Акустика TAD на выставке Premium Hi-Fi & Home Theatre (Обзор журнала Hi-Fi.ru #05'12)
Выставка без главного события – все равно что центральная площадь в каком-нибудь европейском городе без ратуши. Нет логического пика, и такое просто невозможно себе представить. К счастью,такого никогда и не происходит. И пусть традиционное московское мероприятие уступает в роскоши иблеске зимнему CES в Лас-Вегасе, а в деловой представительности – HighEndShow в Мюнхене, но и насорганизаторы не обделили интересными презентациями новинок, в том числе – рядом «допремьерных» показов абсолютно новых моделей, на три недели раньше мюнхенского «часа икс». Каждый годPremiumHi-Fi&HomeTheatre, еще пару лет назад называвшаяся HDI Show, обеспечивает заинтересованным посетителям какую-нибудь запоминающуюся инсталляцию, настоящую изюминку (а порой – ине одну). Допустим, в прошлом году компания «Пурпурный Легион» выступила с блестящей российскойпремьерой американских студийных мониторов OceanWay. Но то событие рекламировалось заранееи ожидалось с огромным нетерпением еще за два месяца до начала выставки. А бывают годы, когдаглавная новинка возникает нежданно-негаданно, являясь полным сюрпризом для ничего не подозревающей публики. Именно так случилось в этом году. Речь идет, конечно же, о первом в России показеэксклюзивной линейки TAD Reference.
CTC CAPITAL
Все поклонники японской фирмы TechnicalAudioDevices (кчислу коих, безусловно, относится и автор данного текста), талантов ее инженеров и культовой продукции, от уникальныхбериллиевых излучателей и басовых драйверов до готовыхконструкций акустических систем, ожидали возможности послушать новую «домашнюю» линейку великой студийнойфирмы с момента появления модели ReferenceOne. И ждатьпришлось долго, несколько лет – путь TAD все время лежалмимо России, отдельные счастливцы только в Европе и могли оценить референсные АС. А неожиданный (и оттого болееценный) подарок фанатам бренда и всем остальным любителям качественного звука сделала дистрибьюторская компания CTC CAPITAL. Вообще говоря, с момента своего основанияв 1975 г. и до начала этого века TAD, являясь самостоятельнойисследовательской лабораторией, никогда не контактировалас потребительским сектором, ограничиваясь чисто студийными разработками (что, впрочем, не мешало любителям бескомпромиссного звука во всем мире покупать знаменитыемониторы для домашнего использования). Но в 2000 г. Фирмаприняла решение создать отдел по контактам с «внешним миром» для переноса концепции больших и средних студийныхмониторов в область домашнего аудио. Несколькими годамипозже была утверждена стратегия, направленная на созданиесобственной сети реализации, независимой от родительскогоконцерна Pioneer. Фрэнку Ван Левенхеге поручили занятьсяпродвижением бренда в Европе и стать послом TAD в СтаромСвете (кстати, именно эта должность указана на его визитке). Вэтот раз он стал гостем нашей выставки и все четыре дня безустали демонстрировал всем желающим блеск и техническоепревосходство полной системы TAD, сопровождая показ интересными комментариями. По секрету Фрэнк поведал намв разговоре, что при принятии решения по выбору дистрибьюторской компании в России, которая смогла бы достойнопредставлять бренд, рассматривались три кандидата. И выбор в пользу именно CTC CAPITAL был сделан совсем недавно– во время январской выставки CES 2012 в Лас-Вегасе. Так чтосюрприз получился действительно, что называется, «прямо сколес». Надо заметить, что никакой широкой огласки этого события в прессе не было, и в описании запланированной экспозиции, появившейся на веб-сайте выставки за несколько недель до ее начала, не было даже следа TAD. Излишне говорить,какой приятный шок мы испытали, когда в первой же комнатеCTC CAPITAL увидели на первом плане MusicalFidelityTitan – а заними пару полочников на подставках, мучительно напомнившие что-то очень знакомое, но совершенно никак не ожидавшееся тут (TADCompactReference). И уж вовсе нашей радости не было предела, когда в соседней комнате обнаружились их величества ReferenceOne собственной