Полочные мониторы TAD CE1 (Тестирование salonav.com #09'15).
Помните афоризм Жванецкого «Что толку вперёд смотреть, когда весь опыт сзади»? Так вот, к японской компании Technical Audio Devices это не относится. В течение 30 с лишним лет она выпускала исключительно акустические системах, и опыт в этой области у неё огромный. Тем не менее, и сейчас она находит новые, непроторенные пути к правильному звуку.
А правильным специалисты TAD считают максимальное приближение к живому исполнению. Правда, тезис этот изрядно поистрепался за последнее время - редкий производитель аудиотехники не заявит что-нибудь подобное в своём Mission Statement. Так что будем судить не по словам, а по реальным делам.
К реализации своей идеи японцы подошли с чисто инженерных позиций. Наверное, стоит напомнить, что исторически разработкой компонентов TAD всегда занимались лучшие умы из аудио подразделения Pioneer. При проектировании мониторов CE1 они изобрели решение, которое до сих пор никому не пришло в голову. О нём чуть ниже.
Корпус мониторов – с узкой лицевой панелью, но довольно глубокий – монолитно склеен из плит MDF и укреплён изнутри рёбрами из многослойной берёзовой фанеры. Технология изготовления и отделки та же, что и у старших моделей. Кстати, CE1 расшифровывается как Compact Evolution One, так что преемственность поколений налицо. Главная же особенность конструкции – тяжёлые панели из фрезерованного алюминия толщиной 1 см на боковых стенках корпуса. Это элементы двойного назначения – своей немалой массой они демпфируют корпус и формируют воздушные потоки фазоинверторов.
Именно так, поскольку панели закреплены на некотором расстоянии от стенок корпуса через фигурную прокладку из вибропоглощающего полимера, а в образовавшийся зазор выведены щелевых порты. За счёт этого поток равномерно распределяется по всей высоте зазора и выходит симметрично вперёд и назад (рис. 1). Плюсы такого решения очевидны: отсутствие турбулентных призвуков и органных резонансов, возможность настройки на более низкую частоту (порядка 38 Гц) при сравнительно небольшом объёме корпуса. Уникальная конструкция получила название ADS (Aero Dynamic Slot).
Коаксиальный излучатель CST (Coherent Source Transducer), озвучивающий диапазон 250 Гц – 100 кГц (!) позаимствован у топовой модели R1. Диффузор среднечастотника из магниевого сплава одновременно является волноводом, формирующим диаграмму направленности бериллиевого твитера. Благодаря точному согласованию по скорости отклика сборка CST представляет собой точечный источник с минимальными фазовыми сдвигами между звуковыми волнами разной длины.
И, наконец, ещё одна аббревиатура – MACS, или Multi-layered Aramid Composite Shell. Так в документах TAD названа технология изготовления 18-сантиметрового НЧ-драйвера, диффузор которого спрессован заодно с пылезащитным колпачком из нескольких слоёв арамидного волокна. В результате получается жёсткая и легкая монолитная конструкция, стойкая к деформациям при больших амплитудах сигнала.
Мониторы выпускаются в нескольких цветовых сочетаниях. Лицевая и верхняя плоскости во всех вариантах отделаны натуральным шпоном и залакированы, варьируются же цвета алюминиевых панелей и их обрамления: серебро на белом, серое на белом, серебро на чёрном (на фото) и серое на чёрном. И фирменные стойки можно подобрать чёрные или белые. В целом же стиль мониторов создавался для визуальной гармонии с электронными компонентами TAD 1000-й и 600-й серий.
В нашей системе CE1 работали вместе с CD-проигрывателем D600, предусилителем C600 и парой монофонических оконечников M600. Этот комплект мы уже слушали с другой акустикой, так что его потенциал – чрезвычайно высокий - хорошо известен. Предварительно мониторы прогревались около месяца, и в течение этого времени их звучание обретало всё новые и новые привлекательные черты.
Иногда слышу упрёки, что в моих текстах слишком много внимания уделено техническим подробностям конструкции того или иного аппарата. Но как же без этого, ведь именно инженерными решениями определяется качество звучания, а в некоторых случаях они трансформируются в какие-то совершенно поразительные вещи. Назовите это инженерным талантом, интуицией, эффектом синергии – как угодно. И TAD CE1 – как раз такой случай. Их звучание настолько цельное и гармоничное, что его крайне сложно подвергнуть анализу, разложив на составляющие.
Да, здесь есть всё – низкий бас, великолепная информативная середина, колоссальное разрешение в верхнем диапазоне и трёхмерное пространство. Но сказать это про CE1, значит, не сказать ничего. Мониторы с поразительным правдоподобием выстраивают перед слушателем самый настоящий перформанс (кстати, в англоязычной прессе performance означает именно «качество звучания») в котором есть всё – и с ходу узнаваемые тембры инструментов, и малейшие нюансы вокала, и легкая, непринуждённая расшифровка ритмической структуры. Кажется, будто нет такой музыки, которую бы мониторы не смогли осилить играючи, и при этом они совершенно не привередливы по части жанров.
