Громкие и быстрые: напольная акустика Audiovector QR3 (тестирование Salonav.com, январь 2018).
Мы уже привыкли к тому, что датские производители акустических систем – а таких немало в этой крошечной стране – обязательно придумают нечто, что будет выделять их продукцию из общей массы. У Audiovector это твитеры AMT Gold Leaf – излучатели Хейла, способные работать вплоть до 150 кГц. Есть ли в этом смысл, ведь по мнению медиков, мы не должны слышать частоты выше 18 – 20 кГц?
Впрочем, способность воспроизводить ультразвук, на мой взгляд, не самое важное свойство твитера, изобретённого доктором Оскаром Хейлом. AMT означает Air Motion Transformer, т.е. преобразователь движения воздуха. В принципе, так можно назвать любой излучатель, но в случае AMT это наиболее оправданно, т.к. он создаёт звуковую волну за счёт сжатия и растяжения «гармошки» - тонкой фторопластовой ленты с алюминиевым напылением. Её масса всего 15 – 20 мг, а площадь излучения примерно такая же, как у 8-дюймового диффузора. Сокращаясь, складки возбуждают воздушную среду в пять раз быстрее, чем диафрагма обычного ленточного излучателя, что обусловливает идеальную передачу фронтов сигнала. Для нашего восприятия натуральная атака гораздо важнее, чем ультразвуковые составляющие, которых, кстати, на CD и нет. Ещё одно преимущество излучателей Хейла – широкая диаграмма направленности во всём рабочем диапазоне, вплоть до верхней границы.
Но идеальных конструкций, как известно, не бывает, и у AMT есть свой минус – склонность к подчёркиванию сибилянтов. Если на записи акцентированы шипящие и свистящие звуки, твитер сделает их ещё более заметными. Для борьбы с этим эффектом специалисты Audiovector позаимствовали решение у профессионалов в области звукозаписи: поставили перед твитером т.н. S-Stop фильтр – тонкую, но плотную позолоченную сеточку, частично поглощающую определённые частоты. Верхняя граница твитера снижена со 150 до 45 кГц, но и этого вполне достаточно для любых звуковых форматов. Толстый фланец с логотипом Audiovector выточен из авиационного алюминия и анодирован под титан.
Системы QR3 имеют 2,5-полосную конфигурацию. Из пары басовых драйверов нижний фильтруется на 800 Гц, а верхний работает до стыковки с твитером, которая происходит на 3000 Гц. Таким образом, в низкочастотной области, на которую приходится максимум энергии, головки работают в параллель, а более деликатную середину озвучивает лишь один из них. 15-сантиметровые диффузоры имеют структуру сэндвича с двумя тонкими слоями алюминия и связующей прослойкой из пористого полимера. В сочетании с вогнутой полусферической формой получилась очень жёсткая конструкция, способная работать в поршневом режиме при высоких амплитудах сигнала. Малые искажения обеспечиваются двойной магнитной системой, создающей однородное поле в зоне движения звуковой катушки, и солидными по ширине подвесами.
Порт фазоинвертора представляет собой узкую щель в днище, а воздушный поток выводится в зазор между корпусом и нижней платформой. За счёт этого оптимизируется добротность (Q) системы, поэтому конструкция получила название Q-port.
Разделительные фильтры в QR3, как и во всей акустике Audiovector, предельно простые, с минимальными потерями и фазовыми сдвигами. Тем не менее, разработчики предусмотрели раздельное подключение полос по bi-wiring.
Системы выпускаются в чёрном лаке (на фото), в шпоне тёмного ореха, есть также и белый матовый вариант. Грили крепятся на магнитах. Качество изготовления и отделки – великолепное.
Заявленная чувствительность этих систем 90 дБ, что позволило при выборе усилителя сосредоточиться не на мощностных, а качественных показателях. 60-килограммовый оконечник Musical Fidelity AMS50 в классе «А» выдаёт на 8 Омах 2 х 50 Вт, и даже в большом помещении звукового давления хватило с избытком.
Но начну всё же с работы твитеров. Говорить о лёгкости и прозрачности верхнего диапазона особого смысла нет – это общее свойство любых планарных излучателей. А вот АМТ подкупили потрясающей натуральностью звучания тарелок. Чувствуется настоящий металл, и на каждой записи он разный и по тембру, и по отзывчивости на удар. Даже лёгкие прикосновения палочки дают насыщенный гармониками звуковое облако, постепенно растворяющееся в пространстве. Вот почему я упоминал вначале, что скорость отклика для нашего слуха важнее ультразвука, хотя эти вещи и непосредственно связаны.
Сцена тоже строится не совсем обычно: она значительно шире, чем расстояние между колонками, поэтому кажется, что играют не Q3, а стоящие по бокам R11 (см. фото системы). В глубину уверенно считываются два-три плана – в зависимости от характера записи.
Бас мощный, глубокий, пара драйверов реально прокачивает солидную по площади комнату. Удар резкий, мощный, чувствуется инфранизкая составляющая. Каждая нота буквально выстреливает, если поднести руку к нижней части корпуса, можно почувствовать резкие толчки выходящего воздуха. Каких либо призвуков при этом не слышно. Общая динамика – сверх всяких ожиданий.
Благодаря особенностям конструкции QR3 эффектно отыгрывают любые жанры – от симфонической классики до хип-хопа и прогрессив металла. В жилом интерьере с мягкой мебелью высокие частоты могут быть слегка приглушены, в этом случае имеет смысл слегка развернуть колонки внутрь. Сцена, возможно, будет уже не такой широкой, зато ВЧ-спектр будет полностью восстановлен. Эта акустика, безусловно, стоит того, чтобы с ней немного поэкспериментировать.
Сокращаясь, складки возбуждают воздушную среду в пять раз быстрее, чем диафрагма обычного ленточного излучателя, что обусловливает идеальную передачу фронтов сигнала.
В сочетании с вогнутой полусферической формой получилась очень жёсткая конструкция, способная работать в поршневом режиме при высоких амплитудах сигнала.
Даже лёгкие прикосновения палочки дают насыщенный гармониками звуковое облако, постепенно растворяющееся в пространстве.
Каждая нота буквально выстреливает, если поднести руку к нижней части корпуса, можно почувствовать резкие толчки выходящего воздуха.
Audiovector QR3
Производитель: Audiovector ApS (Дания)
www.audiovector.com
Конфигурация:
3 излучателя, 2,5 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 45000 Гц
Чувствительность: 90 дБ (2,83 В/1 м)
Номинальное/минимальное сопротивление: 8/4 Ома
Частоты разделения полос: 800, 3000 Гц
Подводимая мощность (макс): 200 Вт
Подключение: bi-wiring
Отделка: чёрный лак, тёмный орех, белая матовая
Габариты с шипами: 190 x 942 x 232 мм
Масса 1 шт.: 15,7 кг
Цена за пару: 157 500 руб.
Система:
CD-проигрыватель TAD D1000 Mk II
Предварительный усилитель Musical Fidelity Primo
Усилитель мощности Musical Fidelity AMS 50
Кабели:
- межблочные JIB Chrome XLR
- акустические JIB Vanadium 2 м
Музыка:
1. Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
2. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
3 Sweetbox. BMG/RCA, 1998
4. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
Технические характеристики и описание.
Источник: SalonAV.com