Акустические системы RBH SX-8300R: преимущества нейтралитета (Тестирование журнала АудиоМагазин #4 (111)'13).
В аудиопространстве есть имена и бренды, которые как бы не на виду, и по этой причине нередко относятся к явлениям второго ряда. В жизни, однако, менее известное зачастую оказывает более интересным, а то, что выставляется напоказ — вовсе не заслуживающим внимания. Например, совсем несправедливо по телевизору чуть ли не каждый день показывают некоторых музыкантов, чьи изображения можно видеть даже на трамваях, а о других не говорится ровным счетом ничего. Так, имя RBH, которое, вроде бы, не на виду, достойно куда большего внимания.
Охота к перемене мест
Бренд RBH заключает аббревиатуру имени основателя и бессменного руководителя американской компании Роджера Б. Хассинга (Roger B. Hassing). В одном из совиз обращений он рассказывает, что в первые годы после своего основания в 1976 году компания вела дела в Лос-Анжелеса, функционировала как OEM-производитель, оказывала консультационные услуги в сфере конструирования акустических систем. Об уровне продукции RBH в то время совершенно ясно говорит то, что среди давних ее партнеров значатся такие уважаемые имена как McIntosh, Fosgate Audionics, Parasound и JBL.
В 1986 году компания переехала из Калифорнии в расположенный неподалеку (чуть восточнее) штат Юта. С изменением места изменилась и бизнес модель RBH, которая стала сворачивать OEM-производство и переориентироваться на производство полноценных акустических систем. «С удовольствием отмечаю, что спустя тридцать пять лет (теперь уже тридцать семь. — Ред.) я остаюсь одним из последних не оставивших своего дела ветеранов акустической отрасли Hi-Fi», — заявляет г-н Хассинг.
Компания RBH Sound по-прежнему специализируется исключительно на акустических системах. Причем, ее обширнейший каталог охватывает едва ли не все виды соответствующей продукции и все ценовые сегменты — от самых демократических до верхнего Hi-Fi и даже… Флагман модельного ряда RBH — модель T-30LSE (трехполосная башня с девятью динамиками на фронтальной панели, выпущенная в количестве всего 100 пар) можно с достаточными на то основаниями отнести к High End, во всяком случае, по ценовому признаку. В прейскуранте компании есть акустические системы для высококлассных кинотеатров (Sygnature SX T System, Sygnature SX T System), встраиваемые, настенные спикеры, однокоробочные кинотеатральные комплекты, сабвуферы, всепогодные колонки, и даже акустические системы в виде камней. Камнями АуиоМагазин не интересуется; другое дело — совсем не далеко отстоящая от вершины фирменной иерархии линейка Signature SX Reference Series.
Интересующая нас серия на первый взгляд является двойником Signature SX Series. В соответствующих подразделениях мы видим один и тот же набор моделей, включая колонки кинотеатральной специализации. Более того: совпадают внешний вид, габариты и прочие спецификации…
Различия обнаружились при более внимательном изучении. В общем-то, они невелики. В моделях двух серий применены разной конструкции 165-миллиметровые (6,5 дюймов) НЧ/СЧ-головки. У излучателей «референсной линейки», в отличие от «не референсной» есть фазовыравнивающая хромированная насадка (на керне) пулеобразной формы.
Конструкция
Интересующая нас модель RBH SX-8300R (индекс «R» указывает на принадлежность к референсной серии SX) занимает лидирующее положение в семействе. Это, а также близость флагману каталога, делает рассмотрение более интересным.
RBH SX-8300R — это довольно высокая (1280 мм) и тяжелая (свыше 40 кг) напольная башня. Нечего и думать о том, чтобы извлекать эти гиганты из коробок в одиночку. Трехполосная акустическая система укомплектована тремя 200-мм (8 дюймов) вуферами, двумя 165-мм (6,5 дюймов) мидбасовыми головками и 25-мм твитером. Басовые и мидбасовые драйверы имеют металлические диффузоры; купольная мембрана высокочастотника выполнена из текстиля. Верхних три динамика (два НЧ/СЧ и ВЧ) ориентированы по отношению друг к другу в популярнейшей симметричной конфигурации, носящей имя замечательного итальянского инженера Джозефа Д’Апполито. Напомню, данный подход позволяет формировать излучение с осью, направленной параллельно полу и потолку комнаты, и к тому же узконаправленное в вертикальной плоскости. Как следствие, уменьшается энергия отражений от горизонтальных поверхностей помещения — эти отражения признаны особенно вредными.
