Фонокорректор Musical Fidelity M1 VINL (Тестирование журнала СалонAV #05'12)

Главная проблема современной аудиотехники – постоянное расширение функциональности, из-за чего она становится всё сложнее и неудобнее в обращении. Это относится и к таким старомодным компонентам, как фонокорректоры. Обилие на рынке картриджей с различными требованиями к входному сопротивлению, ёмкости и чувствительности вынуждает производителей выпускать универсальные предусилители.

Усложнение аналоговых схем никогда не идёт на пользу звуку, поэтому разработчики по возможности стараются избежать компромиссов. В серьёзных корректорах необходимые параметры часто задаются перемычками (джамперами) или компактными DIP-переключателями. Они впаиваются непосредственно в печатную плату и не слишком удлиняют путь сигнала, что очень важно, ведь его амплитуда при работе с МС-головками мизерная, порядка 0,5 мкВ. Однако это не очень удобно – каждый раз при замене картриджа лезть внутрь аппарата и, сверяясь с таблицей, подбирать настройки.

В модели Musical Fidelity M1 VINL универсальность сочетается с максимальным удобством для пользователя и минимальным влиянием на звук. Тип головки и параметры задаются кнопками на лицевой панели и индицируются на небольшом ЖК-экране, а RC-цепочки коммутируются миниатюрными реле. Это лучшее решение из всех возможных, поскольку контакты из драгметаллов работают в герметичном корпусе и не окисляются. Все настройки запоминаются, так что их не придётся вводить заново после каждого включения аппарата. Тем более что выбор параметров очень широк: для ММ-головок входной импеданс может принимать значения 47 и 68 кОм, а ёмкость – от 50 до 400 пФ с шагом 50 пФ. Для MC ёмкость фиксированная, 470 пФ, сопротивление же легко подобрать с большой точностью из набора 10, 18, 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600 Ом, а для картриджей с высоким выходом - 47 и 68 кОм.

МС и ММ-головки подключаются к разным входам, поэтому предусилитель может работать с двумя проигрывателями или тонармами. Выходов тоже два – стандартные RCА и XLR. Это дальновидно, ведь большинство солидных линейных предусилителей имеют балансные входы. Фильтра инфранизких частот в корректоре нет, зато можно выбрать стандарт RIAA или IEC, которые как раз и отличаются формой АЧХ в области баса (см. подрубрику «7 раз отмерь»).

Заявленные характеристики M1 VINL фантастически хороши: отношение сигнал/шум MM >90 дБ, перегрузочная способность 31 дБ, искажения на 1 кГц <0,01%. О схемотехнике судить не берусь, но, скорее всего, она построена на современных операционных усилителях с грамотно организованным питанием.

После включения предусилитель секунд двадцать прогревается, после чего внутри щёлкает реле, блокирующее выход. Шумов действительно очень мало, даже в режиме МС их слышно лишь в непосредственной близости от колонок.

Характер звучания довольно мягкий, неназойливый при вполне приличной детальности. Поверхностные шумы и треск пластинок в паузах не акцентируются, хотя здесь многое зависит от самой головки. Но несмотря на то, ММ это или МС, сразу обращает на себя внимание верхний диапазон – словно вылизанный, с обилием воздуха и великолепным разрешением. Тарелки звонкие, но в меру, слух не режут, при громком ударе чувствуется приличный запас динамики. Мощные пиковые уровни воспроизводятся натурально, без жёсткости, присущей предусилителям с малой перегрузочной способностью. И что очень ценно – для ММ-головки можно точно подобрать оптимальную входную ёмкость, ориентируясь на чистоту обертонов. Намного удобнее это было бы делать, не вставая с кресла, но пульта ДУ, к сожалению, у M1 VINL нет.

Бас в меру глубокий, особенно если задать коррекцию RIAA, хотя в этом случае возможны проблемы при проигрывании коробленых пластинок. Низкие ноты точно прорисованы и не страдают монотонностью.

Звучание в целом правильно сбалансировано, музыка подаётся плавно и слитно, но «эффект CD» отсутствует – сохраняется живость, подвижность и непринуждённость, присущая хорошим виниловым источникам.

Сухие цифры

MM MC

Входная чувствительность, мВ30,5

Входное сопротивление, Ом 47k/68k10 – 68k

Входная ёмкость, пФ50 – 400470

Отношение сигнал/шум (A), дБ >90>88

Отклонение от кривой RIAA, дБ +/-0,2

КНИ, % <0,01

Номинальное выходное напряжение, мВ

- на выходах RCA 300

- на выходах XLR 600

Максимальное выходное напряжение, В

- на выходах RCA 10

- на выходах XLR 20

Перегрузочная способность, дБ 31

Потребляемая мощность, ВА 10

Габариты, мм 220 х 100 х 300

Масса, кг 3,5

Цена, руб. (чёрная/серебряная) 34700/36700

7 раз отмерь

Амплитудно-частотная характеристика Musical Fidelity M1 VINL

Характеристики предусилителя (синие кривые) соответствуют стандартам RIAA (зелёная) и МЭК (красная) с точностью до 0,1 дБ во всём диапазоне частот, что можно считать выдающимся результатом. В первом случае бас будет очень глубоким, но если у вас напольная акустика с фазоинвертором, настроенным ниже 40 Гц, а в коллекции есть не слишком ровные пластинки, лучше выбрать коррекцию МЭК, которая даёт плавный спад от 40 Гц с минимумом -4,5 дБ на 20 Гц.

В режиме ММ на 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 0,01%) 9,87 В RMS при напряжении на входе 104 мВ. Соответственно, коэффициент усиления корректора составил 39 дБ, а перегрузочная способность - порядка 36 дБ, что заметно выше заявленного значения. При переключении на MC усиление возрастает до 54 дБ, а перегрузочная способность остаётся прежней.

Спектр искажений Musical Fidelity M1 VINL

Картина получена при напряжении на выходе RCA 9 В, КНИ при этом не превышал 0,007%. Наибольшую амплитуду имеют 2-я и 3-я гармоники, остальные едва-едва различимы на фоне собственных шумов. Соответственно, вклад фонокорректора в общий уровень искажений аудиосистемы будет настолько мизерным, что им можно пренебречь.