персоной, да еще и в окружении фирменной электроники. В ходе беседы с Фрэнком удалось узнать следующее. Изначальная задумка по составу линейки Reference заключалась всоздании трех моделей разных габаритов, и та, что демонстрировалась, является старшей. Электроника в системе состояла из CD-проигрывателя TAD D600, используемого также и какЦАП с входом USB (ноутбук иногда работал как источник), предварительного усилителя TAD С600, имеющего внешний блок питания, как и плеер, и усилителя мощности TAD M2500. Интересно, что мощник работает в классе D, что может огорчить аудиофилов, но, по мнению Фрэнка, сие есть просто предрассудки, весьма сильные (как он уже успел заметить) в России. «К тому же, ребята, электроэнергию пора учиться экономить». Все показанные компоненты (а также те, которые присутствуют в каталоге TAD на сегодня, но не были привезены на выставку) были сделаны командой из 12 инженеров. История началась с того, что все они были отобраны из родительской корпорации Pioneer (взяли самых лучших, по словам Фрэнка), собрали всю группу в специальном отдельном здании и поручили им подумать о том, как сделать мировой «bestofthebest». Однако это должны были быть не просто лучшие компоненты, но и такие, которые полностью лежали бы в русле концепции фирмы, составляя единое целое с акустикой. Поскольку «TAD makes TAD»,что означает, что компания не ставит перед собой задачи создать отдельные АС, источники и усилители, она создает звук, который производит законченная система и который ассоциируется с именем TAD. Большую общую задачу разделили на части, и у каждого из инженеров была собственная проблемадля изучения и свой отдельный компонент для проработки.Интеграция полученных решений в единое целое представляла собой многоступенчатый процесс с полным обсуждениемвсей командой. Что касается акустики, то для этой линейки целью было создать полностью реалистичные образы в записяхсимфонического оркестра (на которых приоритетно настраивались АС, как на тестовом материале). Причем при разработкеконструкции требовалось передать максимальную глубинузвуковых образов и точность их расстановки на сцене, то естьдобиться полной визуализации («включил музыку, закрыл глаза – и музыканты заполнили комнату»). Само собой разумеется, что в колонках работают бериллиевые среднечастотник итвитер (было бы даже странно не увидеть их в топовой продукции фирмы), только они собраны в единый когерентныйкоаксиальный динамик. Интересно, что огромные корпусаизрядного литража (не столько высокие, сколько широкие иочень глубокие) без особых проблем поместились в не очень большую комнату CTC CAPITAL с помощью всего лишь трех акустических щитов, двух за слушателями по углам и одного за левой АС, самолично расставленных Фрэнком в помещении приинсталляции акустики. Хотя в любом случае всем желающимприобрести эти акустические системы перед покупкой рекомендуется тщательно посмотреть на свою комнату на предмет возможных отражений и с целью общей оценки метража.Но все же эти АС, ведущие свое происхождение от студийнойакустики, предполагающей очень тщательно оформленную ижестко зафиксированную акустическую среду, оказались нестоль уж критичны к помещению. Во всяком случае, в этомвопросе TAD ReferenceOneболее толерантны, чем, допустим,наши другие неизменные фавориты – акустика Westlake (в которой тоже широко используются драйверы TAD, только, скажем так, «старого студийного образца»). Разнообразный материал, охотно демонстрируемый Фрэнком в ходе презентации,менялся от записей большого симфонического оркестра доджаза, соула, рока и записей отдельных инструментов, и неизменно образы музыкантов заполняли комнату, как и былообещано. В TAD вообще не склонны давать необоснованныхобещаний. Что касается тембральной насыщенности, ясности,музыкальной артикуляции и бесподобной прозрачности – туту фирмы тоже найдется мало конкурентов. Может быть, одинили два. Так что премьера определенно удалась, и все желающие теперь смогут лично убедиться, что не зря множество поклонников в мире называют TAD культовой фирмой.