ПЕРВЫЙ КИРПИЧ: предварительный усилитель-ЦАП Musical Fidelity M1 SDAC (Тестирование журнала Салон AV #08'13)

Многие любители музыки формируют свои системы на протяжении нескольких лет, приобретая и обновляя компоненты постепенно, по мере накопления необходимых финансов. При этом в большинстве случаев получается «ассорти» из аппаратов разных марок, которые не только смотрятся вразнобой, но и частенько не сочетаются по звуку. Ошибки в выборе чреваты заменой компонентов, а это дополнительные расходы. Избежать их реально — если собирать комплект из аппаратов модульных серий.

Под модульной серией подразумеваю линейку аппаратуры, выполненной в едином дизайне и позволяющей постоянно наращивать систему, докупая «строительные блоки» с требуемой функциональностью и без необходимости тратить деньги на то, что не требуется. К сожалению, выбор таких «конструкторов» на рынке крайне ограничен. Один из немногих — это линейка M1 у Musical Fidelity. Мы писали обо всех входящих в неё моделях и большую часть из них уже успели протестировать.

Вышедшая недавно модель M1 SDAC занимает в линейке особое положение — она является первым в ней самодостаточным компонентом, а потому идеально подходит на роль первого «кирпичика» в создаваемой системе. В отличие от других аппаратов серии, представляющих собой либо проигрыватели или конверторы, либо усилители, M1 SDAC совмещает в себе высококачественный ЦАП, пред с регулятором громкости и усилитель для наушников. Конечно, ему требуется цифровой источник, но в его роли может выступать компьютер или портативное устройство (плеер, смартфон) с беспроводным интерфейсом Bluetooth, то есть то, что уже практически обязательно имеется у приобщённого к современной цивилизации человека. Первое время можно слушать музыку в наушниках, потом докупить усилитель M1 PWR и колонки, далее — CD-транспорт M1 CDT, фонокорректор M1 VINL и т.д. Причём при наращивании системы не будет происходить дублирование функций — каждый аппарат по-своему уникален. Появление некоторой «избыточности» может возникнуть только при добавлении к M1 SDAC сетевого контроллера M1 CliC, поскольку у него также имеется встроенный ЦАП и возможность коммутировать несколько аналоговых и цифровых источников. Однако думаю, что вероятность оказаться этим двум аппаратам в одной стойке минимальна: сетевой плеер подойдёт тем, кто не хочет по тем или иным соображениям включать в систему компьютер. Который, напротив, необходим, чтобы в полной мере реализовать все возможности M1 SDAC. При его наличии без аппаратного сетевого плеера можно легко обойтись — его заменит компьютерная программа. Впрочем, не удивлюсь, если в серии M1 вскоре появится «чистый» стример (или рендерер), не обременённый множеством входов и собственным ЦАПом — вот он станет прекрасным дополнением для M1 SDAC. Тыловая панель аппарата ненавязчиво подсказывает, с какими моделями серии он будет лучше всего сочетаться: балансный цифровой AES/ EBU-вход на разъёме XLR может поначалу показаться излишеством, но на самом деле он предназначен для подключения CD-транспорта M1 CDT, оснащённого аналогичным выходом. Два коаксиальных входа (RCA) и один оптический (Toslink) позволяют коммутировать ещё три цифровых источника, а если добавить сюда интерфейсы USB и беспроводной Bluetooth с поддержкой протоколов aptX и EDR, то и все шесть. Аналоговые сигналы, подаваемые на разъёмы AUX 1 и AUX 2, поступают затем на АЦП, оцифровываются и выводятся на цифровые выходы (коаксиальный и оптический) в разрешении 96 кГц/24 бита, причём происходит это само собой, без вмешательства пользователя — эта особенность аппарата б принимаемые на любой из цифровых входов (кроме USB). Преобразование частоты сэмплирования при этом не происходит, за исключением лишь того случая, когда приём информации осуществляется по Bluetooth — на цифровые выходы тогда поступает поток 96 кГц. Антенна, кстати, внешняя, фиксируется магнитом — на деревянную полку её не поставишь. Сам ЦАП является 32-битным Delta/Sigma-преобразователем, работает c 64-кратным оверсэмплингом и способен принимать сигналы с разрешением до 192 кГц, подаваемые на AES/EBU и коаксиальные входы, а также по USB. А вот оптические интерфейсы способны работать с частотами сэмплирования не выше 96 кГц. И если на одном из коаксиальных входов имеется сигнал 192 кГц, то снять его для передачи на запись или другой ЦАП можно только с коаксиального выхода, на оптический он не пройдёт. Это ограничение связано с особенностями интерфейса Toslink, хотя в моей практике все же был один аппарат, принимавший по оптике 192 кГц. Возможность качественного воспроизведения музыки при передаче по Bluetooth всегда вызывала у меня сомнения, но M1 SDAC их рассеял: благодаря технологиям EDR (обеспечивает высокую скорость передачи) и aptX (кодек для высококачественной передачи аудиоинформации) достигается вполне приемлемое звучание, лишь незначительно уступающее другим цифровым интерфейсам. Разумеется, обе технологии должны поддерживаться и передающими устройствами.

ЦАП является 32-битным Delta/Sigma-преобразователем, работает c 64-кратным оверсэмплингом и способен принимать сигналы с разрешением до 192 кГц.

