Интервью с представителями производителя акустики RBH (журнал DVD Expert #1-2'09)

На выставке High End Show 2008, проходившей осенью прошлого года, мы встретились с двумя представителями американской компании RBH. Вице-президент отдела разработки Шейн Рич (Shane Rich) и директор по маркетингу Дарен Иган (Daren Egan) ответили на наши вопросы

— Какие новинки вы привезли на выставку в этом году?
— В первую очередь мы гордимся новым флагманом T-30 и, конечно же, всей линейкой Signature, которая отныне занимает топовую позицию среди наших продуктов. Нельзя сказать, что это абсолютно новая акустика, мы отталкиваемся от прежних разработок, но ряд инновационных технических решений ставит ее выше предыдущей линейки. К примеру, в колонках серии Signature используются твитеры производства Scan-Speak и оригинальные драйверы референсного уровня с фазоинверторной пулей, значительной доработке подвергся кроссовер. Наконец, и корпус изменился по сравнению с прежними моделями — и динамики расставлены по-другому, и материал иной. Кстати, внешний вид нашей акустики отныне поддается большей кастомизации, ведь мы увеличили количество типов отделок до 30 разновидностей — это касается T и M серий.T-30LSE

— Почему у колонок серий T и Reference в драйверах используется фазоинверторная пуля (колпачок посреди мембраны)? Что это дает?
— Следствием этого становится ряд преимуществ. Во-первых, длительная пиковая мощность. Из-за того, что структура динамика стала практически открытой (есть зазор между пулей и краевым кольцом диффузора), он легче проветривается, улучшается охлаждение звуковой катушки. Кроме того, можно говорить о расширении динамического диапазона. Особенно этот эффект заметен на повышенных уровнях громкости — когда динамику, казалось бы, пора задыхаться, он спокойно отрабатывает пиковые значения сигнала. Мембрана легко движется, механическое сопротивление практически отсутствует. В третьих, возникает меньше шумов и искажений — опять-таки в силу того, что диффузор стал легче сам по себе, нет массы конуса, а значит, увеличилась подвижность, инертность сделалась минимальной. В четвертых, благодаря уменьшению площади мембраны проще обеспечить ее жесткость, снизить деформацию плоскости и тем самым обеспечить лучшую когерентность волны. Наконец, сама пуля потому и называется фазоинверторной, что способствует ровному распределению волны — возрастает согласованность с твитером, практически отсутствует фазовый сдвиг, а это вдобавок облегчает и работу кроссовера,
Прежние драйверы тоже хорошие, но в этих линейках мы намеренно сделали шаг в сторону, хотя и смогли совершить его пока только на уровне High End. Дело в том, что с новым динамиком справиться по-настоящему непросто, так как нет демпфирования, мембрана практически не создает давления с обратной стороны, то есть диффузор, образно говоря, необходимо держать в узде. Сейчас у нас это получилось.
Также замечу, что фазоинверторная пуля — не единственная характерная особенность новых динамиков. К примеру, у нового сабвуфера 1010-SEN/R ее нет, однако в отличие от предыдущих моделей сам динамик оснащен бльшим «двигателем» — с огромной звуковой катушкой, магнитом двойного размера.
Позвольте сказать еще пару слов о топовой модели T-30. В ее корпусе мы применили новый материал, который позволяет лучше заглушить корпус, устранить нежелательные колебания. Другими словами — максимум энергии от новых драйверов, а не от «кабинета». Особо заострю внимание на том, что это действительно очень сложная проблема — удержать энергию в корпусе и при этом дать свободу динамикам. За счет использования специальных абсорбирующих веществ в корпусе, считаем, нам это удалось.

