Интервью Ингемара Хэгблома, представителя компании TAD (Salonav.com, ноябрь 2017).

Вот это удача: буквально через неделю после прослушивания новых мониторов TAD Micro Evolution One выпал шанс познакомиться с представителем компании-производителя. Мы встретились с Ингемаром Хэгбломом (Ingemar Hagblom) в Москве на выставке MHES 2017, и под музыку – разумеется, воспроизводимую системой TAD – вспомнили прошлое и попытались заглянуть в будущее.

История с сюрпризом

TAD – совершенно самостоятельная японская компания, но её прошлое, да и настоящее, неразрывно связано с Pioneer. Многие не знают, что TAD — очень старое подразделение этого концерна, который начал бизнес в 1937-м с разработки динамиков, а позднее стал крупнейшим производителем бытовой электроники. В 1975-м TAD приступила к выпуску профессиональной акустики, в частности, компрессионных драйверов с деревянными рупорами, а в 2002-м в каталоге появилась и домашняя акустика. Позднее, в 2007-м – электронные компоненты, соответствующие ей по классу. За всем этим стоит инженерный опыт, полученный при проектировании компонентов Pioneer Exclusive в середине 70-х. Так что фундамент у TAD очень основательный.

— Но ведь только за счёт исторического опыта на современном рынке удержаться невозможно.

Совершенно верно. Наряду с инженерами, проработавшими в компании более 30 лет, у нас много молодёжи, предлагающей новые идеи и материалы. Философия TAD – правильно передать в звуке то, что хотел выразить артист, ничего не потеряв и ничего не добавив. Все усилия направлены только на это.

— В мониторах ME-1, которые я недавно слушал, произвела сильное впечатление необычная система фазоинверторов. При небольшом объёме корпуса бас получился нереально глубокий.

Это решение позволило избавиться от турбулентности, неизбежной при наличии порта. Инженеры TAD долго работали над конструкцией, которая как бы символизирует их амбиции сделать всё возможное для получения естественного, чистого звучания. Они не экономили ни на материалах, ни на исследованиях. И первый опытный образец многократно испытывался, прежде чем система оформилась окончательно. Вот почему TAD не слишком часто выпускает новые модели — подход не изменился с 1937 года. Конечно, ME-1 не дешёвые колонки, но в них реализованы те же идеи, что и в Reference 1, плюс в цену заложен ручной труд, первоклассные материалы и время, потраченное на эксперименты. Главное, что даёт опыт – понимание базовых принципов, определяющих качество звучания акустических систем.

— Какой, на ваш взгляд, самый главный принцип из всех?

Точность воссоздания звукового поля. И лучший излучатель для этого – точечный. А лучший материал для твитеров – бериллий. TAD единственный производитель в мире, который не штампует купола из фольги, а изготавливает их методом напыления в вакууме. Они очень тонкие, и в сочетании с неодимовыми магнитами обладают быстрой реакцией и способностью воспроизводить ультразвук. При этом нужная дисперсия обеспечивается диффузором СЧ-головки, образующим рупор. Конечно, согласовать коаксиальный излучатель по скорости с басовым драйвером было непросто. Пригодился многолетний опыт конструирования головок: мы создали лёгкий и жёсткий диффузор, приводимый в движение очень мощной магнитной системой. В ней тоже используется неодим, чтобы сократить размеры, иначе было бы сложно сконцентрировать поле в зоне звуковой катушки. А первый коаксиальный драйвер появился у нас в 1952-м.

— Есть ли у TAD подобные принципы при создании электронных компонентов?

Конечно. Борьба с вибрациями, полностью балансный тракт, двойное моно, жёсткий отбор комплектующих.

— А как здесь насчёт инноваций? Источники TAD не кажутся слишком современными – воспроизводят SACD, а стриминг не поддерживают.

Здесь вот в чём дело: если вы выпускаете продукт, а он не работает или работает не так, как задумано, то зачем он вообще нужен? Со стримингом масса проблем именно «на той стороне», и с ними мы ничего поделать не можем. Мы же отвечаем за свою технику, даём пожизненную гарантию, обслуживаем даже моноблоки Exclusive, выпущенные в 70-х годах. В проигрывателях используются тактовые генераторы военного класса, и все платы сделаны по таким же стандартам. Это максимальное качество, которое можно вообще достичь. Лазерный звукосниматель – полностью разработан и изготовлен нами, в нём особые подшипники с микронными допусками, прецизионная оптика.

— В некоторых усилителях TAD, например, M2500, выходные каскады работают в классе D, а к ним аудиофилы относятся очень сдержанно.

На самом деле усилители гибридные, это класс H, а не традиционный D. У них мощный силовой трансформатор и линейный блок питания с конденсаторами огромной ёмкости. В сочетании с импульсным усилением получаем по-настоящему качественное звучание и высокую эффективность. Плюс бескомпромиссное исполнение: для подавления вибраций шасси выточено из цельного 90-килограммового алюминиевого блока. Толстые стенки также обеспечивают отвод тепла. В линейке Reference шасси двуслойное.


— Отслушиваются ли опытные образцы, или окончательная оценка выносится на основе измерений?

Возможно, вы замечали, что большая часть японской техники, выпущенной 80-х годах, звучит довольно странно, несмотря на высокие технические показатели. Со временем инженеры всё же поняли, что технику нужно слушать. Изделия же TAD предназначены для многих рынков, для людей с разными вкусами. Поэтому ставка делается на абсолютно универсальный критерий — достоверность звучания, а она не всегда гарантирована красивыми данными измерений. Вот вам пример: в CD-проигрывателях TAD используются ЦАПы Burr-Brown PCM 1792. Это довольно старый чип со скромными по современным меркам параметрами, но в сочетании с правильным клок-генератором даёт фантастический звук.

— Если вернуться к акустическим системам, то каким будет следующий шаг? Nano Evolution One?

Вот этого не могу сказать. Японские инженеры никогда не раскрывают, над чем они в данный момент работают. Но всё же, заинтригую: нас ждёт настоящий сюрприз, но какой именно, я пока и сам не знаю.