Философия свободы: Интегральный усилитель Musical Fidelity M5si (Тестирование Salonav.com, октябрь 2016).

Считается, что характер звучания системы определяется акустикой поэтому к выбору усилителя не всегда подходят с должным вниманием. На самом же деле «играет» именно связка усилитель – АС как единое целое, поскольку самые главные показатели (скорость, атака, микродинамика, разборчивость), зависят от степени согласования этих двух звеньев. А оно осложняется тем, что колонки с разделительными фильтрами имеют высокую реактивную составляющую импеданса, который в придачу, зависит от частоты. Как правило, проблема решается за счёт общей обратной связи, но каждый разработчик определяет её глубину и способ введения по-своему, именно поэтому усилители с похожими параметрами могут звучать очень по-разному.

За свою более чем 30-летнюю историю Musical Fidelity приобрела колоссальный опыт в области создания усилителей самого разного класса – от неподъёмных моноблоков класса «А» до настольных коробочек для подключения наушников. И самое интересное, что не зависимо от назначения и цены, в характере звучания аппаратов прослеживаются некоторые общие черты.

Интегральник M5si – первый и единственный представитель новой линейки M5s. По идеологии, конструктиву и основным показателям он ближе к M6si, чем к бюджетному M3si. И хотя в этой модели не используются нувисторы, компания позиционирует её как преемницу флагманской Nu-Vista 800. Инженерные решения мы рассмотрим чуть позже, а пока просто оценим внешность и качество изготовления.

Дизайн – абсолютно типичный для Musical Fidelity, с предельно свободной лицевой панелью, на которой нет ничего, кроме нескольких кнопок и крупного регулятора громкости. Изящная гравировка на шильдике из нержавеющей медицинской стали тонко подчёркивает лаконичность стиля. Прочное порошковое покрытие выдерживает достаточно жёсткое обращение без потери товарного вида.

Функционал усилителя легко оценить, рассмотрев его сзади. Коммутатор входов рассчитан на пять входов – четыре линейных и Phono для ММ-головок. Замечу, что фонокорректоры Musical Fidelity, даже недорогие, всегда были спроектированы очень грамотно. Один из линейных входов, Aux 1, ползунковым переключателем переводится в режим Home Theater, и в этом случае сигнал подаётся непосредственно на усилитель мощности, а регулировки осуществляются в AV-процессоре. Предусмотрено и внешнее управление по 12-вольтовому триггеру, причём сквозному, с выходом. Линейных выходов два – фиксированный и регулируемый, что даёт возможность нарастить архитектуру системы.

Но главная фишка M5si, конечно же, ЦАП с асинхронным входом USB, принимающий сигнал до 24/96. Не рекордные по нашим временам параметры, но всё лучше, чем 44/16 и вполне достаточные для приобщения к цифровому аудио.

И наконец, акустические клеммы – изолированные WBT, соответствующие требованиям безопасности. Выходная мощность усилителя 2 х 150 Вт при 8-омной нагрузке, и это очень солидный показатель.

Кое-что из внутреннего устройства усилителя можно рассмотреть на фото, найденном в Сети. Каналы собраны на общей печатной плате, но питаются от разных обмоток трансформатора и собственных выпрямителей со сглаживающими конденсаторами 10000 мкФ х 80 В. Плюсовые и минусовые шины, широкие и короткие, тоже разделены по каналам. Это правильное решение, обеспечивающее повышенную динамику и лучшее переходное затухание. В выходных каскадах мощные транзисторы запараллелены в плече попарно, что позволяет выдать в нагрузку повышенный ток. В схеме имеется релейная защита, отключающая акустику при появлении на выходе усилителя постоянного напряжения.

Слабое место большинства мощных усилителей – способность передавать нюансы звучания на обычной, комфортной громкости. Есть даже термин «проблема первого ватта». Вот мы и решили проверить, подвластны ли M5si тонкие материи, подобрав акустику с нейтральным характером высоким звуковым разрешением – полочные мониторы ProAc DB1.

