Душа титана. Интегральный усилитель Musical Fidelity Nu-Vista 600 (тестирование Salonav.com, май 2018).

Этот усилитель мог бы служить эталоном для демонстрации современных технологий металлообработки. Но за его суровым обликом, удивляющим своей фундаментальностью ничуть не меньше, чем качеством изготовления, скрывается утонченная конструкция с редкими усилительными элементами. И сейчас мы разберёмся, на что они способны.

Техника, сделанная по подобию солидной бескомпромиссной конструкции, уже ушедшей в прошлое, во мне всегда вызывала повышенный интерес. Однако сегодня перед нами ещё более достойный кандидат, не познакомиться с которым, я считаю, было бы просто глупо. Nu-Vista 600 вызывает любопытство тем, что предлагается по реальной, а не какой-то заоблачной цене, и вдобавок воплощает в себе сразу две легенды.

Одну из них создали в лаборатории Musical Fidelity. Я говорю об уникальном двухблочном оконечнике Titan, коих британская фирма произвела ограниченное количество (тираж исчислялся несколькими десятками). Схемотехнические решения, доведенные до совершенства на этом эксклюзиве, позже перенесли в Nu-Vista 800 – нынешний флагманский интегральник компании. А параллельно у «Титана» появился и второй наследник – ещё более доступный и не настолько тяжёлый усилитель для тех, кто готов довольствоваться мощностью от двух до четырёх сотен ватт на канал (в зависимости от нагрузки).

Другая легенда родилась задолго до возникновения самой Musical Fidelity. Речь идёт о нувисторах – миниатюрных металлокерамических лампах, созданных RCA в конце 50-х. Эти радиоэлементы отличались высокой надежностью, вибростойкостью, малым уровнем шумов и рабочей полосой частот вплоть до десятков МГц, чем и снискали уважение разработчиков военной, космической и аналоговой теле/видео техники. По характеристикам они намного превосходили транзисторы той поры, да и немногие современные могут похвастаться такой же линейностью и коротким спектром гармоник. К сожалению, технология широкого распространения не получила из-за нерентабельности производства, уступив позиции полупроводниковой электронике. Но оставить след в истории успела. И, главное, какой! Лучшие по качеству звучания студийные и классические концертные альбомы, которые наверняка найдутся и в вашей фонотеке, почти наверняка записывались через микрофоны с нувисторным усилением. Серьезные рекорд-лейблы, для которых качество звукозаписывающего оборудования стоит на первом месте, и сегодня нередко заказывают у Telefunken и Neumann знаменитые «сорок седьмые» микрофоны (стоимостью, на секундочку, далеко за $5000) c крошечными металлокерамическими лампами.

Аналогичные радиоэлементы из собственных «золотых запасов» применяет и Musical Fidelity в топовой линейке компонентов Nu-Vista (кроме усилителей, напомню, в каталоге есть и прочие гибриды – проигрыватель для CD и фонокорректор).

В Nu-Vista 600 четыре нувистора отвечают за предварительное усиление – они хорошо видны сквозь прорезь в массивном верхнем кожухе у задней панели. Вынесли их сюда не ради того, чтобы мы могли ими полюбоваться, а потому, что в этом месте полностью нейтрализован электромагнитный фон от двух силовых трансформаторов. Для дополнительной защиты от вибраций плата с нувисторами смонтирована на мощной металлической поперечине. Правда, такая компоновка автоматически подразумевает, что сверху на усилитель других компонентов лучше не ставить.

Корпус Nu-Vista 600 практически идентичен флагману: что лицевая панель с узнаваемым ЖК-дисплеем и двумя энкодерами, что нижняя и боковые части выполнены точно в тех же габаритах и с одинаковой основательностью. Отличий всего два. В верхней плите нет боковых вентиляционных щелей, поскольку для отвода тепла от меньшего числа выходных транзисторов (здесь в каждом канале их по четыре) вполне хватает и внешних радиаторов. Иначе выглядит и вставка в заднюю панель, на которой закрепляются все гнезда и терминалы – она лишена медного покрытия.

Впрочем, больше всего на цене усилителя сказалось «дефорсирование» выходных каскадов. Снижение мощности позволило инженерам применить в блоке питания пару куда менее габаритных тороидальных трансформаторов («шестисотый» построен по схеме двойного моно), за счет чего и сам аппарат сбросил 5 килограммов. Но в функциональном плане никакого упрощения вы не найдете: остался балансный вход, четыре линейных (один можно переключить на режим Power-In) и выход на запись и Pre Out. Клеммы под акустический кабель сделаны сдвоенными, чтобы упростить бай-вайринговое подключение с разными кабелями. Внутри – симметричные раздельные платы с оптимизированной на компьютере сетью дорожек. Управление – микропроцессорное.

Первые компоненты «нувисторной» линейки, выпущенные Musical Fidelity еще четверть века назад, в аудиофильском кругу были тепло приняты даже теми, кто не слишком жаловал гибридную схемотехнику. Усилители явно превосходили конкурентов в тональной и микродинамической точности. Чтобы перечисленные качества проявились наиболее очевидно и у Nu-Vista 600, предоставленный нам образец сначала был подвергнут многосуточному прогреву, а затем включен для прослушивания в систему самого высокого уровня с разной по калибру акустикой – напольными Audiovector из верхней R-линейки и полочными TAD ME-1.

Как ни странно, но как раз с датскими «башнями» воспроизведение больше напоминало то, что обычно дают контрольные мониторы эталонного класса. Общий музыкальный баланс, как и тональная линейность в каждой части спектра, были выдержаны идеально на любой громкости. Даже на едва слышимых уровнях музыкальные инструменты и прочие виртуальные образы проявлялись не иллюзорно, а почти физически присутствовали в звуковой сцене. Она получалась чуть более камерной, но ясной и предельно точной. Но самое вдохновляющее свойство – наличие в звуке какой-то первородной основы. Мидбас очень телесный, нижняя середина подробна и натуральна, а основная полоса будто вообще обнажена.

