КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО: предварительный усилитель Musical Fidelity M8 PRE и усилитель мощности Musical Fidelity M8 700m (Тестирование журнала Салон AV #05'13)
Предварительный усилитель Musical Fidelity M8 PRE
Усилители мощности Musical Fidelity M8 700m
На создание флагманского усилителя Titan инженерам Musical Fidelity потребовалось пять лет. И ровно столько же времени заняла работа над его облегчённой версией, оконечником M8 700m. Что вполне объяснимо – проводить бескомпромиссную политику в жёстких ценовых рамках намного сложнее, чем при неограниченном бюджете.
Главный параметр, которым было решено пожертвовать, исходя из принципа минимальных потерь, не качественный, а количественный - выходная мощность. У «Титана» она достигает 2 х 1 кВт на 8 Ом, а у моноблоков M8 700m – по 700 Вт. Хотя тоже немало, достаточно для озвучивания приличного зала. Соответственно, уменьшились и массогабаритные показатели, благодаря чему оконечники помещаются в стандартной аудиостойке. Это немаловажный фактор, поскольку неподъёмный «Титан» можно было ставить только на пол или выносную платформу, что иногда охлаждало пыл даже весьма состоятельных аудиофилов.
Основные же критерии остались неизменными: полностью балансная конструкция, мощный источник питания и оконечные каскады, способные отдать в нагрузку огромный ток. В данном случае это 350 А, что обеспечивается параллельным соединением десяти мощных транзисторов. Симметричная схемотехника позволила получить чрезвычайно малый уровень собственных шумов и искажений, -120 дБ и 0,005% соответственно, причём в диапазоне частот 20 Гц – 20 кГц и при любой мощности, вплоть до номинальной. Последнее, очень важное обстоятельство, подтвердилось и нашими измерениями. Мало кому удаётся спроектировать столь мощный усилитель, хорошо звучащий на малой громкости, но у британских инженеров имеется солидный опыт – на их счету немало подобных разработок.
Сигнал на вход M8 700m можно подавать как по балансным, так и «однотактным» RCA-входам, для коммутации сделан отдельный переключатель. Первый вариант всё же предпочтительнее, особенно если моноблоки находятся далеко от предварительного усилителя. Выходных клемм две пары, так что организовать bi-wiring совсем несложно.
Предварительный усилитель M8 PRE – относительно новое детище компании и тоже с рекордно малыми шумами и искажениями. О классе аппарата можно судить по параметрам встроенного фонокорректора: взвешенное отношение сигнал/шум в режиме ММ -81 дБ, перегрузочная способность 29 дБ. Предусмотрено подключение и МС-головок с выходом 0,44 мВ и выше. Линейных входов шесть, два из которых балансные. По двум линиям, AUX2 HT и BALANCED1 HT, сигнал можно пустить напрямую, в обход регулятора громкости. Это пригодится в системе домашнего кино, где уровень громкости задаётся в процессоре. Имеется и петля для записи и её мониторинга.
Регулятор громкости – электронный, многооборотный. Уровень с шагом 0,5 дБ отображается на небольшом индикаторе.
Солидная масса предусилителя (23 кг) объясняется усиленной конструкцией шасси и архитектурой «двойное моно» - каждый канал питается от собственного 350-ваттного трансформатора, фильтра и стабилизаторов с малым выходным сопротивлением. За счёт этого удалось получить разделение каналов -96 дБ (1 кГц). Схемотехника полностью симметричная, все усилительные каскады работают в классе А, полоса пропускания по -3 дБ расширена до 75 кГц. Применением двухполярного питания и симметрией обеспечивается подавление любых помех, как внутренних (шумов и наводок), так и проникающих извне по сети. Амплитуда сигнала на балансных выходах M8 PRE может достигать 19 В RMS при искажениях 0,005%. Маловероятно, что попадётся оконечник с такой чувствительностью (у M8 700m она порядка 4,4 В), но высокая перегрузочная способность никогда не бывает лишней.
Предусилитель комплектуется пультом ДУ, рассчитанным на все компоненты серии M8. Благодаря большой площади, на которой размещены кнопки, пользоваться им удобно.
Традиционно для топовых моделей Musical Fidelity усилители выполнены в чернёных алюминиевых корпусах с предельно лаконичным дизайном. Единственный декоративный элемент – серебристые шильдики из медицинской нержавеющей стали с названием модели.
Для чистоты эксперимента все компоненты были соединены балансными кабелями минимально возможной длины.
Потенциал усилителей чувствуется сразу, но по-настоящему оконечники распеваются после того, как их боковые теплоотводы заметно потеплеют. Конечно, 700-ваттным монстрам нужно и помещение побольше, и акустика посолиднее, но даже в нашем, довольно скромном окружении они сумели продемонстрировать фирменный почерк. На слушателя обрушивается настоящая лавина звуков, и в этом ошеломляющем потоке различимы даже самые незначительные нюансы. На пиках громкости возникают неприятные ощущения в ушах, но исключительно из-за высокого звукового давления. Сама система не выказывает ни малейших признаков перегрузки – ни визгливости, ни жёсткости, предельная разборчивость на фрагментах с насыщенным спектром. Чувствуется и класс предусилителя – при регулировке уровня меняется не масштаб сцены, а лишь расстояние до её переднего фланга, он то удаляется, то приближается. Само же расположение виртуальных источников, их эшелонирование по глубине остаётся прежним. В таких случаях говорят, что сцена стоит как влитая. Достигается это полной идентичностью каналов усиления и идеальным согласованием секций регулятора громкости. В этом смысле грамотно спроектированные электронные энкодеры имеют явное преимущество перед самыми дорогими потенциометрами. Ещё один интересный момент – спектральное разрешение одинаково высоко на любой громкости. Например, скрипки звучат абсолютно натурально, с «канифолью», и когда их еле слышно, и на мощнейших тутти.
