Характер — уравновешенный. Внутриканальные наушники Klipsch Reference X12i. (Тестирование Salonav.com, август 2016)
В этом году компании Klipsch Audio Technologies исполняется 70 лет. В истории аудиотехники это имя прочно связано с рупорной акустикой. Возможно, это покажется странным, но наушники X12i из линейки Reference — по сути, развитие тех же идей, с которыми кустарная мастерская с одним работником (самим Полом Уилбером Клипшем) превратилась в мощный международный концерн. Что общего между рупорной акустикой и внутриканальными наушниками? Сейчас объясним.
Как известно, преимущество рупоров — в увеличении отдачи и снижении уровня нелинейных искажений . В 1946 году, когда началась история фирмы, транзисторы ещё не были изобретены, и все усилители делались исключительно на лампах. Поэтому проблема увеличения чувствительности громкоговорителей стояла предельно остро. Хотите сказать, что сейчас её нет? Ещё как есть, только она переместилась в другую сферу — портативной аудиотехники.
Абсолютное большинство любителей музыки, привыкших слушать музыку в дороге, используют в роли источника смартфоны. Портативное устройство с напряжением питания 3,7 В и жёсткими ограничениями по выходному току нуждается в легкой нагрузке — чувствительных наушниках с малым уровнем собственных гармонических искажений. Конечно, можно воспользоваться внешним портативным усилителем или плеером с мощным выходом. Понятно, почему это решение не стало массовым: во-первых, это дорого, во-вторых, лишнее устройство, пусть и небольшое, носить с собой мало кто захочет.
Между тем, кроме высокой чувствительности, от портативных наушников требуется ещё высокий уровень пассивной звукоизоляции. Он необходим даже для моделей с активным шумоподавлением, поскольку все «шумодавы» работают в узком диапазоне частот, обычно до 500 Гц, а всё, что выше, должно отсекаться пассивной защитой. С этой точки зрения, наилучшим вариантом являются внутриканальные наушники со значительной глубиной «погружения» в слуховой канал. Заодно уменьшается объём воздуха между излучателем и барабанной перепонкой, что благотворно сказывается на точности звучания.
Из всех возможных способов решения этой задачи Klipsch выбирает самый изящный и «простой» (по структуре, но не технологически): миниатюрный драйвер с уравновешенным якорем. Арматурный, как часто называют такой излучатель, отличается высокой чувствительностью, малым уровнем искажений и позволяет уменьшить капсулы наушников (диаметром менее 6 мм), благодаря чему они могут быть установлены достаточно глубоко в слуховой канал. То есть «одним махом троих убивахом».
Вот здесь как раз пора вспомнить о рупорах. Они ведь тоже казались таким простым решением «всё в одном». В реальности всё значительно сложнее. Klipsch — один из немногих производителей рупорной акустики, которому удалось избавиться от специфических призвуков и других недостатков, свойственных этой конструкции. Главный недостаток арматурных драйверов — работа в узком частотном диапазоне. Именно поэтому такие излучатели, появившиеся впервые ещё в 20-е годы прошлого века, долгие годы применялись только там, где требовалась передача речи и не более того. Относительно недавно производители стали применять многополосные конструкции — дело доходит до деления на 8 и даже 12 частотных полос (в основном в профессиональных моделях), хотя чаще ограничиваются двумя, тремя или четырьмя. В итоге конструкция получается очень дорогой и громоздкой.
Топовые внутриканальные Klipsch X20i имеют двухполосную конструкцию, а вот герои нашего нынешнего теста, X12i, — широкополосные. Судя по диапазону 5 — 19000 Гц, главный недостаток драйверов с уравновешенным якорем уже преодолён. Правда, мы не знаем, с каким допуском измерялась эта частотка. Не важно — прослушивание расставит все точки над «i».
Поднять якоря!
