Младший эталон. Внутриканальные наушники Klipsch Reference X6i (Тестирование Salonav.com, декабрь 2016).

Общим для всех внутриканальных моделей референсной линейки является непременное использование арматурных драйверов, что уже само по себе сильно влияет на себестоимость. Следует также заметить, что в Х-серии нет идентичных по конструкции наушников.

Топовая модель X20i — двухполосная, она построена на двух драйверах с уравновешенным якорем. Две модели — широкополосные, у них по одному арматурному излучателю, но X12i уникальна своими чрезвычайно малыми габаритами и массой, что потребовало специальных усилий от разработчиков и усложнило производство.

Самые доступные IEM серии, X6i, также оснащены одним широкополосным драйвером, но при их создании не ставилась задача добиться минимально возможных габаритов, поэтому они получились заметно дешевле. Наконец, гибридные XR8i — двухполосные, но на низких частотах у них работает динамический излучатель, что позволило удешевить конструкцию по сравнению с 2-драйверными арматурными X20i и миниатюрными широкополосными X12i. Но они получились всё же дороже, чем широкополосные X6i, не претендующие на особо малые габариты и массу.

Как видим, отличия в цене между всеми моделями серии обусловлены прежде всего конструктивом. Вот здесь и возникает вопрос: как коррелируются устройство, цена и звучание у разных моделей серии? Обязательно дадим на него ответ в конце этой статьи, но сначала надо подержать в руках и послушать самую доступную модель, X6i.

Материаловедение

Корпус X6i выполнен из литого под давлением цинка и покрыт сверху эластомером. Именно это позволило выпустить модель в двух вариантах оформления — чёрном и белом. В гибридах XR8i использовался тот же металл, но из эластомера была выполнена лишь хвостовая часть корпуса.

В отличие от алюминия, цинк легче обрабатывается (температура плавления у него ниже) и обладает лучшими демпфирующими свойствами, которые усиливаются слоем эластомера. Понятно, что с этим композитным материалом проще получить оптимальные акустические характеристики, чем с алюминием, из которого сделаны корпуса X12i и уж тем более со сталью, которую пришлось использовать в модели X20i. Но в старших моделях применение более жёстких металлов было обусловлено их габаритами и дизайном, а при разработке младшей X6i эти сугубо внешние соображения отошли на второй план, и это, видимо, позволило снизить её себестоимость. И это естественно: изящный дизайн — удовольствие дорогое. Не имею ничего против изысканной внешности, но при условии, что в жертву ей не приносится звучание, как это нередко бывает. Но Klipsch подобными глупостями не занимается.

А вот упаковка у X6i столь же эффектная, как и у остальных моделей серии (кроме X20i), она выполнена в форме прозрачного музейного стенда. Но это уже не каприз дизайнеров, а необходимость — такая коробка привлекает внимание. Комплектация стандартная: имеется футляр для переноски из эко-кожи, в который спрятана документация, прищепка для крепления кабеля к одежде и фирменный набор силиконовых насадок с комфортным овальным сечением. Замечу попутно, что и сама форма корпусов обеспечивает очень удобную посадку — не нужно искать оптимальное положение в ушной раковине, наушники сразу устанавливаются наилучшим образом, да и уши устают меньше.

Пульт с микрофоном — как и у других наушников серии, то есть совместимый только с техникой Apple. Уже высказывал свои соображения на этот счёт, так что повторяться не буду. Замечу только, что у Klipsch есть модель R6m с однокнопочным пультом, который позволяет останавливать и запускать воспроизведение и отвечать на звонки, то есть пользователи смартфонов Apple и Android оказываются в равном положении, что само по себе приятно. Также есть наушники R6 вообще без пульта. Правда, обе эти модели уже не относятся к референсной серии и построены на обычных динамических драйверах. Но и стоят существенно меньше.

Начало или конец?

О модели X6i немало написано в зарубежной прессе, причем чаще всего по отношению к ней применяется известный эвфемизм «начальный уровень». Почему-то считается, что это не так обидно, как ярлык «бюджетная» модель. Но то, что на Западе считается приличным началом, в современной России может оказаться роскошным концом, то есть техникой, скажем, для пенсионеров. Из тех, что не занимали высокие государственные должности и не были крутыми бизнесменами. Вопрос в конечном итоге — о качестве звучания: может ли оно удовлетворить только молодёжь и подростков, способных радоваться звуку даже от Bluetooth-спикеров, или также людей, достаточно искушенных в звуке, которые просто не могут (или не хотят — такое тоже бывает) покупать дорогие «затычки»? Сейчас на него отвечу.

