Микро и макро: полочные мониторы TAD ME-1 (Тестирование Salonav.com, ноябрь 2017).
Два года назад компания TAD представила полочные мониторы CE-1 – Compact Evolution 1, и это стало заметным событием на рынке High End Audio. А недавно появилась новая, ещё более смелая разработка, Micro Evolution One. Я бы даже сказал дерзкая, ведь японские мастера (над проектом работали лучшие специалисты фирмы Pioneer) решили добиться столь же впечатляющих результатов при меньшем объёме корпуса. Что из этого получилось, разбираемся на примере первой пары, приехавшей в Россию.
Изначально компания TAD (Technical Audio Devices Laboratories, Inc.) была профессиональным подразделением многопрофильного концерна Pioneer и специализировалась на оборудовании для студий и озвучивания концертных площадок. В основном это были громоздкие, мощные и высокочувствительные акустические системы с рупорным оформлением СЧ и ВЧ секций. Явным свидетельством высокого качества звучания можно считать тот факт, что за сохранившиеся с середины прошлого века экземпляры аудиофилы США и Японии выкладывают на аукционах весьма внушительные суммы.
Сейчас TAD представляет собой самостоятельную компанию со штаб-квартирой в Токио и крупными офисами в Америке и Европе. Для разработки современных изделий – а теперь это не только акустика, но электронные компоненты высшего класса – активно привлекаются самые опытные инженеры Pioneer. И что мне больше всего нравится в этой истории – они не пытаются въехать в новую эпоху на старых принципах, а для каждой задачи находят современные способы решения.
В мониторах ME-1 используется коаксиальный СЧ/ВЧ модуль с фирменным обозначением CST — Coherent Source Transducer, т.е. источник когерентного излучения.
Например, в мониторах ME-1 используется коаксиальный СЧ/ВЧ модуль с фирменным обозначением CST — Coherent Source Transducer, т.е. источник когерентного излучения. Дело в том, что основная причина неестественного, синтетического звучания в наиболее чувствительном для нашего слуха диапазоне становятся не столько искажения и нелинейность АЧХ, сколько фазовые (временные) сдвиги между звуковыми волнами разной длины. Чтобы свести к минимуму подобный эффект, был создан излучатель с характеристиками, близкими к точечному источнику звука. Он состоит из 3,5-дюймового (9 см) среднечастотника с диффузором из магниевого сплава, в центре которого установлен дюймовый бериллиевый твитер. Его уникальность в том, что купол не штампуется, а напыляется в вакууме на сферическую медную болванку, в результате чего получается тончайшая мембрана идеальной формы и без внутренних напряжений. Весь коаксиал перекрывает диапазон почти в восемь октав, от 420 Гц до 60 кГц, с идеальным фазовым согласованием. Разделительный фильтр между СЧ и ВЧ полосами настроен на 2500 Гц. Все головки включены синфазно, элементы кроссоверов подбираются индивидуально для каждого комплекта.
Мидбасовый драйвер тоже создавался специально для микромониторов. У него 14-сантиметровый диффузор из многослойного арамидного волокна с ламинированием, мощный ферритовый магнит, а звуковая катушка намотана на титановом каркасе, который и сам не деформируется при нагреве, и отводит тепло от обмотки. Головка работает в фазоинверторном оформлении и, несмотря на небольшой калибр и скромный объём корпуса, воспроизводит бас от 36 Гц. Это получается благодаря такой же конструкции фазоинвертора, как в мониторах CE-1 – воздушный поток выходит не через круглый порт, а рассевается сквозь зазор, образованный боковыми стенками и массивными панелями из фрезерованного алюминия. Эти панели толщиной 1 см снижают вибрации корпуса и равномерно распределяют поток по всей высоте зазоров, направляя его вперёд и назад (рис. 1). При этом отсутствуют турбулентные шумы и органные резонансы, поскольку трубы как таковой у мониторов нет. Но самое главное – в конструкции, получившей название ADS (Aero Dynamic Slot), резонансная частота очень низкая при малом объёме корпуса.
Воздушные потоки в фазоинверторе Aero Dynamic Slot выходят с симметрично в обе стороны, при этом реактивные силы взаимно компенсируются.
Для борьбы с вибрациями в конструкции корпуса используется MDF и многослойная берёзовая фанера, динамики установлены на алюминиевой пластине толщиной 4 мм. Нанесение вручную семи слоёв лака с промежуточной сушкой и полировкой каждого из них занимает три недели. Лак может быть либо чёрным, либо светло серым (вариант «титан»). Масса одного мониторчика 20 кг.
