Musical Fidelity M6 SDAC — USB-ЦАП/предусилитель с выходом для наушников (Тестирование журнала "Hi-Fi News", январь 2018 года).
M6 SDAC имеет знакомое название, но это совершенно новый многофункциональный ЦАП Musical Fidelity с усилителем для наушников. Кроме того, M6 SDAC имеет более доступную цену чем оригинальный М6. Возможно ли получить большее за меньшие деньги?
Сможет ли внешний ЦАП наконец-то отвлечь аудиофилов от столь популярных сегодня проигрывателей винила? Несомненно, да, если речь идет о Musical Fidelity. Ведь именно эта компания в далеких восмьидесятых превратила цифро-аналоговый преобразователь в самостоятельное устройство. Новый внешний ЦАП M6 SDAC — прекрасное современное воплощение этой идеи. Базируясь на чипе ES9028 Pro Sabre от компании ESS и используя асинхронный XMOS USB-интерфейс, он воспроизводит аудиопотоки PCM до 384кГц/32бит и DSD до 128 включительно. Кроме того, есть большой набор S/PDIF входов, позволяющий подключить целый парк цифровых источников, включая ваш старый CD-плеер или CD-транспорт.
Стильное решение
На этом гибкость M6 SDAC не заканчивается. Разработчики интегрировали в устройство высококачественный усилитель для наушников, коммутатор входов, регулятор громкости и дистанционное управление. Этот ЦАП, по сути, является цифровым предварительным усилителем. Подключите его к балансному (XLR) или не балансному (RCA) усилителю мощности или активной акустике и получите полноценную стерео систему, работающую с большим количеством цифровых источников. Так что, несмотря на уже знакомое нам обозначение M6 [тест этого ЦАП читайте в Hi-Fi News, март 2013], это совершенно другое устройство без мощного блока питания, беспроводных технологий и люксовой сборки, но с более современной микросхемой ЦАП и хорошим выигрышем в цене.
Посмотрим, что есть на фасаде. Фрезерованный алюминий в черном или серебристом цвете — тот самый стиль, который мы и ожидаем от Musical Fidelity. Фирменный дизайн знакомый еще по MX-DAC акцентирован хромированным логотипом как на M6 и выточенной из алюминия ручкой громкости. Избавление от ЖК экрана, который был в модели М6 сделало общий вид более аккуратным. Все три кнопки на фасаде являются механическими с хорошо ощутимым откликом. Одна из них управляет режимом питания, ожидания и приглушения громкости, две другие переключают входы, которых у M6 SDAC всего семь.
Индикация частоты LPCM потока, формата DSD и активного входа осуществляется миниатюрными белыми светодиодами. Зелёный светодиод индицирует процесс апсемплинга до 768кГц/32бит (функция не отключаемая и она продолжает работать, пока на вход подается цифровой поток). Пока мы не увидели заднюю панель устройства, никаких признаков удешевления конструкции заметить не удавалось. Но в отличие от более дорогой М6 задняя стенка M6 SDAC выполнена не из алюминия, а из обычного стального листа, да и разъемы используются стандартного качества, без изысков.
Набор интерфейсов у M6 SDAC также заметно отличается. Аналоговые выходы представлены в виде балансных XLR и не балансных RCA разъемов. Сигнал присутствует сразу на обоих выходах. При наличии увеличительных очков, хорошего источника света и прочной шариковой ручки вы сможете сдвинуть миниатюрный DIP-переключатель, позволяющий выбирать между фиксированным и регулируемым режимами работы выходов. Цифровых выходов нет, зато входов S/PDIF стало больше: 3 коаксиальных и 3 оптических. Все они поддерживают максимальное качество сигнала 192кГц/24бит, но в инструкции разработчики советуют подавать на оптический вход сигнал не выше 96кГц/24бит.
