Акустические системы Energy Veritas V-6.3 (Тестирование в журнале Hi-Fi.ru #05'11)

В сказках про красавиц и чудовищ первый и второй персонажи частенько объединены в одной фигуре. Колонки из сегодняшнего теста чем-то напоминают такой поворот сюжета. Разумеется, ничего «чудовищного» в них нет, однако эти элегантнейшие щеголи в лакированном розовом дереве любят в музыке крупный звук и весомость и им не чужда сталь в голосе.

Канадская компания Energy, основанная в 1973 году, базируется в Торонто. При конструировании своих колонок фирма применяет результаты исследований из области психоакустики (что вообще свойственно ряду канадских первопроходцев в сфере аудио, известных любовью к научно обоснованному подходу). В 1977—1986 годах Energy была активным участником работ Canadian National Research Council (NRC), проводившихся с целью установления связи между конструкцией, измеряемыми характеристиками АС и субъективно оцениваемым качеством звучания. Созданные в результате мониторы Pro 22 стали одними из наиболее известных и продаваемых канадских громкоговорителей и широко использовались Canadian Broadcasting Corporation. Рассматриваемые сегодня колонки Energy Veritas V-6.3 — старшая модель очередной (четвертой по счету) реинкарнации серии Veritas, выпускаемой с 1993 года. В качестве фирменных особенностей акустики Energy заявляются широкая дисперсия, достигаемая благодаря применению технологии CSM, компьютерное моделирование корпусов и минимальный уровень искажений, обеспечиваемый в том числе с помощью запатентованных в Канаде и в США эллиптических подвесов динамиков. Что касается линейки 2010 года, то она, по сообщению производителя, обладает улучшенными кроссоверами, переработанным низкочастотным звеном, эксклюзивной лаковой отделкой и демократичной ценой.

С самого начала приятно удивил внешний облик Energy Veritas V-6.3 — простой прямоугольной формой без изысков, но с плавно и аккуратно скругленными краями и покрытием из натурального шпона розового дерева. Далеко не каждые эксклюзивные или юбилейные модели сделаны так же добротно, как эти «простые серийные». Фактура дерева с отчетливым рисунком хорошо видна через несколько слоев прекрасного рояльного лака, а подставки, чуть выступающие за края корпусов, отливают не менее качественным черным лаком. Кабинеты установлены на небольшие полукруглые ножки из резины, хотя в комплект входят также шипы и подпяточники под них. На задней панели располагаются два довольно крупных порта фазоинвертора и стальная пластина клеммника с двумя парами пятипозиционных никелированных терминалов для бивайринга. Клеммы в целях удобства широко расставлены, а перемычки между ними изготовлены из толстых стальных полос. Дюймовый алюминиевый купол твитера защищен крестообразной металлической накладкой и управляется неодимовым магнитом с системой теплоотвода. Среднечастотник смонтирован в максимальной близости от твитера — в соответствии с фирменной идеологией приближения к точечному излучателю и увеличения дисперсии (Convergent Source Module; блок ВЧ- и СЧ-динамиков в едином обрамлении помещен в отдельную камеру внутри корпуса). Диффузоры среднечастотного и двух низкочастотных излучателей сделаны из кевлара и снабжены фирменными запатентованными подвесами из мягкой резины — широкими, эллиптическими в сечении и с радиальной насечкой. Вытянутые и довольно узкие пульки стальных колпачков на динамиках хорошо гармонируют с полированными до зеркального блеска алюминиевыми прижимными накладками, которые утоплены в корпус и с отменной точностью пригнаны под уровень передней панели. Общие впечатления от уровня и качества сборки Energy Veritas V-6.3 (кстати, колонки сделаны в Китае) — в высшей степени позитивные. Черные грили, прикрывающие область динамиков, крепятся на магнитах. По первым беглым ощущениям в почерке акустических систем обнаружился некоторый недостаток телесности и округлости натуральных тембров, острые «верхушки» звуков и отчетливое подчеркивание верхних обертонов. Доминирование высоких частот легко удалось побороть прямой расстановкой АС без разворота на слушателя, так что барочная классика порадовала плавным и задумчивым звучанием. Однако дальнейшие упражнения с треками, обогащенными низкочастотной составляющей, выявили наличие подгуживающего верхнего баса, который изрядно забивал середину. Это нам также удалось исправить, переместив колонки подальше от стен и воспользовавшись заглушками для портов фазоинвертора (есть в комплекте). Тем, кто заинтересуется этой моделью, стоит учитывать ее повышенную требовательность к расстановке (да и к размерам самой комнаты — для свободы маневра желательно иметь не меньше 25, а лучше даже 30 «квадратов»). Также рекомендуем обязательно проверить эффект от использования комплектных опций улучшения звука: шипов вместо резиновых ножек и заглушкек фазоинвертора.