Входных клемм четыре, это позолоченные винтовые посты, выточенные по спецзаказу. Перемычки — из многожильного кабеля OFC с лопатками.
Специально для ME-1 были разработаны стойки ST-3 высотой 65 см и массой 16 кг. Они также выпускаются в двух цветовых вариантах – чёрном и титановом.
Уникальность твитера в том, что его купол не штампуется, а напыляется в вакууме на сферическую медную болванку, и в результате получается тончайшая мембрана идеальной формы и без внутренних напряжений.
Нашему прослушиванию предшествовал не только прогрев, но и многочисленные эксперименты с кабелями – из-за колоссального разрешения в среднем и верхнем диапазонах мониторы оказались очень чувствительными к их вкладу в звучание. И что интересно, даже с серебряными проводниками не было ни резкости, ни «песка», ни режущих слух сибилянтов, просто в некоторых случаях общая картина становилась излишне контрастной, чуть сдвигался тональный баланс, слегка менялся характер атаки в нижней середине и т.д. И лучший результат получился с не самым дорогим акустическим Siltech SL180iQ (проводник из сплава серебра с золотом) и медными интерконнектами Tellurium Q Ultra Black XLR. Усилители тоже пробовали разные, но об этом чуть ниже.
Самое интересное, что при таком феноменальном разрешении не устаёшь от обилия подробностей, они составляют цельную и гармоничную для слуха картину. Кроме того, нюансы, которые в изобилии преподносят мониторы — не формальные, они наоборот, буквально оживляют события, зафиксированные при записи. На концерте Нирваны, например, благодаря тонкой подаче инструменты и вокал кажутся абсолютно натуральными, а сидящая в зале публика воспринимается не как шумовой фон, а в качестве важной составляющей пространственной и эмоциональной атмосферы. И аплодисменты не сливаются в однородный поток сухих звуков, слух уверенно идентифицирует их именно как совокупность отдельных хлопков. Это, кстати, важный субъективный показатель, свидетельствующий о малом уровне искажений во всём тракте.
При таком феноменальном разрешении не устаёшь от обилия подробностей, они составляют цельную и гармоничную для слуха картину.
Звуковая сцена характерна для коаксиальных излучателей — здесь она близка к идеалу, особенно с точки зрения локализации. Точечный источник, конечно, великая вещь – при широкой зоне стереоэффекта каждый виртуальный источник в сцене обретает абсолютно чёткие контуры и строго фиксированное место. В нашем случае перспектива в глубину стала гораздо более эффектной после того, как четырёхканальный TAD M4300 был заменён на Accuphase A70 с выходными каскадами в классе «А». В третьем измерении появились дополнительные планы, пространство уплотнилось, да и звучание в целом стало ещё более гармоничным и цельным.
Если сравнивать МЕ-1 с предыдущей моделью СЕ-1, то качественные компромиссы совершенно не заметны. Чуть более компактнее стала сцена, не такой потрясающий удар, чуть скромнее общая динамика. И, тем не менее, бас нереально низок для такого объёма корпуса при феноменально высокой разборчивости. Симфонический оркестр – убедительно, с минимальными условностями. И главное – гармония между прекрасно выстроенным пространством и достоверностью звучания музыкальных инструментов по-настоящему увлекает, буквально переносит в какое-то иное измерение.
СИСТЕМА
CD/SACD-проигрыватель TAD D600, проигрыватель винила Yamaha GT-2000
Фонокорректор EAT E-Glo
Предусилитель TAD C600
Оконечные усилители TAD M4300, Accuphase A70
Кабели:
межблочные Tellurium Q Ultra Black XLR, Tellurium Q Silver Diamond
акустические Siltech Royal Signature Prince, Siltech SL180iQ
сетевые Siltech Power Cord
МУЗЫКА
«Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve, 1956
Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
Nirvana, «Unplugged in New York». Geffen Records, 1994
Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
TAD ME-1
Производитель: Technical Audio Devices Laboratories, Inc
www.tad-labs.com
Конфигурация:
3 излучателя, 3 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот: 36 Гц — 60 кГц
Чувствительность: 85 дБ (2,83 В, 1 м)
Номинальное сопротивление: 4 Ома
Частоты раздела полос: 420, 2500 Гц
Максимальная подводимая мощность: 150 Вт
Отделка: чёрный рояльный лак, титан с серебром
Габариты: 251 x 411 x 402 мм
Масса: 20 кг