Телефоны ещё не распакованы, а «вау-ээффект» уже достигнут: прозрачная коробка напоминает выставочную витрину, в которой наушники красуются на специальных опорах, как ювелирные изделия. Китайцы непременно вставили бы в основание светодиод для эффектной подсветки, но Klipsch фирма американская, поэтому знает, где надо остановиться в стремлении к красоте.
Внутри — затейливая коробочка из плотной бумаги, это своеобразная головоломка: самые сообразительные смогут открыть её, не порвав. К ней прикреплена платформа из пластика со сменными насадками четырёх калибров (пятый — на наушниках) и прищепкой на кабель для крепления провода к одежде. Внутри коробочки — миниатюрный кошелечек из эко-кожи, в который вложена документация. На её место можно потом положить сами наушники. Есть также плоская коробка из жёсткого пластика, она служит постаментом для опор, на которых возлежали наушники. Её тоже можно для чего-нибудь приспособить, если догадаетесь, как её открыть.
Кабель несъёмный, в прочной по виду полупрозрачной оболочке. Не знаю, как он себя покажет в реальной жизни, особенно в холодную погоду, но мне показалось, что служить он должен долго. На это же позволяет надеяться и гибкое утолщение в том месте, где кабель соединяется с корпусами наушников, — чаще всего кабель рвётся именно там.
На левом проводе — крупный пульт с центрально кнопкой и «качелями» регулировки громкости. Официально заявлена совместимость с портативной техникой Apple, но некоторые функции (те, что связаны с центральной кнопкой) работают и с устройствами под управлением Android: пульт позволяет снимать и класть трубку, останавливать и вновь запускать воспроизведение, но не даёт пропускать треки и регулировать громкость.
Первым делом перед началом прослушивания подбираю правильные для моих ушей насадки — от плотности их прилегания к слуховому каналу зависит не только эффективность звукоизоляции, но и отдача на низких частотах. Благо в комплекте есть насадки не только разных калибров, но и двух видов — в форме одинарных и сдвоенных полусфер — вторые дают более комфортную посадку, меньше давят на уши и вместе с тем обеспечивают более-менее ровные и хорошо сбалансированные басы. Любители мощных ударов по ушам могут воспользоваться обычной одинарной насадкой максимального размера.
Обычно для первоначальной «настройки» использую альбом Билла Уаймена “Back To Basics” — бас при его воспроизведении должен быть слегка избыточным, но в меру. Вставки, которые обеспечат такой саунд, дадут ровные и хорошо сбалансированные басы и на всех остальных дисках, которые не являются сольными творениями именитых бас-гитаристов, позволяющих себе на старости лет некоторые излишества в нижней части спектра.
Надо признать, что фирменное овальное сечение резиновых насадок даёт требуемую степень звукоизоляции при меньшем давлении на уши. Это тот самый случай, когда решение представляется совершенно очевидным, но до него почему-то додумался только Klipsch. Вообще-то не люблю внутриканальные модели — именно из-за ощущения дискомфорта, но наушники с такими овалами, пожалуй, мог бы слушать долго.
Прослушивание проводим в два этапа: сначала на стационарной аппаратуре — это позволяет выявить качественный потенциал наушников (как они могли бы звучать с внешним усилителем или на серьёзном портативном плеере), затем на смартфоне, чтобы понять, насколько лёгкой нагрузкой они являются для слабого во всех смыслах тракта. Слушаем с отключенным эквалайзером — по моему глубокому убеждению, хорошие наушники должны обходиться без частотной коррекции в тракте. Проигрывателя два: Poweramp Pro и Onkyo HF Player. У первого саунд плотнее, у второго чуть ярче и детальнее. С Klipsch X12i мне больше нравится второй.