Основное прослушивание Energy Veritas V-6.3 продемонстрировало довольно плотный и слитный характер звучания. Супердетальности и аналитичности в почерке АС не обнаружилось, шумовые призвуки в большинстве случаев были приглушены, да и тонкие детали тембров остались непроявленными — разрешения хотелось бы добавить. Зато образы инструментов получились крупные, не резкие, не угловатые (у медных и струнных), с аккуратно проработанным передним планом. Солирующие инструменты и вокалисты имели тенденцию явственно выходить вперед и фокусировать сцену на себе. Академическая музыка воспроизводилась в хорошем настроении, скорее крупными мазками, чем ювелирными штрихами, но вполне свободно, не грубо и не тяжеловесностатично. В ряде записей порадовала достойная пластика струнных и духовых групп оркестра. Некоторые высокие инструменты ощутимо прибавили в теле, и вообще акцент у БСО несколько сместился в низкочастотную область, однако звук ни разу не захотелось охарактеризовать как неповоротливый. В немалой степени этому поспособствовали пластичный слитный бас и хорошее чувство ритма Energy Veritas V-6.3. Отдельного упоминания заслуживает отсутствие темпоритмической сумятицы в сложных треках, в том числе с игрой на рояле. Очень понравилась подача современной плотной музыки и фонограмм экстремальных жанров, особенно американской школы (прославленной суперскоростями, подчеркнутой брутальностью и высоким качеством студийных альбомов). «Сырое мясо с кровью», железный погромыхивающий марш ударника Deicide в сопровождении лязгающей бас-гитары и шквальный вокал вызвали самые что ни на есть «экскаваторные» ассоциации (что, собственно, и является в данном случае подобающими признаками приличного воспроизведения). Умение Energy Veritas V-6.3 справляться с быстрым темпом и сложными ритмическими рисунками было тут абсолютно в тему и отлично легло на жанр. Более спокойный материал (Manowar, AC/DC и Accept) порадовал чуть меньше, поскольку записи слегка наивной старой доброй школы, без особых спецэффектов и с акцентом на разреженный (по сравнению с сегодняшним экстримом) концертный заводной драйв, звучали с небольшой толикой агрессии. Но не только флоридские брутальные крепыши добились взаимопонимания с колонками. Очень хорошо получились и Трейси Чэпмен, и треки с Тори Эймос, и «Shadow of the Moon» Blackmore’s Night. Твердые визуальные образы вокалистов, превосходная расстановка и разделение музыкантов, эффектная подача — все это вызвало безоговорочное одобрение. Звук был вкусный и выразительный, а пульсирующий упругий ритм отлично собирал каркас записей. В целом можно прийти к следующему заключению. Если придираться в соответствии со строгими критериями хай-файного звучания, то проработавшие неделю в нашей лаборатории Energy Veritas V-6.3 все же допускают небольшие погрешности, основные из которых — ощущаемая иногда тусклость натуральных тембров и легкая нехватка разрешения в середине и на ВЧ. Однако, учитывая цену этих колонок, их крупный эффектный звук (лишенный в то же время грубости и тяжеловесности) и взрывной характер, подобные претензии не кажутся особенно обоснованными. По сравнению с одноклассниками Energy Veritas V-6.3 выступают исключительно достойно. Мария Савина

Измерения

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики Energy Veritas V-6.3 на средних частотах очень невелика — всего 1,6 дБ, однако наблюдается резкое увеличение чувствительности на краях диапазона, особенно на ВЧ, с пиком в надтональной области (последнее практически компенсируется отворотом осей излучения от слушателя), что показано на рис. 1.

Измеренные значения чувствительности и нижней граничной частоты заметно расходятся с цифрами, заявленными производителем, и составляют соответственно 87 дБ (против паспортных 93,5 дБ) и 57 Гц по уровню –3 дБ (вместо 31 Гц). График фазы и модуля импеданса не обнаруживает никаких проблем, а минимум сопротивления равен 3,5 Ом (рис. 2).

Уровень нелинейных искажений стабильно мал даже в низкочастотной области, начиная с нижней граничной частоты, что бывает нечасто (рис. 3).

Величина коэффициента нелинейных искажений при разных значениях звукового давления свидетельствует о большом запасе динамики.

Тип – напольные акустические системы | Название – Energy Veritas V-6.3 | Частотная характеристика, Гц – 31—25 000 (по уровню (+/-3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 16,5 см, кевларовый конус,

СЧ – 13,3 см, кевларовый конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частоты раздела 800 и 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 4) | Чувствитель-

ность, дБ – 93,5 | Габариты одной колонки, см – 108 x 19,7 x 35,7 | Масса одной колонки, кг – 25, 9

Акустика с весомым и эффектным звучанием станет истинным подарком любителям «потяжелее, побыстрее и пожестче», а также поклонникам клубной атмосферы с четко визуализированными в помещении солистами и музыкантами, которых можно «потрогать руками».

Технические характеристики, описание, цена