Дорогая, я уменьшил Hi-Fi!
Как вы представляете себе Hi-Fi-аппаратуру? У большинства из нас этот вид техники ассоциируется со строгими металлическими ящиками черного, серого, серебристого и реже золотистого цветов с массивными круглыми ручками, кнопками и рычажками, как у приборов. Серьезные такие аппараты со стандартной шириной корпуса 43 – 44 см. Иногда внутри этих ящиков остается немало свободного места, и они могли бы иметь меньшие габариты, но производители вынуждены следовать устоявшимся представлениям о «классике». Кто знает, как отреагирует публика на нестандартные размеры и форму?
Надо сказать, что эти опасения не лишены оснований: попытки сделать что-то оригинальное чаще всего оказываются не оценены рынком. По крайней мере, в сфере Hi-Fi – пожалуй, наиболее консервативной в бытовой электронике.
Тем не менее, мир меняется, и даже самые закостенелые ретрограды пользуются смартфонами и другой портативной техникой. Наши представления о габаритах аппаратуры и её качественных возможностях за последние годы сильно изменились. Нас уже не удивляют музыкальные плееры размером с пачку сигарет и стоимостью в половину приличного автомобиля. И наушники-вкладыши за сопоставимую цену.
Кстати, о половине. Британская компания Musical Fidelity «ополовинила» Hi-Fi — выпустила целую линейку компонентов MX с шириной корпуса 22 см. А также микросистему c акустикой, у которой основной блок имеет такой же компактный форм-фактор. А то, что эти малыши относятся к классу Hi-Fi, не позволяют усомниться не только многолетняя репутация фирмы, но и весьма серьёзные технические данные. На данный момент в состав линейки входят три модели: усилитель для наушников MX-HPA, цифро-аналоговый преобразователь MX-DAC и фонокорректор MX-VYNL. Однако вполне возможно, что семейство будет пополняться. Было бы логичным появление в нём усилителя мощности и сетевого стримера. Впрочем, познакомимся для начала с теми компонентами, что уже выпускаются.
Вершина эволюции
Созданием усилителей для наушников Musical Fidelity занимается давно — меломаны с опытом, вероятно, помнят знаменитый ламповый «бочонок» X-CAN — эта модель пережила потом ещё четыре реинкарнации, потеряв в итоге свою необычную форму, но отнюдь не популярность. Сейчас компания выпускает 4 модели усилителей для наушников, и MX-HPA из них самая серьёзная.
Судите сами: схема усилителя полностью балансная от входов до выходов — это обеспечивает минимум шумов и наводок (соотношение сигнал/шум не хуже 120 дБ), а также снижает зависимость от качества кабелей. Выходные каскады работают в классе A, что позволяет полностью избавиться от искажений типа «ступенька» и получить максимально прозрачный и естественный звук — уровень гармонических искажений на выходе не превышает 0,003%, чем может похвастаться далеко не каждый предварительный усилитель с невысоким уровнем на выходе. В отличие от многих других балансных усилителей для наушников, оснащенных самыми разными разъёмами, MX-HPA комплектуется качественными стандартными XLR, способными принимать как соответствующие балансные коннекторы, так и обычные штекеры 6,3 мм. Причём к обычным выходам можно подключить одновременно две пары головных телефонов. С любым импедансом и самой низкой чувствительности — усилитель легко раскачает любые наушники.
Понятно, что на одной лишь модели MX-HPA систему не построишь — необходим ещё, как минимум, источник подобающего класса. И он в серии есть — это цифро-аналоговый конвертор MX-DAC
Укрощение бурных потоков
Конвертор оснащён балансными XLR-выходами (обычные RCA тоже есть), и уже в силу этого является наилучшим компаньоном для MX-HPA. Кроме того, естественно, что они соответствуют друг другу по классу и идеально согласованы по импедансу. Два коаксиальных входа, два оптических и асинхронный USB — при таком коммутационном изобилии едва ли придётся перетыкать кабели, чтобы подключить какой-то цифровой источник вместо другого. Тем более, что главным входом практически наверняка будет USB — с его помощью можно любой компьютер превратить в музыкальный плеер.