Подобное звучание врезается в память надолго. Самым впечатлительным аудиофилам лучше вообще обходить его стороной – оно ломает сложившуюся систему ценностей и заставляет искать повторения в других системах (читай: снова тратить деньги). Причем отмеченная выше обнаженность не имеет ничего общего с той «глянцевой» певучестью, которую дают многие дорогие системы. Здесь нагота в звучании естественная и выражается через одушевление голоса, через правильный баланс между доминирующими гармониками инструментов и шлейфом их самых тонких тембральных оттенков. «Ню-вистовский» саунд – это неповторимое сочетание взвешенности, правдоподобия и артистизма.

Применяемые в акустике Audiovector твитеры AMT обладают таким разрешением, что становятся заметны самые ничтожные огрехи записи (или работы тракта), которые раньше пролетали мимо ушей: какие-то микроскопические искажения на записи, шероховатости сведения, легчайшая гранулярность от цифровой обработки или звуковых эффектов… Общей чистоты это не добавляет, но – что само удивительное! – не вызывает ни малейшего отторжения. Столь техничная супердетальность уже граничит с тем, как мы воспринимаем естественные звуки в жизни. Вот и здесь происхождение любого невнятного третьестепенного шума в сцене перестает быть загадкой. Некие поскрипывания уже не вызывают вопросов «откуда это?» – у них определяется место в пространстве. В шелесте нот и одежды музыкантов начинаешь находишь сотни градаций, а исполнителей можно вообще различить по дыханию. Это помогает буквально «увидеть» музыкантов там, где раньше их только воображал. Поверьте, это очень крутой эффект – музыка еще не начала звучать, а сцена уже выглядит собранной, четкой и локализованной.

Специфика же есть на противоположном краю диапазона. Усилитель с напольными системами без труда передает самый низкий диапазон, вкладывает достаточно драйва в основной бас, но все-таки смягчает низкочастотную основу. Силовые гармоники тектонического или структурного характера выражены не твердо. Бочка и более высокие барабаны передаются вроде доходчиво во всех фазах звукоизвлечения (касание, основной толчок, затухание мембраны, послезвучия…), но динамика слегка сглажена – удар получается щадящим. Кстати, если на системе воспроизводить низкие природные звуки (раскаты грома, например), то выходит очень правдоподобно, что говорит о реально хорошем контроле нагрузки усилителем. Но там, где надо передать фронт максимально резко и импульсивно, Nu-Vista 600 ведет себя как усилитель, склонный к комфортной для слушателя трактовке.

Интересно, что с TAD ME-1, несмотря на малую чувствительность этих полочников (всего 85 дБ), нижний регистр заметно приободрился – появилась скорость и заразительный, хлёсткий удар. Заодно мы отметили благозвучную гладкость во всей среде-высокой и высокой полосе. Отрисовалось и более масштабное пространство (но, кстати, не сразу – после каждого включения усилителя надо ждать минут 10 — 15, пока сцена придет в идеальный порядок). А менее всего изменился голосовой диапазон. Он остался таким же ясным и откровенным благодаря усилителю. Тут есть всё – и эмоциональный накал, и драйв, и пластика…

Но я знаю, на что вообще способны ME-1. Эти мониторы, которые способны, образно говоря, вообще покидать систему: при воспроизведении начинается музыкальное действо, а два бокса слева и справа как бы вообще ни при чём. В случае с Nu-Vista 600 фокус с исчезновением, признаться, не совсем получился, но пара и без этого звучала с роскошной музыкальностью.

Можете сделать из сказанного любые выводы, но то, что для нас играл один из самых утонченных и проникновенных усилителей в своей ценовой категории, у меня сомнений не осталось.

СИСТЕМА

•SACD-проигрыватель TAD D600

•ЦАП TAD DA1000

•Ноутбук Apple Macbook Air A1465

•Акустические системы TAD ME 1 и Audiovector SR-6 Avantgarde MK2

•Кабели

- межблочные RCA и XLR JIB Sappfire

- цифровой InAkustik USB High Speed 2.0

- акустические JIB Titanium Quattro

- силовые JIB Oxygen

Musical Fidelity Nu-Vista 600

Производитель: Musical Fidelity Ltd. (Великобритания)

www.musicalfidelity.com

Тип усилителя: транзисторный, двухтактный, класс AB

Входы: 4 пары RCA, пара XLR

Выходы: пара RCA Preout, пара RCA Line

Гармонические искажения (и шумы): менее 0,005%

Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 103 дБ

Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности -0,1 дБ): 10 — 30000 Гц

Номинальная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом): 2 х 400/220 Вт

Габариты: 483 х 187 х 510 мм (с опционными ножками 483 х 212 х 510 мм)

Масса: 34 кг

Цена: 450 000 руб.

В Nu-Vista 600 четыре нувистора отвечают за предварительное усиление – они хорошо видны сквозь прорезь в массивном верхнем кожухе у задней панели.


В функциональном плане никакого упрощения вы не найдете: остался балансный вход, четыре линейных (один можно переключить на режим Power-In) и выход на запись и Pre Out.


Подобное звучание врезается в память надолго. Самым впечатлительным аудиофилам лучше вообще обходить его стороной – оно ломает сложившуюся систему ценностей.


Если на системе воспроизводить низкие природные звуки (раскаты грома, например), то выходит очень правдоподобно, что говорит о реально хорошем контроле нагрузки усилителем.

Источник: SalonAV.com