Напольная акустика Rosso Fiorentino Certaldo (Тестирование журнала "Hi-fi +", август 2016)
У Rosso Fiorentino есть два значения. Первое — имя флорентийского художника, жившего в XVI веке. Второе — название производителя акустики, также флорентийского, но уже XXI века. Если вы надеетесь прочитать рецензию на запрестольный образ «Снятие с креста», написанный маслом по дереву в 1521 году, вы читаете явно не тот журнал: этот обзор посвящен паре напольных колонок. Certaldo — стройная 2,5-полосная акустика. Твитер — с шелковым куполом 25 мм, СЧ-диапазон озвучивает драйвер с диафрагмой 130 мм из стекловолокна, на низах — два таких же динамика.
Внутренняя разводка выполнена кабелем van den Hul, а вот терминалы — из меди, покрытой серебром и золотом, собственного производства Rosso Fiorentino. Certaldo — топовая модель в третьей сверху линейке Prestige. Входящие в нее модели, в отличие от старших серий Flagship и Reference, менее требовательны к акустике помещения, лучше вписываются в обычный домашний интерьер, доступнее по цене. И тем не менее они более совершенны по дизайну и отделке, чем колонки младшей серии Classic.
Корпуса Certaldo приподняты над основанием — это необходимо для работы низкочастотного порта фазоинвертора, обращенного вниз. Другой порт, среднечастотный, выведен на тыловую панель. Заявленная чувствительность 87 дБ, номинальный импеданс 8 Ом, который не опускается ниже 5 Ом. Заметим, что чувствительность не самая высокая, но в силу отсутствия глубоких провалов импеданса эти колонки будут легко контролироваться любым приличным усилителем. Под их неброским и элегантным внешним обликом скрывается весьма хитрое внутреннее устройство.
Корпуса подобной акустики чаще всего изготавливают из простого МДФ, но Rosso Fiorentino применяет здесь сложную композитную конструкцию: боковые стенки и внутренние стяжки выполнены из МДФ-плит высокой плотности, в которых сделаны внутренние полости, заполненные мраморной крошкой, с внешней стороны колонки элегантно отделаны цветным армированным стеклом. Добавьте к этому фронтальные панели толщиной 5 мм из алюминия, продвинутые демпфирующие элементы из вязкоупругого эластомера, стальные стяжки, и станет понятным, насколько сложен этот незатейливый на вид громкоговоритель. Вообще-то корпуса колонок в этой и даже несколько более высокой ценовых категориях не делают столь инертными — это привилегия более высокого класса, и подобное внимание к конструкции кабинета приходит только как итог основательных лабораторных измерений и слуховых тестов.
Значительная часть испытаний акустики у Rosso Fiorentino проходит в «La Sala del Rosso» — это специально оборудованный зал, предназначенный не только для прослушивания разрабатываемых моделей, но и живых концертов. Именно это в сочетании с солидной технологической базой обеспечило продукции относительно молодого бренда репутацию технически грамотной и хорошо звучащей. Эта репутация более важна, чем может показаться на первый взгляд, в силу того, что на современном рынке хронически не хватает качественной, добротной и честно звучащей техники по доступной или, скажем так, достижимой цене. Модель Certaldo идеально соответствует этим критериям — это громкоговоритель с «честной» ценой, которая полностью соответствует его дизайну, уровню отделки и правдивому звучанию. Причем эта правдивость достигается точно подобранным соответствием со звуковыми предпочтениям большинства любителей музыки.
“Зрелая и совершенная система, рассчитанная на слушателей, уже переросших этап «тупого потребления» музыки».
Хотя «правдивость» вовсе не является синонимом слова «приземленность», Certaldo приятно удивляют своей практичностью: они не требуют какого-то особого подхода и ухода — они подобны диким животным, привыкшим самостоятельно находить пропитание. Конечно, они смогут воспользоваться преимуществами усилителей и источников более высокого класса, чем они сами, но при этом не нуждаются ни в тщательно подобранных компонентах максимально возможного качества, ни в идеальном размещении в пространстве, выдержанном с точностью до микрона.
Достойный усилитель в приличной по акустическим свойствам комнате, грамотная установка — вот и всё, что им требуется. Да, вы можете улучшать компоненты, менять кабели, двигать колонки по комнате и проявлять заботу о системе другими способами, но Certaldo и без всего этого будут прекрасно звучать — они нетребовательны по аудиофильским стандартам. Тем не менее, сочетание компактности и широкого частотного диапазона (45 Гц – 30 кГц) делают эти колонки оптимальными для живущего в реальном мире британца или европейца. А элегантная и неброская внешность позволит им гармонично вписаться в типичный для Старого Света интерьер.
Кроме слов «честный» и «правдивый», в моих заметках так же часто встречается слово «взрослый». Это взрослые спикеры для взрослых слушателей. Зрелая и совершенная система, рассчитанная на слушателей, уже переросших этап «тупого потребления» музыки. Здесь нет ни рычащего или гулкого баса или отполированной до блеска верхней середины, от чего страдают некоторые итальянские конкуренты Rosso Fiorentino. Их звуковая цельность (ещё одно слово, которое часто встречается в моих заметках) наиболее полно проявляется в продолжительности прослушивания, нежели в нём самом. Это кажется парадоксальным, но ведь и в самом деле самые лучшие громкоговорители — те, что вы можете слушать часами, выбирая самую разную музыку и забывая о времени. Напротив, некоторые спикеры, которые считаются «лучшими» и которые кажутся поначалу чрезвычайно выразительными, быстро теряют обаяние — вам почему-то не хочется их слушать долго.