Асинхронный USB-интерфейс способен принимать контент с разрешением 192 кГц/24 бита, но только при условии, что на компьютер-источник установлены драйверы. Они записаны на комплектный CD-ROM, самая свежая версия — на сайте компании. Обратите внимание: устанавливать их следует при подключённом к компьютеру аппарате. Кабеля USB в комплекте нет, так что о нём следует позаботиться самому. И хотя многие убеждены, что на звук он не влияет, можно использовать первый подвернувшийся шнурок, на самом деле влияние заметно, по крайней мере, с приличными колонками или наушниками его можно услышать. Согласно описанию, блок предварительного усиления и выходные каскады характеризуются крайне низкими искажениями (по паспорту — менее 0,0012%). Выход — только регулируемый, так что если использовать в роли усилителя не M1 PWR, а какой-нибудь интегральник, желательно, чтобы у него был отдельный вход непосредственно на выходные каскады, минуя регулятор громкости.

На дисплее с белой подсветкой отображается выбранный входной интерфейс, уровень громкости и частота сэмплирования сигнала на входе ЦАПа — в принципе, этого хватит. Процесс воспроизведения по Bluetooth чрезвычайно прост: достаточно в соответствующем меню телефона или плеера обнаружить M1 SDAC, подключиться к нему, затем запустить на смартфоне музыкальный плеер — музыка воспроизводится через ЦАП. Качество на удивление достойное, даже для mp3. Можно, конечно, записать на портативное устройство и FLAC, но сомневаюсь в целесообразности — для качественного воспроизведения предназначены проводные цифровые интерфейсы.

Встроенный усилитель для наушников звучит чисто и достаточно динамично. На первое время его точно хватит. А вот если возникнет желание слушать музыку в наушниках вдвоём, придётся докупить отдельный модуль M 1HPAP — у него выходов два. По USB аппарат играет несколько суховато и схематично. По коаксиалу — богаче, гармонически точнее. Сцена обширнее, образы масштабнее. Материал 192 кГц/24 бита передаётся чрезвычайно подробно, с мельчайшими деталям и вместе с тем комфортно и увлекательно.

Файлы в стандартном разрешении 44,1 кГц — тоже приятно. Пожалуй, можно отметить излишнюю информативность в верхнем диапазоне: досконально передаются все призвуки, граул-эффекты у саксофона и т.д., но общего частотного баланса это не нарушает и не делает звук утомительным — он сохраняет комфортность. Только на симфонической музыке можно заметить, что саунд излишне «светлый» и медь чрезмерно «блестит». И ощущается компрессия. Хотя симфоническая музыка и не должна быть «в тапочках». Но у референсного ЦАПа степень реализма явно выше. Эффектно и заразительно играет блюз — сочно, с полной передачей атмосферы и экспрессией. Но слышно многое из того, что звукорежиссёр хотел бы, вероятно, скрыть. Вернее, он не рассчитывал, что это будет слышно. А вот камерная пьеса, записанная чище, звучит на удивление эффектно, создавая не только полную иллюзию присутствия в зале, но и возможность явственно представить помещение, в котором осуществлялась запись, его огромное пространство и высокие сводчатые потолки. Для сравнения: референсный ЦАП больше фокусируется на самом пении, а не на акустике зала. Даже и не знаю, что лучше.

Великолепно идёт тяжёлый рок, хотя и на нём подробности несколько превалируют над напором и энергетикой. В этом смысле референсный источник более гармоничен, у него сильнее и плотнее напор. Соответственно, и суть музыки передаётся точнее. Хотя в системе с «мягкой» акустикой M1 SDAC может получить определённое преимущество. Мы ведь слушаем не отдельные компоненты, а систему в целом. Выберите правильные колонки, и будет вам счастье.

Эффектно и заразительно играет блюз — сочно, с полной передачей атмосферы и экспрессией.

Функции: предварительный усилитель с регулятором громкости, ЦАП, АЦП, усилитель для наушников

Джиттер: <12 пс

THD + шум (в диапазоне 10 Гц — 20 кГц): <0,0012%

Диапазон частот, (+0, –3 дБ): 2 Гц — 90 кГц

Входные интерфейсы: цифровые балансный AES (XLR), коаксиальный (2 x RCA), оптический (Toslink), USB-B (асинхронный); аналог стерео (х2); беспроводной Bluetooth v2.1 (с поддержкой aptX и EDR); управления триггер 12 В

Выходы: аналог стерео, на наушники (6,3 мм); цифровые коаксиальный (х2), Toslink; триггер 12 В

Габариты: 220 x 100 x 310 мм

Масса: 3,3 кг

Цена: 52 928 руб.

КОМПОНЕНТЫ

Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)

Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)

Головные телефоны Sennheiser HD 650 ($450)

Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)

Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000),

акустические Tchernov

Cable Classic IC ($40/м)

Цифровые кабели Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76),

коаксиальный Furutech FXAlpha-Ag 1 м ($150),

оптический Oehlbach

XXL 80 ($71)

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. Сборник «Burmeister Reference CD II».

FLAC 44,1 кГц/16 бит

2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don't

Explain». FLAC 44,1 кГц /16 бит

3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер.

FLAC 44,1 кГц/16 бит

4. «McIntosh Spectacular Reference».

FLAC 192 кГц/24 бита

5. Deep Purple «Machine Head».

FLAC 96 кГц/24 бита

6. Black Sabbath, «13». FLAC 44,1 кГц/16 бит