Сразу же должен заметить, что усилитель прилично греется: через вентиляционную сетку в правой части верхней крышки за счёт конвекции выходит горячий воздух. Значит, выходной каскад работает не в очень «глубоком» классе АВ, как можно было предположить при такой заявленной мощности. И проблему первого ватта у него на слух заметить невозможно. На сложных фрагментах не чувствуется потери разрешения, сохраняется всё богатство тембров и натуральность перехода от тихих звуков к громким. Нет ощущения провала пространства на малой громкости – сцена рисуется детально и масштабно. Эти качества наиболее полно проявляются на классической музыке с большим динамическим диапазоном. Тут уже сказывается способность усилителя показать свой динамический потенциал. Мощнейшее tutti без компрессии и окраски на пиках мощности, солидная энергетика с акцентированным ударом даже при работе с полочной акустикой в сочетании с комфортной подачей тихих фрагментов. Конечно, и рок подаётся очень эмоционально, просто классика, как правило, записывается лучше, и в интерпретации M5si производит на редкость сильное впечатление.

Бас основательный, подвижный, с рельефными партиями контрабаса. Удар в нижнем регистре немного подсушен, но не исключено, что демпфирование усилителя оптимизировано под акустику с крупными тяжёлыми диффузорами. Но точность в передаче ритма, натуральность атаки рояля в нижней октаве и ударных инструментов – прямое следствие именно грамотного демпфирования нагрузки.

И, что мне всегда нравилось в усилителях Musical Fidelity – лёгкий, прозрачный верх. На концертном CD Deep Purple тарелки записаны очень жёстко, при воспроизведении они так и звучали, но без малейших намёков на добавленные гармоники или интермодуляцию.

В самом начале я упомянул, что M5si – усилитель для разных поколений слушателей. Это относится и к его характеру звучания, которое сочетает драйв, динамику и мощный бас с деликатностью и вниманием к нюансам.

И хотя в этой модели не используются нувисторы, компания позиционирует её как преемницу флагманской Nu-Vista 800.

Один из линейных входов, Aux 1, ползунковым переключателем переводится в режим Home Theater, и в этом случае сигнал подаётся непосредственно на усилитель мощности.

На сложных фрагментах не чувствуется потери разрешения, сохраняется всё богатство тембров и натуральность перехода от тихих звуков к громким.

Мощнейшее tutti без компрессии и окраски на пиках мощности, солидная энергетика с акцентированным ударом даже при работе с полочной акустикой в сочетании с комфортной подачей тихих фрагментов.

Ну, и свобода выбора, конечно – минимум форматных ограничений и жанровая всеядность. В таком ценовом диапазоне случай редкий.

Компоненты:

CD-проигрыватель Musical Fidelity M6CD

Акустические системы ProAc Responce DB1

Стойка Cold Ray Base

Кабели:

- межблочные Atlas Element 0,75 м

- акустические Atlas Hyper 3.0

Музыка

«Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.

«Das Stereo Phono-Festival». 2 CD, Inakustik, 2015

Deep Purple, «Made in Japan». EMI, 1972

The Rolling Stones, «Bridges to Babylon». Virgin, 1997

Musical Fidelity M5si

Производитель: Musical Fidelity Limited (Великобритания)

www.musicalfidelity.com

Фонокорректор

Номинальная чувствительность: 3 мВ || Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): >70 дБ || Входное сопротивление: 50 кОм || Частотный диапазон: RIAA/IEC ±0,5 дБ 20 Гц – 20 кГц

Усилитель

Выходная мощность: 2 х 150 Вт (8 Ом) || THD + шум: <0,010 % (20 Гц — 20 кГц || Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): >100 дБ || Частотный диапазон: 10 Гц — 20 кГц (+0, –0,1 дБ) || Аналоговые входы: 4 х RCA линейные, фоно MM || Цифровой вход: USB B (в асинхронном режиме до 24 бит/96 кГц || Управление: триггер вход и выход (3,5 мм) || Выходы аналоговые: фиксированный, регулируемый || Габариты (Ш x В x Г): 440 x 100 x 405 мм || Масса: (нетто/брутто): 14,6/18,8 кг