Разница есть, она существенная и совершенно закономерная. Со стационарным источником у X12i явно выше разрешение на высоких, общий частотный баланс не вызывает претензий. Хотя микродинамика в верхней части диапазона всё же не совсем идеальна — эту особенность наши «подопытные» явно унаследовали у модели Klipsch X10i, которую мы тестировали несколько лет назад. Кстати, драйвер у двух моделей один и тот же, KG-926. Значит ли это, что старая и новая модели должны звучать одинаково? Не думаю. Даже небольшие изменения в материале корпусов, в их габаритах, в демпфирующих материалах, а также в кабелях оказывают существенное влияние на саунд. Кстати, новая модель на 4,5 г тяжелее предшественника. Впрочем, вернёмся к тесту.
Низы на стационарном источнике чуть лучше сфокусированы и, пожалуй, глубже, но разница не слишком велика. В любом варианте (стационарном и портативном) общее впечатление сугубо положительное.
Звук невероятно комфортный, обволакивающий — даже с таким посредственным источником, как обычный смартфон. И на не самых качественных записях, скажем, старого рока. Хороши голоса — как мужские, так и женские.
Высокие мягкие, без какой-либо резкости и звона, и вместе с тем прозрачные, без раздражающей вуали, которая вынуждает подсознательно напрягаться, чтобы расслушать недостающую информацию. Конечно, верх со смартфоном мог бы быть чуть более ярким и чётким, но, как мы это выяснили, вины в этом наушников нет. Напротив, они как бы «подыгрывают» смартфону, скрывая его «косяки» и не выпячивая грязь, неизбежную для ЦАПа, интегрированного в чипсет. Рано или поздно обладателю Klipsch X12i всё же захочется обзавестись источником более высокого класса. Не надо подавлять в себе это желание — конечно, если для его реализации есть финансовые возможности.
Klipsch Reference X12i
Производитель: Klipsch Audio Technologies, Inc. (США)
www. klipsch.com
Тип: арматурные (с уравновешенным якорем) широкополосные || Акустическое оформление: закрытое || Драйвер: KG-926 || Импеданс: 50 Ом || Чувствительность: 110 дБ
Диапазон частот: 5 — 19000 Гц || Кабель: несъёмный 1,2 м с 3-кнопочным пультом и микрофоном || Совместимость пульта: устройства под управлением iOS, Android (частично) || Масса: 15 г ||
Цена: 22490 руб.
Компоненты:
Усилитель для наушников April Music Stello HP100
ЦАП PS Audio PerfectWave MkII
Смартфон Samsung Galaxy S4 GT-i9505
Музыка:
1. Deep Purple. “Machine Head”. FLAC 96 кГц/ 24 бита
2. Led Zeppelin. “II”. FLAC 96 кГц/24 бита
3. Bill Wyman. “Back To Basics”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. The Gales Bros. “Left Hand Brand”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
5. Hotei. “Strangers”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
6. Lizz Wright. “Freedom & Surrender”. FLAC 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/ 24 бита
7. Anthony Wilson. “Power Of Nine”. DSD64
8. McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бита
9. Larry Adler and Various. “The Glory of Gershwin”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
10. Casualties of Cool. «Casualties of Cool». FLAC 44,1 кГц/16 бит
Портативное устройство с напряжением питания 3,7 В и жёсткими ограничениями по выходному току нуждается в легкой нагрузке — чувствительных наушниках с малым уровнем собственных гармонических искажений.
Судя по диапазону 5 — 19000 Гц, главный недостаток драйверов с уравновешенным якорем уже преодолён.
Прозрачная коробка напоминает выставочную витрину, в которой наушники красуются на специальных опорах, как ювелирные изделия.
Официально заявлена совместимость с портативной техникой Apple, но некоторые функции (те, что связаны с центральной кнопкой) работают и с устройствами под управлением Android.
Фирменное овальное сечение резиновых насадок даёт требуемую степень звукоизоляции при меньшем давлении на уши.
Даже небольшие изменения в материале корпусов, в их габаритах, в демпфирующих материалах, а также в кабелях оказывают существенное влияние на саунд.
Звук невероятно комфортный, обволакивающий — даже с таким посредственным источником, как обычный смартфон.