По характеру звучания X6i заметно отличаются от других моделей линейки. При этом они ближе по «почерку» к модели X12i, что вовсе не удивительно, поскольку тоже построены на широкополосных арматурных драйверах, пусть и других. Однако высокие частоты у «шестёрки» чуть ярче, чем у «двенадцатых». Поэтому, как это ни странно, более дорогая модель лучше подходит для совместной работы с «обычным» смартфоном — она не будет выпячивать искажения и цифровую грязь источника и сделает звук более благородным и чистым. А вот X6i, напротив, более требовательны к электронному партнёру, и если его звуковой тракт далек от совершенства, вы это непременно заметите. Именно поэтому X12i можно было с удовольствием слушать со смартфоном Samsung Galaxy S4 (GT-i9505), оснащенным лишь интегрированным в SOC ЦАПом, а наушники X6i с подобным конвертором беспощадно откровенны. Получается, что сильно сэкономить на младшей модели не получится, поскольку ей требуется более совершенный источник (смартфон с отдельным серьезным чипом ЦАПа и усилителем или музыкальный плеер), а с более дорогой можно обойтись чем-то попроще (например, айфоном). Парадоксально, но факт.

На стационарной системе обе модели звучат тоже по-разному: X12i тепло, мягко и расслабленно, X6i чуть ярче и динамичнее, хотя тоже комфортно и чисто. Без заметных резонансов и подкраски. То есть принадлежность к высокому классу у обоих не вызывает сомнений. Ну разве что звуковые образы X12i чуть более крупные, хотя в целом среднечастотный диапазон у обоих моделей одинаково гармоничный и ровный.

А что с остальными наушниками серии? Топовые X20i обладают серьёзным качественным потенциалом — чтобы реализовать его в полной мере, требуется равный по классу музыкальный плеер — смартфона, даже «аудиофильского», для этого будет явно недостаточно. Гибридная XR8i — пожалуй, самая «молодёжная» модель серии, поскольку сочетает энергичные басы и эффектные высокие, она больше подходит для электроники, рока и других «легкомысленных» жанров. Надо признать, что X6i их тоже играют, но обладают всё же более уравновешенным темпераментом. Хот эффектные, плотные и обильные басы можно легко получить и от них — надо лишь подобрать подходящие по диаметру насадки.

Так что относить X6i к начальному уровню, на мой взгляд, не справедливо. Да и «бюджетной» эта модель совсем не кажется. А то, что она самая доступная из серии Reference, вовсе не является недостатком. По-моему, это очень большое достоинство.

Объективные данные

Тип: арматурные (с уравновешенным якорем) широкополосные || Акустическое оформление: закрытые || Драйвер: KG-723 || Корпус: литой под давлением цинк + эластомер || Импеданс: 50 Ом || Чувствительность: 110 дБ || Диапазон частот: 10 — 19000 Гц || Звукоизоляция: -26 дБ || Кабель: несъёмный 1,2 м с 3-кнопочным пультом и микрофоном || Совместимость пульта: устройства под управлением iOS, Android (частично) || Масса: 18 г || Варианты оформления: белый, черный || Цена: 11690 руб.

Компоненты:

Усилитель для наушников April Music STELLO HP100

ЦАП PS Audio PerfectWave MkII

Смартфон LG V10

Слушали

1. Deep Purple. “Machine Head”. FLAC 96 кГц/ 24 бита

2. Led Zeppelin. “II”. FLAC 96 кГц/24 бита

3. Bill Wyman. “Back To Basics”. FLAC 44,1 кГц/16 бит

4. The Gales Bros. “Left Hand Brand”. FLAC 44,1 кГц/16 бит

5. Hotei. “Strangers”. FLAC 44,1 кГц/16 бит

6. Lizz Wright. “Freedom & Surrender”. FLAC 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/ 24 бита

7. Anthony Wilson. “Power Of Nine”. DSD64

8. McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бита

9. Larry Adler and Various. “The Glory of Gershwin”. FLAC 44,1 кГц/16 бит

10. Casualties of Cool. «Casualties of Cool». FLAC 44,1 кГц/16 бит

11. Catherine Russell. «Harlem On My Mind». FLAC 96 кГц/24 бита

Общим для всех внутриканальных моделей референсной линейки является непременное использование арматурных драйверов.

Сама форма корпусов обеспечивает очень удобную посадку — не нужно искать оптимальное положение в ушной раковине.

Относить X6i к начальному уровню, на мой взгляд, не справедливо. Да и «бюджетной» эта модель совсем не кажется.