Новые решения (Журнал Light.Sound.News#6 2018).

Цифровая проекция совершенствуется с каждым годом и дает все больше возможностей при применении в театральных постановках, на концертах, выставках и в шоу-программах. Те проекты, которые не так давно было невозможно реализовать из-за технических ограничений, с появлением нового оборудования становятся возможными. Со спецификой подобного рода инсталляций мы познакомимся на примерах нескольких проектов, реализованных при активном участии арендного отдела компании CTC CAPITAL.

Компания CTC CAPITAL работает на рынке проекционной техники в буквальном смысле с самого начала его формирования в нашей стране, поскольку является первой компанией, осуществившей поставку видеопроекторов. С того исторического момента, произошедшего двадцать пять лет назад, CTC CAPITAL постоянно занималась дистрибуцией проекционного оборудования, накопив колоссальный опыт, в том числе и в вопросах его практического применения.

По мере того как проекторы становились все более сложными и дорогими, менялся рыночный спрос в следствии чего в 2002 году был сформирован отдел аренды. Таким образом, организаторы разовых мероприятий и краткосрочных проектов получили возможность пользоваться самым современным и высокотехнологичным оборудованием, решая тем самым технические и творческие задачи любой сложности. Понятие аренда в данном случае очень часто подразумевает и полное техническое сопровождение проекта, организуемое специалистами компании CTC CAPITAL. Самым ярким примером такой работы, причем ярким еще и в буквальном смысле, является фестиваль "Круг Света". Но кроме этого хорошо известного многим светового шоу, арендным отделом компании CTC CAPITAL было реализовано много других интересных проектов в сфере театра и шоу-бизнеса, которые состоялись благодаря сочетанию профессионализма инсталляторов, и уникальных свойств применяемого оборудование. Именно эти примеры мы рассмотрим более подробно.

За последние несколько лет проекторы стали весьма популярным художественным инструментом в театральных постановках. Речь идет в первую очередь о возможности использовать в роли декорации любую поверхность, на которую можно проецировать изображение. Так, например, на новогоднем шоу "Черномор" с помощью видеомэппинга была анимирована голова богатыря. Статичная декорация получила возможность говорить, выражать эмоции, взаимодействовать с артистами. Сложность инсталляции состояла в необходимости точно наложить видеопроекцию на сложную поверхность декорации и в последствии позиционировать ее на сцене максимально точно.

В театральных постановках чаще всего используется проекция на экран, образующий декорацию на сцене позади актеров. Это дает возможность использовать динамические эффекты, такие как снег, дождь, смену дня и ночи. Кроме того, цифровая проекция позволяет воссоздавать любые интерьеры и пейзажи, меняя их так часто, как этого требует задумка режиссера. В этом есть и чисто практическое преимущество, позволяющее создавать антрепризные спектакли, не имеющие собственной постоянной сцены, а также делать постановки непродолжительные по времени, например — дипломные постановки в театральных ВУЗах. Однако, при кажущейся простоте создание такого рода декораций далеко не всегда является простой задачей. Для наилучшего качества изображения можно добиться, используя обратную проекцию, но это накладывает ряд ограничений на конструкцию экрана и требует достаточного пространства позади него, для установки проектора. В спектакле "Метаморфозы 2" Академии Кинематографического и Театрального Искусства Н.С. Михалкова использовалась именно такая схема. Сэкономить пространство сцены удалось путем использования проектора с короткофокусным объективом. Полотно обратной проекции, на котором отображалась декорация подвешивалось к потолку. В качестве дополнительного эффекта, подчеркивающего кинематографическую сторону происходящего использовался второй проектор, который проецировал титры на закрытый занавес. Для придания постановкам с проецируемыми декорациями объема и реализма применяется дополнительный экран в виде прозрачной сетки, находящийся между актером и зрителем. Визуальный эффект получается потрясающий.

Однако, техническая сторона вопроса способна повергнуть в трепет уже не зрителя, а инсталлятора, представляющего, с какими сложностями ему придется столкнуться.

Очень показательной в этом плане была инсталляция, реализованная на шоу "Vivaldianno" в Крокус Сити Холле. В качестве фоновой декорации на сцене использовался светодиодный экран, обладающий высокой яркостью, а задачей инсталляторов была демонстрация контента на сетчатый экран. Проекция на сетку, которая может совершать колебательные движения из-за невозможности зафиксировать её максимально жестко, исключает возможность стыковки двух изображений, а значит разрешение проектора должно быть максимально высоким.

При этом сетка имеет малую светоотражающую способность, особенно на фоне светодиодного экрана. Это значит, что для проекции требуется большая мощность светового потока. Задача усиления яркости обычно решается путем наложения изображений нескольких проекторов друг на друга, но подвижность сетки существенно осложняет сведение изображения и использовать для таких целей большое количество проекторов не представляется возможным. Решение задачи было фактически безальтернативным: два самых мощных на тот момент 2К-проектора Barco HDQ-2K40, обеспечивающие по 40000 Лм светового потока каждой картинки, которых были наложены друг на друга. Обеспечив достаточный уровень яркости и четкости картинки, эти проекторы поставили ряд непростых сопутствующих задач, ведь каждый такой проектор имеет монтажный вес порядка 210 кг, что существенно осложнило транспортировку и установку.

Бывают и такие ситуации, когда на первое место выходит уже не техническое совершенство используемой аппаратуры, а профессионализм инсталляторов. Это хорошо демонстрирует инсталляция, созданная для мультимедийного концерта "Кармина Бурана" проходившем в Московском Международном Доме Музыки. В качестве экрана были использованы стены, потолок и большой орган Светлановского зала. Подходящие по мощности проекторы и преобразователи-распределители сигнала нашлись в ассортименте Barco, но задача была усложнена геометрией поверхностей, запланированных для проецирования, и отсутствием возможности использовать проекторы повышенной мощности ввиду ограничений по весу и габаритам оборудования. В результате для проецирования на боковые стены пришлось накладывать друг на друга изображения пар проекторов мощностью 20000 Лм, а для работы с полусферой потолка была создана панорама из картинок трех проекторов. Несмотря на технические сложности инсталляция получилась такой, как её задумывали авторы, а её красотой смогли насладиться тысячи зрителей, посетивших шоу.

Примеры реализованных инсталляций показывают, насколько разнообразным и интересным может быть применение цифровой проекции в современных спектаклях и шоу. При этом с каждым годом фантазия организаторов находит все меньше и меньше технических препятствий для реализации.