Необычно реализовано USB подключение. Вместо традиционного порта USB Тип B, используемого обычно для протокола USB 2.0 с асинхронной передачи аудиопотка, в устройстве установлен порт микро USB. При этом обладатель M6 SDAC получит небольшую помощь в виде переходника с обычного Тип В на микро USB, но пользуясь таким переходником стоит задуматься о том, как бы не сломать входной разъем весом подключаемого аудиофильского USB-кабеля. С другой стороны, самый обычный микро-USB кабель от смартфона подходит для подключения компьютера безо всяких переходников и если вы не фанат дорогих кабелей, проблему можно решить именно таким образом.
С Mac OS и Windows 10 ЦАП работает без драйверов. Разработка драйверов для более ранних версий Windows ведётся, и они будут опубликованы в ближайшее время.
Цифровых входов AES/EBU у M6 SDAC нет, хотя некоторые домашние цифровые источники с таким выходом периодически встречаются, не говоря уже о профессиональных и полупрофессиональных.
Подключение к домашней сети сильно расширило бы возможности SDAC, хотя это и было бы уже совсем другое устройство. Чисто теоретически, внутри корпуса есть место и для того, и для другого.
Маленький тороидальный трансформатор и несколько небольших плат разнесены широко друг от друга, а в основном внутреннюю часть корпуса заполняет исключительно чистый воздух.
Наполненный деталями
При использовании любого типа соединения M6 SDAC обеспечивает упругий, точный и отлично сбалансированный звук, абсолютно нейтральный и наполненный деталями.
Песня Adele «Hello» (25; XL Recordings XLLP740 ) пробирает до мурашек, а запись с концерта AC/DC посвященного безвременной кончине Малькольма Янга (Malcolm Young) впечатляет куда больше, чем обычные живые выступления.
Однако, с начала не всё было гладко. На балансных выходах M6 SDAC выдавал сигнал с амплитудой 4,3В, тем самым обеспечив перегрузку на двух, из трех имеющихся у меня предварительных усилителях. Переход же к режиму регулируемого выхода с прямым подключением к усилителю мощности в принципе решил проблему.
Регулятор громкости работает хорошо, но звук не был по-настоящему впечатляющим. Возможно, проблема заключается в несогласованности системы с длинными 10-метровыми XLR кабелями. Звук с ними стал менее яркий, и самые верхние ноты приобрели песочный призвук. После недели прогрева и прослушивании в нерегулируемом режиме с использованием предварительного усилителя Marantz, M6 SDAC наконец-то показал все, на что он способен. На композиции «Hell To The Liars» из альбома London Grammar 'Truth Is A Beautiful Thing' (Ministry Of Sound, 5759327) ЦАП смог раскрыть всю мощь и энергетику основной вокальной партии. Голос Ханны Рейд (Hannah Reid) был наполненным, невероятно реалистичным и при этом четко сфокусированным точно в центре сцены.
Увеличиваем скорость
SDAC был способен раскрывать мельчайшие детали записи, включая проблемные моменты. Одновременно с громкими фортепьянными нотами можно было услышать мельчайшие шумы студийного оборудования, сохранившиеся в процессе записи. Но имея такие аналитические способности, способен ли этот ЦАП по-настоящему зажигать?
В известном танцевальном гимне «Raise Your Weapon» с альбома "4X4=12" Deadmau5 (Mau5trap Recordings MAU5CD05) SDAC воспроизвел басовые партии без задержек и затягивания нот. Женский вокал звучал резко и чисто, а электронные звуки имели нужную скорость и вес.
Бас исключительно упругий и не окрашенный. Включите систему погромче, и, кажется, весь дом вот-вот начнет притоптывать в такт музыке. Хотя, это уже скорее преувеличение. Сцена широка и объемна, но она не заполняет помещение целиком. Танцевальные ритмы хочется сделать ещё более размашистыми и свободными, а SDAC не готов потерять контроль ни на секунду.
Чисто записанная классика звучит очень аккуратно и артикулированно, а энергичная и яркая рок музыка вроде AC/DC воспроизводится с должным напором и размахом. При этом SDAC не делает музыку лучше, чем она есть и не скрывает ничего.
Например, в любимой анонимными видеоблоггерами песне «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» будет слышно не только эмоции, но еще и небрежность, нарочитую грязь записи. Все возможные артефакты, вроде компрессии, плоской сцены и откровенно слабой динамики вы получите в полной мере.
Пиршество HiRes
Переход от S/PDIF к USB входу позволяет M6 SDAC повысить ставки. Те же треки, переданные через компьютерный интерфейс, звучали в целом схоже, с той же степенью сбалансированности и детальности, но в сравнении с CD проигрывателем, подключенным по S/PDIF при USB-подключении, в звуке было больше воздуха и ощущалось лучшее разделение инструментов. Вокал Ханны Рейд стал более телесным, лучше передавались верхние ноты, а сцена получилась более трехмерной.
Переход к HiRes записям позволил узнать M6 SDAC с самой лучшей стороны — звук получился в высшей степени сбалансированный, детальный и точный. Высокобитрейтные качественные записи он воспроизводит превосходно. В записи четвертого скрипичного концерта Моцарта в исполнении Марианны Торсен (Marianne Thorsen) и оркестра Trondheim Solistene (2L 2L38) исключительно эффектно и артикулированно звучит сольная скрипка, а насыщенные и эмоциональные пассажи оркестра заставляют затаить дыхание.
Эта безупречная по качеству запись в разрешении 192кГц/24бит поразила абсолютной тишиной в паузах и исключительно точной передачей пространства и локализации инструментов.
Великолепный 96кГц/24бит ремастер The Doors 'Riders On The Storm' от HDtracks звучал не менее впечатляюще. Запись не столь масштабна, но это полностью компенсируется аутентичностью звучания. Открывающие трек мягкие раскаты грома и шум дождя столь реалистичны, что казалось, будто комната начинает наполняться водой. А вокал Джима Мориссона тем временем неспешно дрейфовал вокруг как теплый ветер. Атмосферу и дух записи М6 SDAC передал исключительно точно.
Таланты M6 SDAC в плане работы с HiRes, побудили переслушать почти все высокобитрейтные записи классики из моей фонотеки и ни одна из них не разочаровала.
Финал струнного квартета Гайдна в исполнении Engegard Quartet (2L 2L-053- SACD; 192кГц/24бит) и «Простая Симфония» Бриттена в исполнении Trondheim Solistene (2L 2L-050) звучали абсолютно достоверно, с оригинальной скоростью и тональной сбалансированностью. Тембры инструментов воспроизводились максимально точно и аутентично. Благодаря этому M6 SDAC входит в список лучших устройств своей ценовой категории.
Вердикт Hi-Fi News
M6 SDAC это качественный ЦАП с функцией цифрового предусилителя высокого класса, обладающий сфокусированным, четким звучанием и плотным упругим басом. Он способен извлечь невероятное количество деталей из высококачественных HiRes записей, а записи не высокого качества будут воспроизведены максимально честно. На рок и поп-музыке саунд возможно не будет хватать размаха и захочется подачи более свободной и полновесной, но эту особенность с лихвой компенсирует то, как этот ЦАП работает с HiRes. Если вы предпочитаете хранить фонотеку в высоком разрешении, M6 SDAC подойдет идеально.
Качество звука: 81%
Отчет лаборатории
MUSICAL FIDELITY M6 SDAC
Измерения и текст: Пол Миллер (Paul Miller)
В отличие от других производителей установивших топовую микросхему ЦАП ESS ES9038 Pro в свои новые устройства, инженеры Musical Fidelity для своего M6 SDAC выбрали предшествующую ему модель ES9028 Pro.
Большинство устройств базирующихся на микросхеме ES9038 Pro показали в моей лаборатории уровень джиттера более высокий, чем ожидалось, за исключением модели Ayre QX-5 Twenty (тест Hi-Fi News, декабрь 2017).
Это позволило предположить что выбор ES9028 был не случаен. Измеренный уровень джиттера менее -175 пс действительно ниже, чем у некоторых устройств базирующихся на ES9038, но все же показатель получился на 10-11 пс меньше чем у ЦАП Musical Fidelity M6 базирующегося на микросхеме Burr-Brown DSD1796 [тест Hi-Fi News, март 2013].
В рабочем диапазоне отклонения джиттера M6 SDAC составили ±50/150 Гц, что вполне может быть аналоговой интермодуляцией [см. нижний график]. Эту теорию косвенно подтверждает тот факт, что цифровые и аналоговые цепи M6 DAC были экранированы лучше, чем у M6 SDAC.
При этом M6 SDAC имеет на 2 дБ лучший показатель соотношения сигнал/шум (116,3 дБ против 114,4 дБ). Отличается также и напряжение на балансном выходе: 4 В поднялись до отметки 4,34 В при фактически том же значении выходного импеданса 45-60 Ом. Искажения исчезающе малы, всего 0,002-0,0035% во всем диапазоне частот и в полном динамическом диапазоне 30 дБ [см. верхний график]. Из многообразия цифровых фильтров интегрированных в ES9028 инженеры Musical Fidelity выбрали режим с быстрым спадом и минимальной фазой.
Умеренное подавление ВЧ на 75 дБ дало минимальные отклонения ±0,1 дБ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц, которое продолжается столь же плавным спадом -0, 4 дБ / 45 кГц и -2,4 дБ / 90 кГц (при воспроизведении сигнала 96 или 192 кГц). Такие цифры вызывают уважение.
Спецификация
Максимальный уровень сигнала / импеданс: 4,34 В RMS / 45 Ом (выход XLR)
Соотношение сигнал/шум: 116,3 дБ / 116,5 дБ (S/PDIF / USB)
Искажения (1 кГц, 0 дБ / -30 дБ): 0,0026% / 0,0034%
Искажения и шум (20 кГц 0 дБ / -30 дБ): 0,0034% / 0,0019%
Диапазон частот (20 Гц — 20 кГц / 45 кГц / 90 кГц) : 0 дБ — 0 дБ / -0,4 дБ / - 2,4 дБ
Джиттер (48 кГц / 96 кГц / USB): 175 пс / 88 пс / 165 пс
Разрешение на -100 дБ / -120 дБ (S/PDIF): ±0,1 дБ / ±1,7 дБ
Энергопотребление: 7 Вт (1 Вт в режиме ожидания)
Габариты: 440x100x380 мм
Масса: 6,9 кг
P.S. Цифровое путешествие
Кто из производителей впервые создал внешний ЦАП аудиофильского качества, Musical Fidelity или Arcam? Это по-прежнему тема для дискуссий. В любом случае, внешний ЦАП Digilog выпущенный в далеком 1988 году был началом пути Musical Fidelity в цифровом мире, кульминацией которого стал M6 SDAC. А между ними было не мало прекрасных устройств, среди которых ЦАП Tubalog с ламповым выходом [тест Hi-Fi News, июль 1993] и X-DAC ставший частью стильной X-серии [тест Hi-Fi News, апрель 1997].
Достойным завершением прошлого столетия стал ЦАП X-24K с технологией апсемплинга, которая нашла развите в футуристичном CD-Pre 24, объединяющим в себе CD-транспорт, ЦАП и предварительный усилитель [тест Hi-Fi News, июнь 2002]. Это ознаменовало появление Tri-Vista 21 Trivistor «Супер ЦАП» оснащенного ламповым выходом на триодах [тест Hi-Fi News, декабрь 2003]. В 2006 Musical Fidelity выпустила устройство «всё в одном»: усилитель/ЦАП/CD-проигрыватель kW250S, а за последние десять лет, компания интегрировала современный цифровые технологии в большое количество производимых устройств, включая ЦАП M1 DAC [тест Hi-Fi News, октябрь 2010], сетевой плеер CLiC [тест Hi-Fi News, июнь 2011], MI SDAC, M6-DAC [тест Hi-Fi News, март 2013], V90-DAC, M6 Encore 225 [тест Hi-Fi News, декабрь 2016], MX-DAC и наиболее упоминаемый на наших страницах N16 SDAC.
В будущем нас ждет новый усилитель MS 500xi с интегрированным ЦАП класса Нigh End выпуск которого запланирован на лето 2018 года, а затем будут выпущены упрощенные версии M3 Encore и Nu-Vista DAC.