Нижний регистр контролируется уверенно, бас не распущен, даже наоборот, послезвучия кажутся слегка поджатыми. По всей видимости, моноблоки рассчитывались на акустику с большими тяжёлыми диффузорами, которые в силу большой инерционности нуждаются в эффективном демпфировании. Зато удар барабана передаётся хлёстко, чисто, с мгновенной атакой. Соответственно, воспроизведение отличается выверенностью и законченностью ритмического рисунка. И пусть на записи даже несколько ударных установок, каждый удар точно фиксируется и во времени, и в пространстве.
Из всего перечисленного и складывается то, что мы привыкли называть музыкальностью. Слаженность оркестра, мгновенные переходы от пиано к форте, непринуждённость на тутти, плавность и неспешность, а где надо – стремительный темп и атака.
Тот самый случай, когда количественные инженерные показатели плавно переходят в качество восприятия.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
Кабели
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
Кабели:
- межблочные Musical Wire Cadence Signature XLR MWC-SX-10 (37000 руб.), Silent Wire NF XLR 0,8 м (54243 руб.)
- акустические Silent Wire LS16 Limited Edition 2,5 м (82000 руб.)
- сетевые Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.), Silent Wire АС32 1,5 м (53130 руб.), Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II ($190)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1.«Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997
2. Radiohead, «The Bends». Capitol, 1994
О классе предусилителя можно судить по параметрам встроенного фонокорректора – взвешенное отношение сигнал/шум в режиме ММ -81 дБ, перегрузочная способность 29 дБ.
На слушателя обрушивается настоящая лавина звуков, и в этой ошеломляющем потоке различимы даже самые незначительные нюансы.
Скрипки звучат абсолютно натурально, с «канифолью», и когда их еле слышно, и на мощнейших тутти.
7 раз отмерь
Заявленные характеристики предусилителя Musical Fidelity M8 PRE
Максимальное выходное напряжение RMS/Peak, В
- на выходах RCA 9,5/26
- на выходах XLR 19/52
Выходное сопротивление, Ом 47
Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц - 20 кГц), %
- по входам RCA 0,005
- по входам XLR 0,004
Чувствительность, мВ
- по линейным входам 352
- по входу Phono MM/MC 3,5/0,44
Отношение сигнал/шум, дБ
- по линейным входам -118
- по входу Phono MM -81
Входное сопротивление, кОм
- по входам RCA/XLR 75/150
- по входу Phono MM 47
Перегрузочная способность, дБ
- по линейным входам 12
- по входам Phono MM 29
Полоса воспроизводимых частот (+0/-0,1 дБ), Гц 5 – 100000
Габариты, мм 440 x 162 x 400
Масса, кг 17
Цена, руб. 163 840 руб.
Заявленные характеристики усилителя мощности Musical Fidelity M8 700m
Выходная мощность (8 Oм), Вт 2 х 700
Пиковый выходной ток, А 350
Полоса воспроизводимых частот (+0/-1 дБ), Гц 10 – 80000
Коэффициент искажений (20 Гц -20 кГц) % <0,005
Отношение сигнал/шум, дБА >-120
Демпинг-фактор 210
Входное сопротивление, кОм 50
Максимальная потребляемая мощность, Вт 1500
Габариты, мм 440 x 160 x 460
Масса, кг 30
Цена, руб. 409 600 руб. (за пару)
Зависимость КНИ от выходной мощности усилителя m8 700
Такую картину можно получить в симуляторе при исследовании схемы идеального усилителя, на практике же подобный результат нам встречается впервые. Искажения не зависят от мощности вплоть до 100 Вт на 8-омной нагрузке (зелёная кривая) и до 430 на 4-омной. При этом в указанном диапазоне мощностей коэффициент гармоник составляет порядка 0,004%. У этого усилителя нет «проблемы первого ватта», т.е. на малой громкости искажения невелики, в отличие от обычных схем, работающих в классе AB.
При КНИ = 1% выходная мощность составляет 680 и 990 Вт соответственно, т.е. прирост при переходе с 8 на 4 Ом получается 1,45 раза, что свидетельствует о высокой энерговооружённости усилителя. Так что характер его звучания не должен зависеть ни от уровня громкости, ни от сопротивления акустики.
Спектр гармоник усилителя мощности m8 700
Традиционно спектр искажений снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае на 70 Вт. КНИ при этом получился 0,0045%, и в основном за счёт 2-й, 3-й и 5-й гармоник. При этом чётные составляющие имеют заметно меньшую амплитуду, что характерно для усилителя симметричной архитектуры. Отсутствие высших гармоник, как правило, свидетельствует о прозрачности верхнего регистра и отсутствии в нём жёстких спектральных составляющих.