Металлические диффузоры являются визитной карточкой компании RBH, имеющей весьма солидный опыт работы с металлом с целью изготовления диафрагм. Прошлый мой опыт говорит о достаточно высоком качестве как динамиков RBH, так и акустически систем на их основе.
Очередные конструктивные подходы, давно доказавшие свою эффективность, состоят в скруглении ребер передней панели для профилактики переотражений (диффракция) и отказа от плоских боковых стенок. Преимущество огруглых (выгнутых) стенок заключается в том, что, во-первых, действуя наподобие ребра жесткости они существенно лучше противостоят вибрациям и резонансам (а значит — меньше окрашивают звук), и, во-вторых, помогаю бороться со стоячими волнами внутри корпуса. Наконец, это красиво.
Фазоинверторное низкочастотное тоже вполне обычно: два порта (пластиковые трубы) устроены на задней стенке SX-8300R.
Частотное разделение выполнено в случае SX-8300R посредством довольно крутых фильтров 3-го порядка (18 дБ/окт.). Нижняя полоса ограничена на уровне 100 Гц, т.е. трио басовиков поручен почти весь нижний регистр. Твитер начинает излучать на 2,5 кГц; невысокая частота свидетельствует о доверии этой головке и позволяет ожидать воздушных верней середины и верха, а также обостренной артикуляции в этом диапазоне.
Для двухпроводной коммутации предусмотрены две пары винтовых клемм с анодированными золотом контактными поверхностями.
Большое тело акустической системы опирается оригинальной формы ножки, притертые к боковым поверхностям. В них есть резьбовые втулки для шипов.
Рассматриваемый экземпляр SX-8300R имеет отделку под дерево (мореный дуб). Компания не дает информации о материале. Так или иначе, цвет и текстура дерева (беспорядочные неглубокие параллельные поры) имитируются (если имитируются) весьма хорошо. В любом случае, это не дуб — для его имитации обычно применяют более технологичный ясень, с тонировкой.
Выглядит акустическая система очень внушительно, в ее облике есть что-то неуловимо американское и даже (без защитных сеток)… военно-морское: большие металлические диффузоры отдаленно напоминают люки ракетных шахт крейсера или подлодки.
Звучание
Несчетное число раз мне попадались акустические системы (очень редко даже в High End) с набором больших басовиков, сделанных, очевидно, лишь для того, чтобы демонстрировать вздутый бас к месту и не к месту. Иногда кулуарно высказывается мнение, что благодаря такому подходу колонки де лучше продаются. Мол, народу нравится басовое мясо, и в коммерческом отношении это оправдано… Строго гоовря, такие явления не имеют отношения к Hi-Fi.
RBH SX-8300R ничего подобного себе не позволяют. Признаюсь, начиная слушать, я думал о том, как поведет себя эта тяжелая артиллерия: три восьмидюймовых вуфера SX-8300R? Оказалось, что продуцируемый колонками нижний регистр просто великолепно встроен в общую спектральную картину.
При воспроизведении некоторых записей колонки даже провоцировали вопрос «где же бас?». Например, на редкость собрано — при таком-то НЧ-оснащении! — звучали академические записи фортепиано. Американская пара подавала нижние октавы роскошного большого концертного рояля очень собрано, безупречно артикулировано, не допуская отсебятины. Баса было вполне достаточно, ровно столько, сколько требует музыка. Причем, акустические системы не допускали каких-либо компромиссов в плане качества, структурированнности низкочастотного диапазона. «Отличный рояль, совершенно ровный по регистрам с очень корректными большой, контр- и субконтроктавами», — так я зафиксировал свои впечатления.
В аудиотехнике мне вообще очень импонирует отсутствие стремления пускать пыль в глаза, — черта, замеченная также при знакомстве в прошлом с другими моделями RBH,. Осторожно замечу, что звучанию американской модели свойственен чисто европейский лоск.
