Британская Ниагара: предварительный усилитель Musical Fidelity M8PRE, моноусилители мощности Musical Fidelity M8700m (Тестирование журнала АудиоМагазин #3 (110)'13).

За последний год у нас побывало несколько отличных изделий британской фирмы Musical Fidelity, начиная с бесподобной (и стоящей очень немалых денег) пары Primo/Titan, и заканчивая относительно доступным интегральником M6 500i. Последний, кстати, легко выиграл сравнительный групповой тест интегрированных усилителей в диапазоне до 250 тыс. рублей в журнале Hi-Fi.ru (январский номер за 2013 г.). Новая же пара усилителей снова имеет нерядовые мощностные показатели и позиционируется как промежуточная линейка между AMS и золотым оптимумом — М6. Некоторые печатные издания уже назвали мощники-моноблоки M8700m «сыновьями Титана».

Чистая мощь

Пара устройств в линейке М8 состоит из предварительного усилителя PRE и усилителей-моноблоков 700m (маркировка означает 700 Вт выходной мощности и моноблочную конструкцию, аналогично, например, 500i – интегрированный усилитель на 500 Вт). Предусилитель реализован по классической схеме с высоким входным и малым выходным сопротивлением, полностью балансной от начала до конца, в чистом классе А. Заявляется постоянство значений сопротивления практически во всей рабочей полосе частот. Также в Musical Fidelity отмечают низкий уровень искажений, отличное соотношение сигнал шум (> 117 дБА) и широкий частотный диапазон (верхний предел — 75 кГц по уровню -3 дБ). Каждый канал имеет собственный силовой трансформатор на 350 ВА с крайне низким уровнем шумов, на все основные контуры подается стабилизированное питание. Сетевой фильтр очищает входящее напряжение от помех. Встроенная секция фонокорректора с переключаемыми опциями MM/MC отличается, по заявлению производителя, аккуратной коррекцией, малыми искажениями и высоким входным сопротивлением.

Что касается мощников-моноблоков, то сама Musical Fidelity позиционирует их как более доступную версию своего замечательного «Титана», отличающуюся ненамного меньшей мощностью и совершенными техническими параметрами, близкими по значению к топ-модели. Также анонсируется звучание, почти не отличимое от флагмана. По нашему неоднократному опыту общения с «Титаном» и (забегая вперед) по результатам прослушивания 700m, последнее утверждение представляется нам все же несколько оптимистичным. Такой непревзойденной свободной мощи, могучего чистого дыхания и колоссального запаса по динамике у младших моноблоков все-таки нет. Но ведь речь идет о звучании «почти не отличимом». Мы к ним совсем не в претензии, по этому поводу – рассматриваемый моноблок дешевле самой монструозной конструкции в истории MF более чем в три раза. Но наследственность в почерке, конечно же, ощущается. Тут нет сомнений. Кстати, эта наследственность спокойно прослушивается даже в более скромном интегральнике M6 500i — Musical Fidelity четко выдерживает ориентацию на единожды достигнутый эталон звучания и подачи материала и позволяет обнаружить «отблески титанического величия» даже в самых доступных конструкциях. Это вызывает уважение как за умение выдержать сходный характер звука в сильно отличающихся ценовых категориях, так и за собственно сам почерк — он идеален для сложнейших музыкальных произведений, а не только для незатейливой популярной музыки, что сразу же оценит любой любитель симфонической классики.

Возвращаясь к цифрам ТТХ, отметим, что для 700m заявляются крайне низкие искажения: типичное значение 0,001% на 1 кГц, меньше 0.005% на 20 кГц и максимум 0.02% на 50 Гц — просто превосходные значения для почти киловаттного мощника (да и для куда менее мощного). Отношение сигнал-шум тоже впечатляет: 120 дБА. Как и предварительный усилитель, моноблоки сделаны по полностью балансной схеме.

