Беседа с Фрэнком ван Левенхаге (TAD) в журнале АудиоМагазин#02'12
Речь пойдет о домашней акустике великой японской марки Technical Audio Devices, сделанной не то что по мотивам больших студийных мониторов, но с максимальным сохранением духа TAD и фирменной концепции звучания, имеющей столько преданных поклонников во всем мире. Как только несколько лет назад стало известно о создании колонок Reference One, все уважающие себя фанаты TAD ожидали возможности их послушать. И вот наконец-то такая возможность представилась — акустика доехала до России, причем не одна, а в сопровождении младших полочных Reference Compact. В обеих АС присутствуют бериллиевые ВЧ/СЧ-драйверы, сделанные по фирменной технологии (о разных способах получения бериллиевых мембран мы писали в февральском номере журнала, в статье о Focal JMLab Electra 1038 Be). Специфика метода TAD заключается в вакуумном осаждении паров бериллия на медную подложку в ходе сложного процесса со строгим контролем толщины получаемого слоя. Это несколько отличается от более современных технологий, позволяющих изготавливать бериллиевые диффузоры путем раскатывания заготовки из чистого металла, без медной подложки. Зато TAD умеет делать не только высокочастотники, как и все другие компании, но и крупные конусы среднечастотников из бериллия, что и
поныне не имеет аналогов в мире. В «Референсах» обе мембраны собраны в единый коаксиальный излучатель, дающий возможность образовать точечный источник. Старшая напольная модель выступала при поддержке фирменной же электроники — CD-плеера D600, иногда используемого как ЦАП с входом USB для компьютера, предварительного усилителя С600 и усилителя мощности M2500, работающего (что может быть удивительным для аудиофилов в столь бескомпромиссной конструкции) в классе D. Все компоненты и сама акустика — недавние разработки компании, чуть более десяти лет назад решившей освоить рынок потребительской электроники. Поклонники хорошо помнят, что TAD никогда не имела контактов с «домашним» сегментом и создавала исключительно динамики и акустику для студийных целей. Единственной точкой пересечения с родительской корпорацией Pioneer были как раз динамические излучатели и ряд усилителей в специальной линейке Exclusive, выпускавшейся только для японского рынка. Но времена меняются, и одна из самых серьезных студийных фирм решила обратиться лицом к народу. Для выработки новой концепции был организован специальный отдел из 12 человек. Каждому инженеру (их отобрали у Pioneer в прямом и переносном смысле — всю группу, воодушевленную новой задачей, даже перевели в другое здание) поручили разработать один компонент или узел АС. Целью было перенесение стандартов TAD в условия, отличающиеся от студийных. В частности, акцент делался на проектирование корпусов АС, способных работать на максимальную фокусировку звуковых образов, глубину и проработанность саундстейджа (не говоря уж о банальных внутрикорпусных резонансах). Инженеры явно потрудились на славу (а когда вообще TAD делала чтото кое-как?) и обеспечили удивительную «приживаемость» массивных габаритных АС в помещении среднего размера. Ну а звук — без комментариев, слышавшие меня поймут. Масштаб, безукоризненная прозрачность и артикуляция, высочайшая деликатность и впечатляющая мощь — TAD, следуя собственному девизу, снова сделала TAD, и ничто иное. И теперь желающие смогут это послушать и, возможно, вывести для себя некий новый стандарт правильности воспроизведения. Компания CTC CAPITAL стала дистрибьютором TAD в России, сделав всем нам великолепнейший подарок в виде возможности увидеть и услышать замечательную акустику на прошедшей выставке. Помимо прочего, это оказалось еще и главным сюрпризом — о предстоящей российской премьере никто не обмолвился ни единым словом, и лицезрение так хорошо знакомых по картинкам в западной прессе корпусов стало для многих приятной неожиданностью, а конкретно для автора этих строк, являющегося горячим поклонником фирмы, — самой приятной из всех выставочных премьер.
АудиоМагазин: Появление продукции TAD на российском рынке аудиотехники топ-класса — это большое событие. Раньше компания заявляла о присутствии, но самой техники не было. Мы с редким удовольствием послушали на выставке знаменитые — иначе не скажешь — колонки TAD Reference 1 с родной электроникой, а также еще одну систему TAD — c мини-монитором CR1. Интересно узнать об истории флагманской акустики TAD.
Фрэнк ван Левенхаге: Работа над Reference 1 началась в конце 2004 года, а появилась акустическая система в 2006-м, почти одновременно в Японии и Соединенных Штатах.
АМ: Кто ее создатель?
Ф.Л.: Эндрю Джонс. Прежде этот специалист высочайшего уровня работал в KEF, а еще раньше — в Infinity. В рамках
данного проекта он тесно сотрудничал со звукоинженерами лондонской Air Studios.Эндрю Джонс возглавлял отдел разработки, принимал все конструктивные решения, в частности, в отношении использования коаксиального излучателя, который является сердцем Reference 1 (кстати, тоже разработка Джонса). Мы считаем, что такая головка обеспечивает наиболее точное преобразование электрического сигнала в акустическую энергию и позволяет максимально приблизиться к живому звучанию.
АМ: Вероятно, предрасположенность г-на Джонса к коаксиальному драйверу связана с его работой в KEF. Однако, как видим, коаксиальный CST-драйвер TAD лишь в самых общих чертах, на уровне идеи, напоминает головки Uni-Q.
Ф.Л.: В общем, мало общего.
