о результатах чуть ниже.
При нажатии тумблера POWER аппарат держит короткую паузу, потом щёлкает реле, и загораются два синих светодиода. То же происходит и при переключении типа головок – во избежание сильных хлопков в колонках выход на несколько секунд блокируется. Согласитесь, такую заботу о потребителе редко встретишь даже в элитных предусилителях. И хорошо, что этот режим Mute реализован с применением реле, а не на электронных ключах.
Как и в прошлый раз, тест проводился с двумя головками - Goldring 2400 (ММ) и Denon DL103R (MC). Фирменный саунд Musical Fidelity узнаваем сразу: точный, слегка даже аналитичный, подробный и с чётким разделением каналов. Корректор достаточно прозрачен, чтобы продемонстрировать индивидуальные особенности картриджей и продемонстрировать эффект от подключения дополнительной ёмкости в режиме ММ. Кстати, полистирол считается одним из лучших диэлектриков, и конденсаторы на его основе часто используется в цепях коррекции, т.к. не дают ни окраски, ни «грязи». В нашем случае стали чуть ярче тарелки и верхний спектр медных духовых, но прозрачность нисколько не пострадала. И что особенно ценно, корректор не склонен подчёркивать треск пластинок, он как-то сразу отходит на второй план. Бас немного сдержанный по глубине, но не рыхлый. Низкие ноты придают звучанию весьма ощутимый драйв.
С головкой Denon ожидаемо возрастает разрешение выше 5 кГц, улучшаются пространственные характеристики. Шумов, мешающих восприятию тихих музыкальных фрагментов, не заметно. В целом – достаточно свободно, открыто, без синтетики.
Завершил я эксперимент, запитав LX-LPS от пауэр-банка ёмкостью 7800 мА.ч. Уровень шумов на выходе, замеренный микровольтметром в режиме MC, не изменился, что говорит о грамотной организации штатного питания. И на звук моя хитрость особенно не повлияла – возможно, чуть спокойнее стали сибилянты, и всё. Так что LX-LPS – аппарат вполне законченный, самодостаточный и ни в каких аудиофильских улучшениях не нуждается.
В LX-LPS сделано просто, надёжно и по аудиофильски: параллельно входным RCA подключена ещё пара гнёзд, в которую вставляются соответствующие шунты из комплекта.
При переключении типа головок во избежание сильных хлопков в колонках, выход на несколько секунд блокируется.
Фирменный саунд Musical Fidelity узнаваем сразу: точный, слегка даже аналитичный, подробный и с чётким разделением каналов.
Бас немного сдержанный по глубине, но не рыхлый. Низкие ноты придают звучанию весьма ощутимый драйв.
LX-LPS - УДАЧНАЯ ПОКУПКА
Производитель: Musical Fidelity Ltd., (Англия)
www. musicalfidelity.com
Частотная характеристика: RIAA ±0,25 дБ || Отношение сигнал/шум MM/MC: < -80/< -70 дБ || Коэффициент нелинейных искажений: 0,01% || Чувствительность MM/MC: 3/0,3 мВ || Входное сопротивление MM/MC: 47 кОм/100 Ом || Перегрузочная способность MM/MC: 15/22 дБ || Входы и выходы: RCA || Питание: 5 В, 500 мА через микро USB || Масса нетто: 1,1 кг || Габариты: 197 х 47 х 172 мм || Цена: 27472 руб.
Система:
Виниловый проигрыватель Blunote Bellavista Signature, тонарм SAEC W-407
Головки:
- ММ Goldring 2400
- MC Denon DL103R
Интегральный усилитель TEAC BX-550 DC High Speed
Акустические системы Dynaudio Contour 1.3
Наушники Philips Fidelio X1
Музыка:
Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005
W.A. Mozart, Symphonien Nr.31, 26, 38. Deutsche Grammophon, 1980
Grand Funk Railroad, «We’re An American Band». Capitol, 180 g Limited Edition, 2004
The Dizzy Gillespie Reunion Big Band, «20th and 30th Anniversary». MPS/BASF, 1968
Источник: SalonAV.com