Лёгкий жанр: акустические системы Energy Veritas 6.2 (Тестирование журнала СалонAV #11'11)

Что меня всегда удивляло в так это то, как можно добиться столь безукоризненного качества исполнения и отделки при крупносерийном производстве.

Огромный завод, построенный в провинции Онтарио, выпускает десятки тысяч акустических систем в месяц, и при этом каждое изделие выглядит так, словно изготовлено вручную. Пара, которую мы получили для тестирования, не исключение. Такой отделке рояльным лаком и полировке позавидуют и производители музыкальных инструментов – все поверхности корпуса идеально ровные и отполированы до зеркального блеска. Недаром в комплекте, помимо шипов, ножек и заглушек для фазоинвертора, белые перчатки.

Ко дну корпуса привинчивается толстая платформа из MDF, в которую запрессованы резьбовые втулки для шипов. Для раздельного подключения драйверов имеются четыре винтовых клеммы, крупные, с никелевым покрытием. Veritas 6.2 выполнены по 2,5-полосной схеме, в которой две НЧ-головки калибра 6,5 дюйма (130 мм) с кевларовыми диффузорами. В самом нижнем регистре басовики работают параллельно и одновременно, а выше один из них замолкает, поскольку подключён через фильтр нижних частот. Таким образом, на средних частотах излучает уже только одна головка, обеспечивая оптимальную стыковку с твитером.

Упомянутый выше среднечастотник и дюймовый твитер с алюминиевым куполом объединены в модуль, запатентованный под названием CSM (Coherent Source Module). Обе головки установлены на общем литом основании и заключены в герметичную камеру, изолирующую их мембраны от обратного излучения НЧ-драйверов. Эта сборка спроектирована, чтобы решить сразу три задачи: расширить диаграмму направленности, минимизировать временные и фазовые сдвиги между СЧ и ВЧ, а также снизить нелинейные искажения в районе раздела полос. С этой же целью для обновлённой серии Veritas были придуманы более совершенные кроссоверы с фазовыравнивающими звеньями. И это ещё не всё - диффузорные головки оснащены фазовыравнивающими колпачками и фирменными подвесами RES (Ribbed Elliptical Surrounds), повышающими линейность смещения диффузора вперёд и назад.

Акустическое оформление НЧ-звена – фазоинвертор, причём для снижения скорости воздушного потока на задней стенке имеются два порта, выведенных на стенку корпуса.

Сразу могу сказать, что старания разработчиков не были напрасными – как и у старшей модели, построение звуковой сцены и локализация источников у Veritas 6.2 безупречны (я специально выбрал тот же тестовый материал [1] для сравнения). Столь же объёмное пространство с чётко выраженным эшелонированием в глубину, и мне даже показалось, что эта акустика, хотя и несколько уменьшает масштаб некоторых инструментов, позиционирует их по ширине сцены более точно. Зона стереоэффекта действительно широкая, эти колонки можно демонстрировать в компании, и все слушатели окажутся в одинаковых условиях. Кстати, производитель рекомендует эту систему в качестве фронтальной для домашнего кино, и при такой направленности вполне можно обойтись без центрального канала.

Второй момент, который стоит отметить – характер верхнего регистра. В нём много воздуха, каждый удар по тарелкам сопровождается плотным облаком гармонических составляющих. Струнная группа окружена полупрозрачным ореолом обертонов, медные духовые звучат настоящей медью. И при этом ни малейшей резкости, ни акцентированных сибилянтов, лишь на фонограммах с очень насыщенным спектром чувствуется лёгкий «песочек».

Середина открытая, богатая подробностями, что особенно чувствуется на камерных произведениях. Хорош и вокал – он эмоционально насыщен и полон жизни. Понравилась и правильная передача тембров, на записи барабанов и перкуссий каждый удар различим, не кажется переглушенным или, наоборот, слишком звонким.

Низкочастотный регистр вполне адекватен калибру драйверов, он не настолько глубок, как у старшей модели, но с ним не будет проблем в небольшой комнате. Зато скорость и разборчивость в нижнем регистре порадует даже очень взыскательного аудиофила. Если акустика стоит близко к стене, лучше заглушить порты, иначе возможны посторонние призвуки на большой громкости. При этом нижняя граница сдвигается вверх, но передача удара и демпфирование НЧ-диффузора заметно улучшается. Удар бочки становится более натуральным, с многочисленными резонансами и характерными вибрациями, хотя инфранизкая составляющая в значительной степени ослаблена.

Симфонический оркестр убедителен. Вполне адекватная динамика, узнаваемая атмосфера зала, масса нюансов, характерных для живого исполнения. Некоторые инструменты в верхней середине кажутся несколько тускловатыми (нелинейность вблизи раздела полос?), но в целом к музыкальному балансу придраться невозможно. На архивных фонограммах шум мастер-ленты не слишком выделяется, т.е. акустика вполне нейтральна в самой важной, среднечастотной области.

И хотя Veritas 6.2 звучат не столь фундаментально, сколь флагманские 6.3, они оказались более лёгкой нагрузкой для усилителя - по крайней мере, при его выборе можно ориентироваться не на способность раскачивать «тугую» акустику, а сосредоточиться исключительно на звуковых свойствах.