БЕЗ ИЗБЫТКА: CD-транспорт Musical Fidelity M1 CDT (Тестирование журнала Салон AV #12'12)

Не следует множить сущее без необходимости.

Уильям Оккам (1285—1349 гг.)

Принцип, сформулированный английским монахом около семисот лет назад, может оказаться полезным для нынешних меломанов. О нём можно не вспоминать, пока CD-проигрыватель остаётся единственным цифровым источником в аудиосистеме, но как только в ней появляются компьютер или сетевой плеер с внешним ЦАПом, возникает избыток «сущностей», заметно усложняющих нашу жизнь.

Вряд ли кто станет спорить, что лучше один серьёзный ЦАП, чем несколько бюджетных. Скажете, нет денег, чтобы приобрести что-то достойное? А на умножение сущностей средств хватает? Ведь с каждым новым источником в системе практически неизбежно появляется новый цифро-аналоговый преобразователь, чаще всего посредственный.

Вряд ли кто станет спорить, что лучше один серьёзный ЦАП, чем несколько бюджетных.

Между тем компакт-диск постепенно перестаёт играть роль основного поставщика информации в качественных музыкальных системах. Растут продажи онлайн-контента в формате Lossless, всё большее число меломанов расширяет музыкальные коллекции за счёт файлов, которые воспроизводятся на компьютере или сетевом плеере. Хотя говорить о скором исчезновении CD, конечно, преждевременно – многие ещё не созрели для полного отказа от материальных носителей. Поэтому устройство воспроизведения дисков им необходимо – в дополнение к достойному ЦАПу.

До самого недавнего времени разделение музыкальных проигрывателей на два отдельных блока практиковалось только в элитном сегменте техники. Чтобы избежать бестолкового дублирования функций, необходимо располагать значительным бюджетом, тогда как ограниченные в средствах люди, вынуждены с этим мириться. Парадокс. К счастью, ситуация начинает меняться к лучшему.

Вышедшая недавно серия M1 от Musical Fidelity позволяет построить относительно недорогую систему оптимальной конфигурации и способную легко масштабироваться. Компоненты серии способны без проблем интегрироваться в уже существующие комплексы, добавляя только то, что требуется. Некоторые их них мы уже успели протестировать, это фонокорректор M1 VINL, внешний ЦАП M1 DAC и музыкальный контроллер M1 CLIC, который также может служить сетевым плеером. Неотъемлемыми частями этого «конструктора» являются два усилителя, для наушников и оконечный, а также CD-транспорт M1 CDT, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.

ДИСКИ ПРОТИВ ФАЙЛОВ

Как и все остальные компоненты серии, M1 CDT сочетает солидное исполнение (фронтальная панель – из толстого металла) и минималистский дизайн. Скромный двустрочный дисплей, загрузчик Slot-In (есть мнение, что дисководы этого типа лучше защищены от вибраций), под ним - ряд кнопок управления - всё предельно просто и практично. Пульт ДУ в комплекте имеется, и он тоже выполнен в той же стилистике скромной надёжности. О высоком классе аппарата говорит полный набор цифровых выходов, включая AES/EBU на разъёме XLR.

Проигрыватель оснащён высокоточным тактовым генератором – это обеспечивает минимальный джиттер. В принципе, от хорошего транспорта требуется именно это – максимально точное считывание информации и передача её на ЦАП. Какие-либо другие подробности о конструкции M1 CDT производитель не сообщает, поэтому сразу перейдём к прослушиванию.

Первым делом достаю со шкафа свой старый CD-проигрыватель Denon DCD-735. Незадолго до «отставки» он подвергся модернизации, одним из элементов которой была организация раздельного питания для аналоговых и цифровых цепей, также был заменён лазерный пикап, так что старость его главным образом моральная. Оба аппарата подключались к ЦАПу PS Audio PerfectWave DAC MkII, Denon – по оптике (другого цифрового выхода у него нет), M1 CDT – по коаксиалу. Хватило трёх треков, чтобы понять: мой старый плеер совершенно неконкурентоспособен – он вносил в звук заметные искажения, тогда как транспорт Musical Fidelity играл чисто и детально.

Второй этап теста более сложен: соперником M1 CDT являлся специализированный компьютер – тот же самый, что использовался и в тесте преобразователя интерфейсов Musical Fidelity V-Link II. Звучание компакт-дисков сравнивалось с их файловыми копиями во FLAC.

Для начала проверил, как транспорт справляется с дисками, оснащёнными системой защиты от копирования – всё в порядке, антипиратские компакты играют, хотя при этом слышно лёгкое шуршание из дисковода. «Беззащитные» релизы воспроизводятся без посторонних призвуков.

Источники подключались к ЦАПу параллельно к разным входам, потом они менялись, чтобы исключить влияние интерфейса. Во всех случаях дисковый транспорт звучал чуть громче (вот вам и «цифра»), однако после включения в ЦАПе модуля Digital Lens (это схема подавления джиттера) разница в громкости уменьшалась. При большом желании можно было заметить, что компьютерный источник звучит немного ровнее и ритмически точнее, хотя в реальности различия минимальны. Как бы то ни было, но вины транспорта в этом нет – сказываются недостатки самого формата CDDA, в котором нет достаточной защиты целостности данных. Напомню, что при копировании компакт-дисков в файлы применяется алгоритм многократного чтения секторов, что обеспечивает максимальную точность передачи информации. В свою очередь, мой специализированный компьютер воспроизводит файлы, предварительно помещённые в RAM-диск, что уменьшает джиттер. Напротив, большинство CD-транспортов* считывают данные в один проход, поэтому все неуверенно распознанные блоки обрабатываются цепями коррекции, а их действие заметно на слух. И это одна из причин, почему будущее качественного музыкального воспроизведения – за файлами. Но пока мы живём в настоящем, и M1 CDT работа найдётся.

Musical Fidelity M1 CDT

Воспроизводит CD-DA

Выходы AES/EBU (XLR), коаксиальный (RCA), оптический (Toslink)

Дополнительные интерфейсы триггер вход + выход (2 х 3,5 мм)

Питание 80 – 250 В, 50/60 Гц

Габариты, мм 220 x 100 x 300

Масса, кг 3,5

ПОРАДОВАЛО

Уменьшенная вдвое ширина – на полке остаётся место для ЦАПа M1 DAC. Полноценный пульт. Полный набор цифровых интерфейсов, включая балансный. Достойное качество воспроизведения.

ОГОРЧИЛО

Поводов для огорчения не обнаружено.

КОМПОНЕНТЫ

Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST

Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)

Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)

Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)

Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Furutech U-2T ($40/м)

Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71).

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. Сборник «Burmeister Reference CD II». CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит

2. Jessie Ware, «Devotion». CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит

5. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don't Explain». CD-DA, FLAC 44,1 кГц /16 бит

6. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит

*Конечно, есть транспорты, работающие по принципу компьютерного дисковода, но они очень дороги.