АМ: Немного о методе получения бериллиевых мембран, пожалуйста.
Ф.Л.: Уникальная технология заключается в осаждении молекул бериллия изпаровой фазы, получаемой плазменным разрядом, на соответствующей формы алюминиевую подложку при помощи прецизионного японского оборудования. По завершении процесса подложка удаляется и получается идеальной формы диафрагма из чистого бериллия. Напомню, что коаксиальная система с бериллиевыми диффузорами охватывает полосу частот от 250 Гц до 100 кГц. Мы помним,
что мембраны иногда делают из алмаза, но лишь для передачи высоких частот. Мы используем CST-драйвер с бериллиевой мембраной только в акустике линии Reference: моделях R1 и CR1.
АМ: Вредное производство? Пары бериллия все-таки…
Ф.Л.: Фукусима нам не грозит.
АМ: Из какого материала изготавливается диафрагма басового динамика?
Ф.Л.: Она компонуется из трех тонких слоев арамида, получается очень жесткая и обеспечивает высокую скорость отклика. Важные части драйвера — особый гофрированный подвес, как в профессиональных драйверах, и сдвоенная центрирующая шайба, дающие высокую линейность.
АМ: Фрэнк, спустимся на несколько шагов вниз по временной лестнице. Когда появилось первое изделие TAD?
Ф.Л.: В 1976 году. Это была рупорная акустическая система высокого класса. Важно, однако, подчеркнуть, что основой производственной программы были в тот период не готовые колонки, а динамики профессионального назначения. Выпускалась и рупорная акустика, эксклюзивно для Японии — долгое время они больше нигде не продавались.
АМ: Когда и почему было принято решение о выпуске электронных компонентов?
Ф.Л.: В 2003—2004 годах в связи с изменениями, происходящими на рынке, президент Pioneer Worldwide Corporation решил не ограничивать программу TAD акустическими системами и инициировал работу над линейкой электроники. Разработки велись с величайшей тщательностью и с ориентацией на высочайшие стандарты качества, к ним привлекались лучшие, высококомпетентные инженеры Pioneer. В 2007 появилась готовая продукция: предусилители, CD-проигрыватель, усилители мощности. С этого времени мы стали говорить о TAD не только как об акустике, но и как о концепции. Как и в случае акустики, линейка электроники подразделяется на две части. Cерия Reference содержит моноблок, предусилитель со встроенным ЦАПом и внешним питанием, CD-проигрыватель с ультрапрецизионным тактовым генератором, внешним питанием раздельно для ЦАПа (на основе двух чипов Burr-Brown PCM1794) и аналоговых цепей…
АМ: Транспортный механизм проигрывателя, конечно, Pioneer?
Ф.Л.: Вернее сказать, TAD-Pioneer, и он, уверяю вас, безоговорочно превосходит другие транспорты, например VRDS.
АМ: Любопытно, почему TAD использует усиление класса D?
Ф.Л.: В вашем вопросе слышится недоверие, и это понятно, ведь класс D дискредитирован соответствующими усилителями с посредственным, заскорузлым, неприятным звучанием. Все сомнения, однако, отходят на второй план, стоит лишь послушать систему с нашей электроникой — любой имел возможность сделать это на выставке. К тому же мы уверены, что будущее за классом D.
АМ: «Зеленая» тенденция?
Ф.Л.: Да-да, мы неизбежно вынуждены будем экономить, потреблять меньше энергии. Ну а что касается звучания, — а это самое важное в контексте нашей беседы, — то для его оценки мы часто приглашаем опытных слушателей. «Какой усилитель работает?» — спрашиваем. Многие отвечают: «Класс А». И удивляются, когда узнают правду.
АМ: А как обстоят дела в подразделении TAD Pro?
Ф.Л.: Оно продолжает функционировать. Соответствующую продукцию сегодня можно видеть в крупнейших звукозаписывающих студиях. В упомянутой Air Studios наряду с Reference 1 используется встроенная акустика на основе динамиков TAD. Произошло разделение деятельности на два направления: TAD Pro и TAD Consumer.
АМ: В линейке Evolution представлена акустическая система E1, напоминающая Reference 1, но с меньшими габаритами,
в три раза легче… Уменьшенная копия Reference 1?
Ф.Л.: Верное замечание. Мы часто демонстрируем эти две модели вместе, как было, например, в Лас-Вегасе в нынешнем году. Однако различия между ними не только количественные. В частности, диффузоры CST-драйвера E1 выполнены не из бериллия, а из магниевого сплава. Бериллий дает более изысканное, быстрое и острое звучание, что очень хорошо прослушивается при непосредственном сравнении.
АМ: Как организовано производство?
Ф.Л.: Все драйверы, кроссоверы колонок, а также линейка электроники в настоящее время делаются в Японии. Что касается корпусов акустических систем, то они частично изготавливаются в Китае. Вместе с тем мы последовательно работаем над переводом всего производства в Японию.
АМ: В Россию будет поставляться вся линейка продукции TAD Consumer?
Ф.Л.: Да, без изъятий. Вся акустика, вся электроника.
АМ: Что нового можно ждать? Наверное, сложно говорить о новых продуктах, когда имеешь столь совершенные компоненты, которые могут выпускаться почти без изменений долгие годы?
Ф.Л.: О новых продуктах пока говорить рано. В ближайшие годы мы будем работать над полным обособлением брендов Pioneer и TAD, в том числе на ментальном уровне.