Поскольку звучание рояля очень показательно для оценки качества звучания, я расскажу об этом этапе знакомства с RBH SX-8300R немного подробнее. Если акустическая система или любой другой аудиокомпонент допускает тональные и тембральные флуктуации, это мгновенно отражается на звучании рояля — инструмента с выровненными регистрами и плавно изменяющей естественной тембровой краской. К тому же сам тембр короля музыкальных инструментов исключительно богатый — в нем в особой пропорции сочетаются разные звуковые компоненты: деревянные (дека), металлические (струны, рама) и фетровые (молоточки рояля). Если и возможна критика SX-8300R в этом отношении, то совсем небольшая. Очень легкое преобладание металла в среднем регистре, уверен, заметит только очень опытный слушатель, знакомый со звучанием инструмента в живых концертных условиях. В этом важно пункте SX-8300R достойны оценки 9 из 10.
Прослушивание ряда записей классической музыки позволило сделать вывод, что колонки выдают бас ровно такой, какой содержится в записях. Например, весьма убедительным было звучание уникального органа Собора Парижской Богоматери (Оливье Латри). Колонки разворачивают органную педаль во всю ширь, делая звучание поистине фундаментальным. Бас SX-8300R характеризуется очень четким фронтом и аккуратной тональной структурой, что хорошо слышно на акустическом материале. Три вуфера акустической системы, несомненно, работают очень слаженно, и технологии металлических диффузоров доказывают свои преимущества. По-видимому, очень грамотно реализован фазоинвертор — такого качества нижний регистр ассоциируется с закрытым или изобарическим НЧ-оформлением.
Я обратил внимание на отсутствие шва между серединой и верхом (напомню, среднюю полосу отрабатывает динамики с металлическим конусом, а верхнюю — головка с тканевым куполом).
Весьма убедительная музыкальная сцена — легко читаемая и стабильная во фронтальной плоскости и с немалой глубинной перспективой — говорит о должном внимании к частотному разделению и трансляции фазовой информации. Солидный динамический ресурс во всем частотном диапазоне позволяет RBH SX-8300R представлять практически любую музыку без ограничений. Об этом свидетельствует, например, то, насколько достойно в передаче колонок звучала сложнейшая партитура «Весны священной» Стравинского (п/у И. Фишера) — эта запись характеризуется гигантским динамическим диапазоном.
В целом звучание акустической системы можно аттестовать как весьма нейтральное. Впечатления от знакомства с ней исключительно позитивные.
Вывод
RBH SX-8300R — достойный представитель верхнего Hi-Fi. В ряду достоинств колонок — в высокой степени нейтральное звучание, превосходный динамический потенциал, ровный тональный баланс и глубокий, очень корректный и энергичный бас.
Технические параметры
Акустические системы RBH SX-8300R 218 100 руб.
Тип – напольная акустическая система
Акустическое оформление – фазоинвертор
Частотный диапазон (–3 дБ), Гц – 35—20 000
Мощность усилителя, Вт – 100–500
Количество полос – 3 (НЧ – 200 мм x 3, СЧ – 165 мм х 2, ВЧ – 25 мм)
Частоты раздела, Гц – 100, 2500
Сопротивление (номинальное), Ом – 4
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ – 91
Габариты, мм – 1280 x 273 x 419
Масса, кг – 40,8
Контрольный тракт
СD-проигрыватель Bryston BCD-1
Интегрированный усилитель Bryston B-100 SST
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval
Музыкальный материал
1. «Midnight at Notre-Dame». Oliver Latri (Deutsche Grammophon, 4748162)
2. Tr. Symphony №4, «Magma» (Virgin, 385785-2)
3. J.S. Bach. «Magnificat», «Jauchzet Gott in allen Landen». John Eliot Gardiner (Philips, 464 672-2)
4. Anthology of Russian Sacred Music (Мелодия, MEL CD 1001659)
Stravinsky. Rite of Spring. Ivan Fischer (Channel Classics CCS SA 32112)
5. Patricaia Petibon. Nouveau Monde (Deutsche Grammophon, 4605036712522)
6. Brahms, Tchaikovsky. Violin Concertos. Heifetz (RCA Red Seal Living Stereo, 82976-67896-2)
Технические характеристики и описание.