Лазерный прорыв. Новая эпоха в проекционной технике (Журнал Light.Sound.News#3 2016)

100 лет назад, в 1916 году, Альберт Эйнштейн создал теорию индуцированного излучения. В 60-е годы XX века она воплотилась в первых действующих лазерах. С тех пор они проникли в самые разные сферы — от оборонки и космоса до медицины, образования и шоу-бизнеса. Несколько лет назад лазеры стали использоваться в видеопроекторах, однако по-настоящему широкое их применение в проекционной технике начинается только сейчас.

Лазерные источники света обладают неоспоримыми преимуществами перед газоразрядными лампами. Это не только многократно больший ресурс работы, но и предсказуемое поведение — лазерные светодиоды почти не меняют свои свойства в процессе эксплуатации, у них выше к.п.д — большая часть световой энергии используется для формирования изображения, тогда как у ламп немалая её доля рассеивается или поглощается. Лазеры включаются за несколько секунд и не нуждаются в принудительном охлаждении после завершения работы — у ламп внезапное отключение питания чревато выходом из строя. Добавьте на чашу весов ещё одно достоинство лазерных аппаратов — способность работать при любой ориентации в пространстве, и у вас непременно возникнет вопрос: почему ламповые модели ещё не оказались в музее старой техники?

Ответ прозаичен: лазерные проекторы с высоким световым потоком стоили до самого недавнего времени значительно дороже ламповых. Однако прогресс не стоит на месте, и на рынке появилась мощная лазерная техника, способная соперничать по экономической эффективности с ламповой. Прежде, чем привести конкретные примеры «эффективных» проекторов, рассмотрим применяемые в проекционной технике лазерные технологии.

Гибриды и «чистые»

Главная проблема лазерных источников света — высокая стоимость зеленых светодиодов. Поэтому RGB-технология, в которой используются лазеры трёх основных цветов — самая дорогостоящая. Тем более, что для получения высокого светового потока приходится использовать несколько «первичных» модулей, состоящих из трёх RGB-лазеров. К примеру, у флагманского 4K-кинопроектора Barco DP4K-60L световой поток 56 000 лм достигается за счет использования 6 первичных модулей.

Самая доступная технология — гибридная: синий и красный цвета получаются от обычных светодиодов, а зелёный — за счёт облучения люминофора синим лазером. Но световой поток гибридных проекторов обычно не превышает 2000-2500 лм. Хватает для бизнеса или домашнего кино и только.

Происходящий сейчас прорыв в лазерной проекции связан с третьей технологией — лазерно-фосфорной: в ней применяется три мощных и недорогих синих лазера, один работает напрямую, два других — через колесо с фосфорным люминофором — получаемый от него жёлтый свет потом разделяется фильтром на красный и зеленый. До недавнего времени эта технология позволяла выпускать проекторы со световым потоком до 6 000 лм, но теперь барьер преодолён, и на её основе создаются многократно более мощные аппараты. Как полагают многие специалисты, в ближайшие 4-5 лет традиционные ламповые модели в сегменте проекторов с потоком от 10 000 лм и выше будут полностью вытеснены лазерно-фосфорными. Процесс уже начался — это видно, в частности, по новым лазерно-фосфорным моделям Barco.

Разные, но с общими фамильными чертами

Одночиповые DLP-модели Barco F90-W13 и F90-4K13 очень похожи внешне и по конструкции. Отличаются они разрешением изображения — WUXGA (1920 x 1200) у первой и 4K UHD (3840 x 2400) у второй, световым потоком — 13 000 и 11 800 лм соответственно. Остальные характеристики, коммутация и функционал совпадают.

Обе модели рассчитаны на работу в режиме 24/7, оснащены встроенным процессором, который выполняет сшивку и проекцию на искривлённые поверхности без дополнительного оборудования. Типичный для лазерных проекторов ресурс работы в 20 000 часов увеличивается вдвое при работе в режиме пониженной мощности. Относительно небольшой вес (38 кг) позволяет устанавливать аппараты на легкие несущие конструкции. А богатый набор опционной оптики — использовать эти модели при самых разных дистанциях до отражающей поверхности.

Прогресс в лазерно-фосфорной технологии позволяет не только создавать яркие лазерные проекторы, но и совершенствовать аппараты средней мощности. К примеру, модель Barco RLS-W6 характеризуется световым потоком 6 000 лм, но весит всего 17,5 кг и является самым тихим лазерно-фосфорным проектором на рынке — уровень шума системы охлаждения не превышает 32 дБ в эко-режиме и 35 дБ при полной мощности.

Модель Barco HDF-W30LP FLEX предназначена для проектов с повышенными требованиями к качеству цветопередачи — она построена на 3-чиповом DLP-движке. Индекс FLEX говорит о том, что в проекторе реализована фирменная функция ступенчатого изменения светового потока от 10 000 до 30 000 лм, что делает его идеальным для аренды. Ресурс источника света — 30 000 часов. Как и все другие проекторы Barco, эта модель оснащена полностью герметичным оптическим трактом, а потому не нуждается в периодической замене фильтров. Система охлаждения вынесена в отдельный блок, который может размещаться на расстоянии до 8 м от самого проектора. Подобно другим инсталляционным моделям Barco, HDF-W30LP FLEX оснащён фирменной технологией CLO (constant light output) — она обеспечивает стабильность светового потока на протяжение всего срока эксплуатации. Бесценная функция при сшивке изображений от нескольких проекторов — их не придётся периодически подстраивать, чтобы поддерживать незаметность шва.

Способность лазерных проекторов надежно и качественно работать, не требуя к себе внимания и не нуждаясь в периодическом и дорогостоящем обслуживании, — очень важный аргумент в их пользу. Тем более, когда он подкреплен авторитетом Barco.