Все три блока имеют практически равные габариты и выделяются подчеркнуто брутальным видом (обычная дизайнерская практика у Musical Fidelity: мужской стиль и никаких намеков на субтильность). Цельноалюминиевые черные корпуса имеют не гладкую фактуру поверхности, получаемую, скажем, в пескоструйной машине, а слегка шероховатую, что добавляет серьезности и солидности облику аппаратов. Передние панели сантиметровой толщины весьма лаконичны и не изобилуют украшениями – здесь мы видим только небольшие серебристые таблички с названиями моделей да синие светодиоды индикации.

Предусилитель имеет небольшой центральный дисплей над ручкой громкости, показывающий красными символами текущий уровень с шагом в полдецибела. Ряд маленьких одинаковых кнопок (точеные из алюминиевых заготовок, что обычно для Musical Fidelity) дублирует функции, доступные с ПДУ. Повторяемость и родственность облика аппаратов очень велика, визуально они представляют собой единое целое.

Корпуса мощников имеют крупные батареи радиаторов охлаждения по бокам и по два ряда дополнительных вентиляционных прорезей вдоль них на верхней крышке. Несмотря на это, даже после тренировочного прогрева вхолостую в течение 4 часов они нагрелись не хуже панелей ламповых усилителей: градусов на 60 или около того. Блок предусилителя также имеет по бокам короткие радиаторные накладки, сделанные, скорее, для единства дизайна, а не по технической надобности.

Сзади и у моноблоков, и у предусилителя обнаружилось достаточно много всего (причем коммутация мощников оказалась неожиданно богатой и имеющей как входы, так и выходы). В первую очередь в глаза бросаются позолоченные клеммы – отличные, очень длинные и крепкие, просторно расставленные и хорошо подписанные, одинаковые на всех блоках. У моноблоков имеется балансный и небалансный вход (плюс полозковый переключатель, выбирающий одну из опций), балансный выход на дополнительный усилитель мощности, один небалансный выход на петлю записи и по две пары прекрасных акустических терминалов для бивайринга. Наличествуют также вход и выход управляющего триггера. Коммутация предусилителя предусматривает набор небалансных входов, один из которых переключается в режим «сквозной канал», вход МС/ММ фонокорректора с отдельной клеммой заземления и петлю Tape. Балансных входов два — один из них тоже может переводиться в режим сквозного канала. Пара выходов продублирована в RCA и XLR вариантах. Для крепления клемм на задних панелях аппаратов явно были предприняты дополнительные усилия.

Единство и борьба противоположностей

Ниагара – в первую очередь, знаменитый водопад на этой реке — это завораживающая мощь и прозрачность чистой воды, потоки и могучие завихрения – и мелкие струйки, и водяные брызги, и мельчайшая водяная пыль, над которой вечной аркой реет радуга. Могучее и свободно разливающееся природное явление – вот что такое большой водопад. Наверное, эта ассоциация лучше подошла бы «Титану», но случилось так, что этот превосходный аппарат мы несколько раз использовали как опору для звука в разных сочетаниях компонентов, но так и не написали про него отдельный тест. Так что красивый образ переходит, по праву наследства, к новой тройке Musical Fidelity и, особенно, к мощникам 700m. В данном случае мы сталкиваемся с уравновешенным союзом двух обычно плохо сочетающихся вещей. С одной стороны – мощь, великолепная масштабная трактовка трудных динамических пиков, полный контроль над акустикой. С другой — деликатность при отображении мельчайших нюансов и бережное высвечивание тонких музыкальных связей.

Эту тройку мы слушали очень тщательно и со всей серьезностью, используя самые сложные треки, поскольку большой потенциал достоин хорошей проверки.

Вагнер, Увертюра к «Таннгейзеру». Форте вышло более мягким, но абсолютно чистым. Об искажениях невозможно было помыслить, настолько натуральной и свободной была динамика. Обычно трудная вещь – связное прохождение спокойных фрагментов и отсутствие логических провалов в развитии длинной лиги – преподносилась просто прекрасно, музыка ни на секунду не останавливалась, будто поставленное в одну позицию перо вело непрерывную длиннейшую линию от касания бумаги и до отрыва от нее. Причем, рельеф музыкальной «местности» — провалы и динамические пики, спады и нарастания не оказывал никакого влияния на эту решительную и свободную позицию. Как макродинамика, так и микродинамика усилителей просто превосходная, и это роднит 700m в большей степени с «Титаном», а не с M6 500i (тот тоже был очень хорош, и победил, в основном, за отменную связность трактовок крупной оркестровой формы, но могучее и свободное ровное дыхание ассоциируется в первую очередь именно с топовой моделью).

Эмоциональность и надрыв совсем немного приглушены (это же отмечалось в передаче трагичных перекличек голосов в «Реквиеме» Верди), но полнота и неразрывность звучания перевешивают, обеспечивая блестящий результат. А что касается легкого спада эмоций, как обратной стороны непоколебимого свободного спокойствия, то это – фирменный штрих, который присутствует во всех младших линейках и полностью исчезает только у «Титана». Частотка на слух воспринимается как очень ровная и протяженная. Перкуссия преподносится ясно и раздельно, очень полновесно и с четкой разницей в «размерах». Сцена уходит далеко за стену. Почти эталонный по структуре баса большой оркестровый барабан впечатляюще подтверждая очень высокий класс усилителей.

Что касается придирок, то возникали некоторые претензии к тембрам скрипок – они могли бы быть покруглее (но не сами по себе, а относительно других, исключительно удачно сделанных тембров). Финал великолепен и ошеломителен, даже несмотря на кажущуюся приглушенную эмоциональность, и все детали до последней прослушиваются легко и непринужденно, в оркестре можно акцентироваться на любой партии на выбор, выделить слухом и дослушать каждую из них до конца. «Трагическая симфония» Шуберта продемонстрировала филигранную музыкальность тройки Musical Fidelity, целый спектр отличий в настрое и манере исполнения, который сразу создал другую оркестровую вселенную. Вообще симфоническую музыку хотелось слушать бесконечно и не отрываясь – настолько широко, свободно и мощно она подавалась. Отчетливо прослушивалось, но совсем не мешает восприятию легкое скругление спонтанных острых динамических и колористических оттенков в звучании отдельных инструментов. Аппараты обладают уверенным почерком, который покоряет и отбивает желание «крохоборничать» и искать недочеты.

Запомнилась «Аппассионата» в интерпретации Эмиля Гилельса (снова отложим в сторону разговоры о полной нейтральности аппаратуры и займемся дальнейшим изучением характера – это совсем неплохо и очень интересно, особенно когда характер столь содержателен и непрост, а подача многослойна и нелинейна). Тут мы получили деликатную и аккуратную трактовку авторского штриха, отсутствие резкости и упрощений, интеллигентность пианистического туше, изысканную динамическую пластику. Нижний регистр отличался безупречной полнотой и весомостью. Исполнение получилось не столько решительное или с оттенком самолюбования, сколько сдержанно эмоциональное, глубокое и философское. Как-никак, за роялем — гениальный Гилельс. Артист словно глубоко размышлял о чем-то глубоком, своем, вел диалог с самим Бетховеном. Существовали только рояль и пианист, и ничего больше. Бесполезно выискивать в данном случае технические огрехи, так художественный уровень передачи музыкального послания настолько высок, что представляются неуместными банальные отметки: «хорошо» м «так себе».

Записи органа отметились просто гениальной передачей басовых труб. И снова, как редко бывает на системах (и только исключительно высокого уровня), вспомнилась фраза про «странный инструмент орган, который не дышит». И подумалось: он дышит, только это дыхание столь масштабное, медленное и фундаментальное, что далеко не всем системам дано поймать и ощутить его движение.

«Литургия» Рахманинова запомнилась далекой-далекой сценой и высоко летящим под купол свободным голосом, хором, нахлывшим мощной прозрачной волной… Не проявилось ни единого сибилянта, не было даже намека на искажения. Запись Петербургской роговой капеллы еще раз поразила качеством передачи нижнего регистра, услышанными мелкими деталями на обычно неразборчивых партиях рогов и визуализированной разницей в размерах этих необычных инструментов с красивыми, специфичными и очень разными голосами.

Неудивительно, что столь музыкально сильная тройка Musical Fidelity без проблем отыграла весь предложенный ей сложнейший материал, включая современный металл. Там история повторилась, со вкусными полновесными «говорящими» гитарами на металлической «классике», вязким тяжелым дисторшеном на более жестких треках и со стремительными очередями двойных бас-бочек в самых быстрых фрагментах. Ну и, конечно, драйв – плотный, не запредельно жесткий, такой, как надо, в десятку по настрою… Эти усилители, похоже, ничем невозможно смутить, вывести из равновесия, заставить дать слабину. Ключ к раскрытию разного материала состоит в умении чувствовать и четко дифференцировать звуковой почерк и настроение в рамках одного жанра и специфические жанровые окраски в целом.

Столь мощные и одновременно утонченные и прозрачные в деталях усилительные связки встречаются довольно редко. По универсальности к музыкальным жанрам и вызываемым позитивным эмоциям навскидку вспоминаются, разве что, компоненты Jeff Rowland и VTL (тоже плотные и масштабные, более прозрачные, но стоящие значительно дороже). Но и тут уровень музыкальности и способность вытягивать даже относительно простую акустику и источник на отчетливый хайэндный уровень просто удивительны.

Вывод

Отличная, мощная тройка, обладающая отменной музыкальностью, масштабностью и связностью исполнения. Никакая акустика и никакой жанр не в состоянии поставить ее в тупик. По вызываемым ассоциациям и осмысленности подачи материала ее хочется сравнивать с аппаратами гораздо более высокой ценовой категории, поскольку соотношение «цена-качество» установлено на очень высоком уровне и с запасом, что нынче является редкостью. Этим аппаратам не надо «давать шанс» и подбирать для них оптимальное окружение. Они сами в состоянии создать таковое для других компонентов.

Tехнические характеристики (по данным производителя)

Предварительный усилитель Musical Fidelity M8PRE

163 900 руб.

Тип – предварительный усилитель

Частотный диапазон, Гц – 5—100 000 (+0/-1 дБ)

Отношение сигнал/шум, дБА – > 118

КНИ + шум (RCA/XLR), % – < 0,005/< 0,004

Разделение каналов (1 кГц), дБ – 96

Аудиовходы – аналоговые стерео (XLR х 2, RCA х 5, Phono RCA x 1, MM/MC)

Аудиовыходы – аналоговые стерео (XLR х 1, RCA х 1, Tape Out RCA)

Габариты, мм – 440 x 162 x 400

Масса, кг – 17

Моноусилитель мощности Musical Fidelity M8700m

409 600 руб. (пара)

Тип – моно усилитель мощности

Частотный диапазон, Гц – 10—80 000 (по уровню +0/-1 дБ)

Выходная мощность (8/4 Ом), Вт – 700/1300

Отношение сигнал/шум, дБ – > 120

КНИ + шум, % – < 0,005

Аудиовходы – стерео XLR, RCA

Аудиовыходы – стрео XLR, Tape Out RCA

Габариты, мм – 440 x 160 x 460

Масса, кг – 30

Музыкальный материал

1. «Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)

2. «Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)

3. Beethoven «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)

4. Schubert, Symhpony No. 4 D 417 «Tragic» in C-major, Kolner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Gunter Wand (RCA, 09026 63943 2)

5. Wagner «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (DECCA, 460 510-2)

6. Verdi «Requiem». Orchestre Rvolutionnaire et Romantique , J.E. Gardiner (Philips, 442 142-2)

7. Рахманинов «Литургия Св. Иоанна Златоуста». Московский камерный хор, В. Минин (Gramzapis, GCD 00012)

8. AC/DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)

9. Helloween «Keeper of the Seven Keys. Part II» (Noise Rec., N0117-3)

10. In Flames «Colony» (Nuclear Blast, 27361 63992)

11. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

Контрольный тракт

CD-проигрыватель Bryston BCD-1

Предварительный усилитель Musical Fidelity M8 PRE

Усилитель мощности Musical Fidelity M8700m

Акустические сисемы PMC OB1i, Noize Fabrik Monument 3.0

Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Oval

Технические характеристики и описание.