Отбирать какие-то особенные аудиофильские диски не придётся - даже несложные композиции раннего Карлоса Сантаны [1] задышали совершенно по-иному – перкуссии, орган, гитара – во всём появилось лёгкое очарование. Ощущение абсолютно прозрачного, промытого окна, через которое ты как бы открываешь новый для себя мир. Конечно, в этом действии участвуют все компоненты системы, но вклад мониторов переоценить сложно. Несколько ранее мы слушали винил, подключив вместо D600 бескомпромиссный проигрыватель с фонокорректором, и каждая пластинка становилась настоящим откровением.
Должен заметить, что CE1 довольно очень отзывчивы на влияние акустического кабеля. С двухметровым Nordost Odin разрешение в верхней полосе было феноменальным, а от того, как передавались вибрации струн, буквально шёл мороз по коже. Но на некоторых записях с контрастностью был лёгкий перебор, подчёркивались сибилянты на вокале. После замены на Shinpy Black Hole картина заметно изменилась. Напомню, что в этих уникальных кабелях в качестве экрана используется магнитная жидкость.
Поначалу показалось, что Clarke, Di Meola и Ponty [2] стали играть медленнее, но это ощущение быстро прошло. Зато исчезло напряжение и акцент на микроскопические детали, в подаче появилась пластика. Звучание в целом стало более комфортным, спокойным при идеальной тембральной точности и общей гармонии. Тональный баланс слегка ушёл вниз, бас стал более весомым. Возможно – чересчур смягчённым в области самого верхнего спектра. Не всякая акустика способна столь явно показать разницу в характере кабелей очень высокого класса (и стоимости), причём показать её не столько в отдельных нюансах звучания, сколько в общем впечатлении от музыки.
И, конечно, нельзя не отметить поистине мастерский контроль над виртуальными объектами звуковой сцены. Как правило, акустика либо растворяется в создаваемом ею же пространстве, либо наоборот, постоянно напоминает о себе, стягивая к флангам различные детали картины. В нашем же случае на каждом CD-треке – отдельная история. По желанию режиссёра инструменты могут быть и в центре, и по всей ширине сцены, а отдельные звуки чётко позиционируются по высоте. И всё это с уверенным заходом в третье измерение, вглубь за переднюю линию.
Трёхчасовое прослушивание CE1 серьёзно изменило моё мироощущение и представления о том, как может воспроизводиться музыка. И не важно с чего – винила, CD, или жёсткого диска. Если создателям техники каким-то неведомым образом удалось вдохнуть жизнь, вы её почувствуете на любом носителе.
Главная особенность конструкции – тяжёлые панели из фрезерованного алюминия толщиной 1 см на боковых стенках корпуса.
Сборка CST представляет собой точечный источник с минимальными фазовыми сдвигами между звуковыми волнами разной длины.
Звучание настолько цельное и гармоничное, что его крайне сложно подвергнуть анализу, разложив на составляющие.
Ощущение абсолютно прозрачного, промытого окна, через которое ты как бы открываешь новый для себя мир.
Система:
•CD/SACD-проигрыватель TAD D600 (€38054)
•Предусилитель TAD C600 (€38054)
•Оконечные усилители моно TAD M600 (€77516/пара)
•Сетевой регенератор PurePower 3000i ($6950)
Кабели:
•межблочный Nordost Odin 1,0 м XLR ($16000/пара)
•межблочный Nordost Odin 2,0 м XLR ($20000/пара)
•акустические Nordost Odin 2,0 м bi-wire banana ($26000/пара)
•— сетевые Nordost Odin 1,25 м ($11000 4 шт.)
o Shinpy SST 1.0 м XLR (€ 9720/пара)
o Shinpy SST 2,0 м XLR (€16500/пара)
o Shinpy SST 2,0 м spade (€18720 EUR/пара)
Музыка:
1. Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
2. П.И. Чайковский, «Щелкунчик». Лондонский симфонический оркестр. 2 CD, Elite Classics, 2002.
3. Showcase, Acoustic music in authentic environments. SACD, Opus 3, 2000.
4. Sting, «Ten Summoner's Tales». A&M Records, 1995
5. Santana «Santana». Columbia, 1969
6. «Great Cover Versions». In-Akustik Reference Sound Mastering, 2013
Производитель: Technical Audio Devices Laboratories,Inc
www.tad-labs.com
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 34 Гц — 100 кГц || Чувствительность: 85 дБ (2,83 В, 1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты раздела полос: 250, 2000 Гц || Максимальная подводимая мощность: 200 Вт || Отделка: серебро на белом, серое на белом, серебро на чёрном, серое на чёрном || Габариты: 290 x 524 x 446 мм || Масса: 30 кг || Цена за пару: акустические системы TAD — €19990, стойки TAD ST2 — €1990
Редакция благодарит салон Essin Studio за помощь в организации прослушивания.