MX-DAC построен на 32-битном чипе PCM1795, который широко применяется в конверторах высокого класса, и имеет ряд интересных особенностей. В частности, это возможность переключения характеристики цифрового фильтра — одно положение даёт более мягкий и комфортный звук, другое — максимально детальный и чёткий (этот вариант позволит оживить звучание «вялой» акустики). Но самое интересное — в том, что собственно цифроаналоговое преобразование происходит у MX-DAC из формата DSD — цифровые сигналы с любых входов сначала преобразуются в однобитовый поток и только потом переводятся в аналог. Как полагают создатели ЦАПа (этой же точки зрения придерживаются и многие другие толковые разработчики конверторов), это даёт более эмоциональное и естественное звучание, чем традиционная топология, когда PCM-сигналы декодируются чипом напрямую, и уж тем более, когда DSD-потоки предварительно преобразуются в PCM.
Вернулся? Заходи!
Нынешнее увлечение винилом — это не просто мода, но исправление трагической ошибки, когда с появлением компакт-дисков многие меломаны с легкостью избавились от своих виниловых пластинок. Продажи проигрывателей и дисков растут, поэтому увеличивается спрос на качественные фонокорректоры — не секрет, что встроенные у недорогих вертушек не позволяют реализовать в полной мере потенциал аналоговой записи.
Корректирующий усилитель MX-VYNL рассчитан на требовательных приверженцев винила. Как и все другие модели серии, он выполнен по полностью балансной схеме и способен работать с головками обоих представленных на рынке типов — MM и MC. Более того, он позволяет подключать одновременно две вертушки и легко переключаться между ними. Оптимальное согласование с картриджами обеспечивается круглым переключателем справа — он позволяет менять входное сопротивление для MM-головок и входную ёмкость — для MC. Есть также возможность выбора из двух типов коррекции — по стандарту IEC или RIAA, а это значит, что пластинки будут звучать именно так, как задумывались их авторами.
Кстати, виниловый проигрыватель у Musical Fidelity тоже есть — это Roundtable, выпущенный для работы в составе микросистемы Merlin, который также продаётся и отдельно.
Реальные чудеса
Сама идея Hi-Fi предполагает построение качественной системы из отдельных компонентов, что позволяет отказаться от тех функций, что лично вам не требуются (например, ортодоксальные приверженцы аналогового звука могут обходиться без ЦАПа и ограничиться одним винилом) и за счёт этого концентрировать денежные ресурсы там, где они наиболее важны.
Однако среди тех, кто любит музыку и предпочитает слушать её в достойном качестве, есть немало занятых людей, которым некогда (или не интересно) заниматься подбором отдельных компонентов и которые предпочли бы готовую полную систему. Именно для таких измученных работой (или развлечениями), но требовательных меломанов Musical Fidelity разработала полную систему Merlin. В Россию она поставляется в облегчённом варианте — без вертушки Roundtable — в комплект входят компактные колонки и электронный блок, включающий интегральный усилитель с фонокорректором, USB-ЦАП, Bluetooth-адаптер и усилитель для наушников. То есть по сути один компактный аппарат заменяет все три модели серии MX. Конечно, не на столь высоком техническом уровне, с ограниченным функционалом, но тем не менее с очень достойным качеством звучания.
Источником для этой системы может служить смартфон или планшет, любой компьютер, можно также подключить, скажем, телевизор по оптике и ещё один аппарат по аналогу — допустим, медиаплеер (входов для внешних устройств два — оба могут принимать аналоговые сигналы, а один из них совмещен с оптическим цифровым).
Однако самая необычная и интересная часть Merlin — это колонки. И дело не в их эллиптической форме (такое мы уже видали), а в том, как они играют. Миниатюрная акустика создаёт на удивление масштабное звуковое поле, заполняющее всю комнату — будто бы звучат крупные напольники. Никакого чуда здесь, конечно, нет: такой удивительный эффект достигается за счёт широкополосных BMR-динамиков и фирменной конструкции фронтальной панели — они формируют широкую зону рассеяния спикеров и создают необыкновенно реалистичную звуковую сцену с масштабными образами. Как выясняется, у компании хорошо получается не только электроника, но и акустика. Впрочем, это естественно: главное в создании аудиотехники (кроме толковых инженеров) — это точные представления о «правильном» звуке, а у Musical Fidelity они есть.
Автор: Федор ИЗМАЙЛОВ.