Композиция «Just A Little Lovin’» с одноименного альбома Шелби Линн звучит у Rosso Fiorentino поразительно лирично и с безупречной вокальной артикуляцией. Голос певицы слегка выдвинут на авансцену, но передается с малейшими подробностями, а общее звучание исключительно правдиво (вот, опять не могу обойтись без этого слова). Этот альбом является аудиофильским эталоном по построению сцены, и акустика передает её предельно точно, вокал Линн чётко выделяется на фоне аккомпанемента, который заполняет 3-мерное пространство за спикерами и вокруг них, при этом сами они как бы исчезают, растворяются в звуке. В этом нет ничего сверхъестественного, это обычное дело для хороших громкоговорителей, но они очень редки в этой ценовой категории, и это тем более удивительно для таких нетребовательных к условиям установки и компонентам колонок.
Перехожу к треку «Valentine» на альбоме «Lady’s Bridge» Ричарда Хаули, и картина повторяется. Открытый и естественный голос исполнителя расположен перед группой, а великолепное гитарное соло заполняет всю комнату. Что касается интонирования… да это просто приятно слушать. Звучит современно и одновременно в стилистике 50-х — будто бы Рой Орбисон поёт с группой Lambchop. Запись сложная, и в ней порой теряются некоторые гитарные послезвучия, но я бы не стал даже пытаться найти акустику по схожей цене, которая смогла бы передать их лучше.
“Акустика Certaldo рисует звуковую картину кистью, а не баллончиком с краской”.
Колонки очень точны в передаче тональности, что предполагает исключительно грамотную конструкцию корпусов. В области верхнего баса можно расслышать незначительные резонансы порта, но они едва заметны, и это совсем не то типичное «чавканье», что порой издают посредственные колонки. Проявляется это лишь в некотором «утолщении» голоса у теноров, что можно заметить лишь при очень внимательном прослушивании и сравнении с эталонными спикерами. Что не мешает получать удовольствие от музыки. В остальном эта акустика была образцово цельной, гармоничной и выразительной по звуку.
Да и динамика была превосходной. Лучше всего это было заметно на классике. Вступление к 6-й симфонии Чайковского (в исполнении Филармонического оркестра Осло под управлением Марисса Янсонса) является суровым динамическим испытанием для громкоговорителей. Certaldo выдерживают его с легкостью, переходя от тихих мест к самым громким без малейших проблем. Как и следовало ожидать, глубокий бас в таких ситуациях больше угадывается, чем ощущается, хотя он очень выразителен в небольшой или средней комнате и становится более внушительным с мускулистым транзиторным усилителем.
Если возможности Certaldo и ограничиваются, то, вероятно, лишь на большой громкости. Эти колонки — не для клубной вечеринки, и если вы любите слушать музыку именно на таких уровнях, вам лучше выбрать другие спикеры. Нет, они могут играть достаточно громко, чтобы соседи вызвали полицию или пришли к вам с бейсбольной битой, но вряд ли вы захотите слушать их долго на максимальных уровнях. Акустика Certaldo рисует звуковую картину кистью, а не баллончиком с краской.
Если вы часто произносите фразу «Давайте смотреть на вещи реально», Certaldo — именно то, что вам нужно. Да, им не свойствен максимально широкий частотный диапазон — они просто не создавались для этого. Более того, использование таких спикеров в небольших комнатах, для которых как раз и были разработаны Certaldo, чревато тяжелым, избыточным и монотонным басом. Это колонки с реалистичным звуком для людей с реалистичным взглядом на мир и по реалистичной цене. Разве это не прекрасно?
Это звучит как оксиморон, но мы переживаем тихую революцию в разработке громкоговорителей. В прошлые времена акустические системы были в чем-то хороши, а в чем-то не очень. Certaldo от Rosso Fiorentino — тот редкий случай, когда колонки хороши во всём, что действительно важно, а наличие некоторых ограничений является лишь следствием практичного подхода к конструированию техники для реального мира. Именно поэтому я вновь использую слово «честный». Это громкоговорители с очень честным звуком, по честной цене, и я их честно рекомендую!
Технические характеристики
Тип: напольные 2,5-полосные, фазоинвертор с нижним и задним портами
Драйверы: НЧ 2 х 130 мм, СЧ 1 х 130 мм, все — с диффузорами из композита на основе стекловолокна, твитер с шелковым куполом 25 мм
Чувствительность: 87 дБ SPL (2.83 В/1 м)
Номинальный импеданс: 8 Ом (минимум 5 Ом)
Диапазон частот (-3 дБ): 45 Гц – 30 кГц
Габариты (ШВГ): 104 х 23 х 27см
Масса: 22 кг каждая
Производитель: Rosso Fiorentino
Веб-сайт: www.rossofiorentino.com