Junior: акустическая система RBH Signature Classic 641-SE (Тестирование журнала Аудиомагазин декабрь'10)

Сегодня нам предстоит познакомиться с младшей напольной моделью серии Signature Classic, достаточно компактными 3-полосными акустическими системами 641-SE. Судя по индексам моделей в серии, присваиваются они исходя из дюймового “калибра” использованных в АС динамиков.

Корпуса колонок собраны из листов MDF толщиной 3/ 4 дюйма, варианты отделки насчитывают три десятка различных видов шпона. В основание корпуса шурупами крепятся декоративные металлические элементы, которые можно оснастить шипами либо же резиновыми ножками. В качестве ВЧ-динамика используется модель D27SG-05-06 от Peerless с дюймовым шелковым куполом и ферромагнитной жидкостью в зазоре магнитной системы. СЧ-динамик на фронтальной панели и пара сабвуферов (согласно терминологии производителя) на боковой оснащены алюминиевыми диффузорами диаметром 80 и 120 мм соответственно. Каркасы звуковых катушек изготовлены из каптона. Все динамики магнитоэкранированы. На задней панели расположены единственный порт фазоинвертора и две пары клемм для подключения к усилителям и .

Прослушивание
Имея весьма скромные габариты, эти акустические системы, тем не менее, обладают “полноразмерным” звучанием. Так, колонки без проблем и нареканий воссоздают акустическое пространство пражского концертного зала “Smetana Hall”. Именно в этом зале в разные годы были сделаны записи (1) симфонических произведений Дмитрия Шостаковича. Фрагменты сатирического балета “Болт” (треки 1–4), исполненные Чешским филармоническим оркестром в 1983 году, отличаются сочным звучанием и, вместе с тем, эмоциональной сдержанностью. Отсутствие экспансивности именно в этом бурлескном и язвительном произведении Шостаковича — балете о борьбе с тунеядством и вредительством — весьма странно. Это не особенность воспроизведения колонок, а результат дирижерского прочтения, предложенного Геннадием Рождественским. В его трактовке, объективно представленной тестируемыми АС, ранний Шостакович — не музыкальный хулиган, но будущий Герой социалистического труда, орденоносец и лауреат сталинской премии.
С передачей эмоций и со степенью вовлеченности у модели 641-SE все в порядке, в чем убеждаешься, слушая представленную на этом же диске запись Десятой симфонии Шостаковича в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (треки 5 – 8). Эта уникальная по эмоциональному накалу запись, не типичная для зрелого Мравинского, сделана в 1955 году, через два года после окончания композитором работы над симфонией. Драматизм и откровенность этой музыки, беспристрастно передаваемые колонками, не оставляют слушателя равнодушным. Частотный спектр естественен. Динамические перепады не вызывают у АС затруднений. Несмотря на то, что фонограмма монофоническая, звуковая сцена объемна, многопланова, и в этом заслуга не только технического персонала, осуществлявшего запись, но и самих .
В творческом наследии Евгения Александровича Мравинского имеется несколько записей Десятой симфонии Шостаковича. Одна из них сделана в марте 1976 года в Большом зале Ленинградской филармонии (2). Эту фонограмму от фонограммы, о которой шла речь выше, отделяют одиннадцать лет, и 641-SE дают возможность оценить изменения дирижерского почерка Мравинского. Исполнение стало строже, трактовка — более рациональной. На данном диске эмоции не демонстрируются, но подразумеваются, здесь исповедальность частично заменена отстраненностью. Порой музыка апеллирует не столько к чувствам слушателя, сколько к рассудочному пониманию и знанию культурного и исторического контекста. Следя за общим драматургическим развитием, вдруг замечаешь, например, цитату из соцреалистической кантаты “Песнь о лесах” — произведения, которым Шостакович доказывал свою лояльность к сталинскому режиму, и это не единственное вкрапление, демонстрирующее смысловую многосложность симфонии. Запись заботливо отреставрирована, колонки передают ее прозрачность и свежесть. В отличие от пражской фонограммы, данная, ленинградская, — стереофоническая, где используется вся протяженность панорамы. Оркестровые группы, равно как и отдельные инструменты, четко локализуются. Акустика Большого зала Филармонии легко узнаваема, благодаря достоверному воспроизведению 641-SE.
Точность, с которой тестируемые колонки передают индивидуальные акустические особенности помещений, где производилась запись, заслуживает похвалы. В этом положительном качестве АС еще раз убеждаешься, слушая диск Давида Голощекина (3), записанный с различными инструментальными составами в 2008 - 2009 годах в петербургской Филармонии джазовой музыки. Тем, кто бывал в большом зале этого джазового клуба — с уже демонтированным , — хорошо знакома его акустика, и 641-SE воссоздают ее очень реалистично. Правда, в нашем случае эффект присутствия не так силен, поскольку звукорежиссер этого диска Александр Бородицкий не стремился к нейтральной фиксации концерта. Бородицкий имеет опыт, отличный от записи симфонической музыки; он работал с эстрадными коллективами Ленконцерта и группой Секрет, то есть трудился в том жанре, где действуют иные законы организации звукового пространства. Поэтому он периодически укрупняет, выводит на передний план солирующие инструменты: скрипку или флюгельгорн, рояль или орган и тому подобное. Воспринимается этот внутрикадровый монтаж весьма органично, поскольку он согласуется с развитием музыкального действия. О присущей колонкам высокой степени вовлеченности уже было сказано выше; упомяну, что для джазовой импровизационной музыки она особенно необходима. О спектре, воспроизводимом 641-SE, замечу, что верхние и средние частоты отличаются естественностью, мидбас идеален, но басу, имеющему в джазе ритмообразующую, цементирующую функцию, порой недостает полновесности. Данная особенность не столь существенна, если вы используете АС в многоканальном комплекте серии Signature, где имеется сабвуфер. Если же колонки применяются в качестве стереопары рядом с , не лишним будет поэкспериментировать с подбором кабелей и расстановкой колонок — например, вблизи от стен.

Вывод
Акустические системы 641-SE серии Signature Classic американской компании RBH отличаются нейтральным, натуральным и прозрачным звучанием. Особо следует подчеркнуть естественность высоко- и среднечастотной составляющих спектра. Звуковая сцена, создаваемая колонками, объемна, пропорциональна и реалистична. АС обладают высокой степенью вовлеченности. При воспроизведении звук не привязан к конкретным динамикам, и слушатель имеет относительную свободу в выборе места для прослушивания, не наблюдая при этом частотных или перспективных искажений. К достоинствам колонок следует прибавить и разумную ценовую политику, проводимую фирмой-изготовителем.