TK-5CT/B— Почему вы применяете алюминиевые диффузоры? Ведь считается, что они могут стать причиной жесткого и острого звучания.
— На самом деле острый звук получается тогда, когда мембрана нестабильна, у нее не хватает жесткости, она деформируется, волна становится «грязной», с искажениями на пиковых значениях сигнала. И по сравнению с пластиком, некоторыми композитами и бумагой алюминий практически идеально линеен. Если избежать малейших изгибов диффузора (изгибной волны или, того хуже, нелинейной деформации) и избавиться от демпфирования (торможения движения), то у вас будет идеальный материал для драйвера. Алюминий именно таков. Добавим к этому небольшой вес, а значит, высокую скорость движения, легкий разгон и быстрое торможение, следствием чего является отсутствие инертности. Говорить о том, что металл дает яркий или острый звук, некорректно. Мы легко можем сделать колонки с алюминиевыми диффузорами, которые будут звучать невероятно мягко, особенно в системе с . Это в большей степени зависит от строения самого динамика, корпуса, кроссовера наконец. Просто в мире много плохих колонок, в которых используется алюминий, поэтому, наверное, и родилось такое негативное мнение. Однако в действительности алюминий — один из лучших материалов для мембраны, и приведенные выше примеры наглядно доказывают этот факт.

— Еще бытует мнение, что акустику RBH не следует использовать с ламповыми усилителями…
— Мы бы так не сказали и не прислушивались бы к таким советам. Мы сами иногда применяем ламповые усилители для демонстрации систем RBH. Согласен — использование ламповых усилителей может вывести наружу нелинейность сопротивления акустики и тем самым нарушить частотную характеристику, а результат иногда даже может получиться красивым, хотя и ненатуральным — например, с подъемом на низкой середине. Но для наших систем такое утверждение неверно, так как с сопротивлением у нас все в порядке — мы внимательно следим за этой характеристикой. Поэтому каких-то серьезных изменений в звуке, кроме разве что более теплого и специфического лампового окраса, слушатель не отметит.
Но признаюсь — так уж получилось, что чаще мы используем транзисторные усилители. Когда нас спрашивают, какая именно модель будет лучше для RBH, нам трудно ответить. В мире слишком много хороших усилителей. Мы можем сказать лишь о тех аппаратах, которые использовались нами для демонстрации на выставках или в шоу-румах. К примеру, мне понравились модели производства Boulder, ADA, B&K, Parasound, Rotel и многие другие, все и не перечислишь. Кстати, в отделе R&D при разработке колонок вообще используется ресивер Denon — причем далеко не из топовой линейки, обычный недорогой аппарат. Просто мы считаем важным, чтобы наша акустика умела хорошо играть, если даже компоненты не так уж и сильны.

— Давайте продолжим развенчивать мифы. Зачастую инсталляторы говорят о продукции RBH как об акустике для больших помещений. Верно ли это?
— Мы не согласны с таким утверждением. Да, наши колонки могут играть даже в огромных помещениях, благо мощности у них достаточно и велик динамический диапазон, но это совсем необязательное условие для их установки. Конечно, большие системы лучше будут играть в маленькой комнате, чем маленькие в большой.
Вообще, важно контролировать распространение волны. К примеру, если взять акустику, предназначенную для работы на улице, где нет стен, то необходимо, чтобы звук не расходился по сторонам, а всей своей мощью концентрировался в точке прослушивания. Но и в комнате тоже надо контролировать распространение звука, только уже затем, чтобы не допустить лишних отражений от стен. Чем меньше помещение, тем сложнее и запутаннее становятся маршруты волны. Вспомните, сколько проблем испытывают производители автомобильной акустики. Вот уж где «комната» совсем не подходит для звука! Но ничего, инженеры справляются. Мы как раз гордимся тем, что и в малых помещениях наши системы умеют звучать хорошо, потому что мы много внимания уделяем управлению звуковым полем, дисперсией. Причем одна из наших заслуг — отличная работа акустики даже на малых уровнях, при небольшой громкости вся микродинамика остается, нет «выпадений» звука.

— В завершение нашего интервью что бы вы могли сказать о философии, пдходе к разработке и продвижению акустики RBH?
— Философия компании проста — низкая маркетинговая стоимость, но высокая стоимость самого продукта. Иначе говоря, мы предпочитаем серьезно тратиться на производство, у нас очень высокая себестоимость, дорогие детали, драйверы, корпуса, материалы. Если многие фирмы уделяют внимание рекламе и развитию каналов продажи, то мы выбираем ограниченную дистрибьюцию и продукт, который говорит сам за себя. Вы просто послушайте нашу акустику, причем возьмите свои любимые записи и сравните их звучание с тем, что дают системы конкурентов. Мы в себе уверены и знаем, на чем остановит свой выбор потребитель, хоть раз распробовавший RBH.

Модельный ряд RBH в нашем каталоге: