Большое в малом: Акустические системы RBH MM-4x (Тестирование журнала АудиоМагазин #1 (118)'15).

Недавно появившаяся серия RBH CTх (Compact Theater) — результат первой конструктивной переработки колонок линии CT, которые выпускались американской компанией около 10 лет. Столь значительное время, очевидно, указывает на успешность продуктов. Несмотря на общие гены, RBH создала новую серию CTx с нуля, полностью переработав конструкцию моделей-ветеранов.

Маленькие, можно сказать, даже крохотные акустические системы серии CTx стоят немного особняком в модельном ряду компании, известной своими статными колонками-башнями с, безусловно, полноценным звучанием и т. д. В какой же степени весьма солидная Hi-Fi-родословная бренда отразилась в этих, на первый взгляд, нехайфайных продуктах, вызывающих ассоциации с несерьезными однокоробочными кинотеатральными решениями?.. Однако, не всегда стоит доверять первым впечатления, особенно, если они сформированы картинкой на компьютерном мониторе, а не общением с реальными продуктами. Уже в начале знакомства с MM-4x у меня сложилось мнение, что в рамках соответствующего проекта работа проделана немалая и в итоге получился качественный продукт, который можно без колебаний отнести к категории Hi-Fi. После прослушивания мнение уступило место убеждению.

Несколько слов о серии CTx в целом. Кроме модели MM-4x, которая способна функционировать в качестве основной стереопары (main speakers) и тыловых АС, в семействе есть центральная АС: C-4x. В контексте рассмотрения колонок со столь скромными физическими параметрами (габариты MM-4x — 191 х 133 х 121 мм, масса — менее полутора килограммов) естественно возникают мысли об их скромном НЧ-потенциале и, соответственно, активном басовом «помощнике» — сабвуфере. Как всегда, первые кандидатуры обнаруживаются среди однофамильцев. Компания RBH предлагает дополнять систему на основе спикеров серии CTх своими сабвуферами: S-8 или S-10, оснащенными соответственно 8- и 10-дюймовыми фирменными головками. К слову цифры «4» в названиях основной и центральной АС рассматриваемой линейки указывают на использование в конструкции 4-дюймового (102-миллиметрового) динамика; как бы авансом он именуется вуфером.

Надо заметить, что противоречия между самой идеей Hi-Fi и колонками очень скромных габаритов не носят абсолютного характера. Здесь необходимо сделать оговорки. Колонки-малютки высокого конструктивного и музыкального уровня были и есть в прейскурантах ряда именитых брендов. Скажем, одна высокоавторитетная британская компания выпустила АС, являющиеся уменьшенной копией легендарной модели прошлого… Другая (тоже британская) выпустила мультимедийный трифоник, способный дать фору «настоящему» Hi-Fi. Правда, нередко возникают мысли, что делается все это так или иначе по остаточному принципу… Но только не RBH…

Отличия моделей серии RBH CTх от малосодержательных (с точки зрения Hi-Fi) однокоробочных альтернатив весьма существенные во всех аспектах конструкции. Как выяснится впоследствии, и звучания. Здесь нет хлипких корпусов из блескучего пластика (или в виде простецких MDF-коробочек), нет и подозрительного вида копеечных динамиков, нет принципа «экономили на всем». Создатели компонентов под маркой RBH, очевидно, ориентировались на строгие Hi-Fi-стандарты, и продукт получился соответствующего уровня.

Корпус MM-4x изготовлен из полимерного матричного композита, армированного стекловолокном (fiber-reinforced polymer matrix composite). Результат — очень прочное акустическое оформление, которое отзывается на простукивание коротким глухим стуком. Каплевидная форма (в профиль колонка напоминает стильный утюжок), в которой отсутствуют не только параллельные, но и плоские (за исключением дна АС) поверхности, оставляет совсем мало шансов внутренним стоячим волнам и воздушным резонансам, что, как известно, весьма важно для получения точного и неискаженного звучания.

Конструкторы избрали для MM-4x закрытое акустическое оформление (воздушный подвес), что я могу только приветствовать. Не только потому, что питаю слабость к этому типу оформления. На мой взгляд, от фазоинвертора, как способа извлечения дополнительной НЧ-энергии компактными (да и любыми другими) колонками, больше вреда, чем пользы. Фазоинвертор, конечно, делает то, что должен, — дает некоторую басовую прибавку, — но попутно мажет звук, да еще сажает горбик на АЧХ (что зачастую хорошо слышно).

MM-4x — двухполосная акустическая система. Снизу — до 300 Гц играет вышеупомянутый НЧ/СЧ-драйвер с алюминиевым диффузором. Подобные мембраны у больших динамиков — фирменная особенность компании RBH, которая накопила немалый опыт в использовании авиационного металла для изготовления диафрагм своих головок. Преимущества диффузоров из алюминия известны: соединение высокой жесткости с малой массой и хорошим внутренним демпфированием.

Немалый ход подвижной системы динамика в некоторой степени компенсирует скромный НЧ-потенциал, обусловленный калибром излучателя и малым объемом НЧ-оформления. Верхний частотный отрезок отрабатывается 25-миллиметровым твитером с текстильным куполом; компания предусмотрела защиту ВЧ-цепи от перегрузок и повреждения. Частотные полосы выделяются фильтрами с крутизной спада 12 дБ/окт. Этот параметр компания сочла оптимальным с учетом независимого функционирования динамиков вблизи частоты раздела и величины фазовых искажений. Последнее важно еще и потому, что не противоречит пользе, доставляемой корректным в фазовом отношении закрытым оформлением.

Контактные клеммы MM-4x — пружинные, приспособленные для подключения нетерминированного кабеля небольшого сечения. В перечне спецификаций обращает на себя внимание относительно невысокая чувствительность: 85 дБ (при прослушивании потребовалось подкрутить сильнее, чем обычно, ручку громкости нашего Bryston’а. Компания классифицирует данную модель как полочную (для установки на спикерстендах). Допускается также настенное размещение: при помощи полочной петли (keyhole) или опциональных фирменных консолей SB1 (для соединения с которыми у колонок снизу имеется резьбовое отверстие).

Цветовые варианты моделей серии CTx — белый и черный, без блеска (матовое покрытие). Защитные сетки окрашиваются в тон корпусов. Как и настенные крепления. Перед тем, как перейти к рассказу о звучании пары MM-4x, стоит коснуться еще одного пункта спецификаций, особенно важного с учетом типа исследуемых акустических систем: частотного диапазона. Собственно, важна его нижняя граница с указанием уровня в дБ. Объективно скромное значение (100 дБ, ±3 дБ) означает, что АС воспроизводят главным образом верхний бас. Однако полноценный (значимый в музыкальном отношении) НЧ-диапазон выводится по уровню –10 дБ. К тому же настенное размещение, как известно, дает существенный подъем среднего баса. Не говоря уже об установке колонок вблизи углов комнаты.

Грани Hi-Fi

Во время слуховой экспертизы для исключения из оценок посторонних факторов пара RBH MM-4x располагалась вдали от стен и углов нашей тестовой комнаты. Сначала я придвинул кресло поближе к линии колонок, ожидая звучания минималистского, в духе Near Field Monitor. Однако сразу же выяснилось, что MM-4x нисколько не мельчат в звуковом отношении и по масштабу формируемых музыкальных образов почти не отличаются от полочных АС обычных габаритов. Первое впечатление: звучание чистое, неокрашенное, с хорошо проявленной тональной и динамической структурой и ясным рисунком музыкальной сцены.

Важно заметить, что оно нисколько не «прилипало» к колонкам, и стереопанорама не имела пустот или разреженностей.

Первой звучала одна из основных моих тестовых записей: альбом с фортепианной музыкой Р. Шумана в исполнении М. Плетнева. Тембр рояля передавался очень аккуратно, ровно и достаточно полно — в традициях качественного Hi-Fi. На удивление колонки лишь совсем немного придерживали энергию нижних октав фортепиано, а ведь уже в первой вариации «Симфонических этюдов» пианист играет в большой октаве, ограниченной снизу 60 Гц, а далее — и в контроктаве (30 Гц). Разумеется, НЧ-специфика модели RBH проявлялась в последнем случае сильнее, однако далеко не все даже «большие» полочники подают материал контроктавы без изъятий. Так или иначе, у меня не складывалось впечатление, что звучанию MM-4x явно недостает басовой основы, что оно неполноценно и сабвуфер совершенно необходим. Стереоконфигурацию на основе пары RBH MM-4x можно охарактеризовать словами «кабинетный» или «зональный Hi-Fi». Вариант фирменного трифоника представляется предпочтительным в первую очередь в контексте кинотеатра.

Выразительное, эмоциональное и вместе с тем точное преподнесение вокала (в первую очередь, женского), свидетельствует о высоком качестве среднего регистра. Причем голос подавался колонками в отнюдь не минималистской манере, а достаточно широко и свободно. Частотные полосы, отрабатываемые динамиками с диффузорами из разных материалов, — алюминия и ткани, — соединялись совершенно гладко, какие-либо звуковые швы совершенно не прослушивались (стоит заметить, что частота раздела 300 Гц располагается в зоне наивысшей чувствительности слуха).

Перейдя от формальных оценок MM-4x по отдельным звуковым аспектам на уровень ощущений, замечу, что звучание модели RBH неизменно было очень приятным. За все время экспертизы в нем не проявлялось колкостей, искусственности или каких-либо шероховатостей, которые были бы хоть немного неприятны для слуха. Одни люди считают, что музыка — в соответствии с заключенным в ней огромным диапазоном душеных состояний — должна побуждать слушателя радоваться и страдать, другие — что она должна просто доставлять удовольствие. RBH MM-4x понравились бы последним. Во всяком случае, слуховые страдания с этими колоночками исключаются.

Вывод

RBH MM-4x — модель класса Hi-Fi, достаточно высокого конструктивного и звукового уровня и с адекватным соотношением цена/качество. С учетом габаритов АС и калибра мидбасовой головки ограничения в низкочастотной области можно считать незначительными. Интересен вариант трифоника с участием сабвуфера RBH S-8.

Технические параметры


Акустические системы RBH MM-4x

Тип – полочная акустическая система

Акустическое оформление – закрытый корпус

Частотный диапазон (±3 дБ), Гц – 100—20 000

Мощность усилителя, Вт – 20—100

Количество полос – 2 (НЧ – 102 мм, ВЧ – 25 мм)

Частоты раздела, Гц – 300

Кроссовер, дБ/окт. – 12

Сопротивление (номинальное / минимальное), Ом – 8 / -

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ – 85

Габариты, мм – 191 x 133 x 121

Масса, кг – 1,4

Контрольный тракт

CD-проигрыватель Bryston BCD-1

Интегрированный усилитель Bryston B100 SST

Акустические системы PMC OB1i

Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Oval

Музыкальный материал

1. «Etudes» Marc-Andr Hamelin (Hyperion CDA67789)

2. Stravinsky. Rite of Spring. Ivan Fischer (Channel Classics CCS SA 32112)

2. John Rutter. Requem. Five Anthems (Reference Recordings RR57-CD)

3. «Accentuations. Guitar Impressions» (Dynaudio)

4. «Midnight at Notre-Dame». Oliver Latri (Deutsche Grammophon, 4748162)

5. Patricaia Petibon. Nouveau Monde (Deutsche Grammophon, 4605036712522)