Акустическая система TAD CR-1 (Тестирование журнала Music Emotion # 5 2014).

Совершенство во всем!

Прогресс в аудио индустрии сейчас идет довольно медленно. Это ни для кого не является секретом. Большинство компаний гораздо больше внимания уделяют коммерческой стороне аудио технологией, чем инновационной. Единственное направление, на котором постоянно наблюдается развитие – цифровые потоковые аудиоустройства и активные акустические системы со встроенными цифровыми усилителями.

Большая часть этой продукции производится различными китайскими фирмами. Но задайтесь одним простым вопросом: «Обладают ли эти устройства высоким качеством и достоверностью звучания способным заставить покупателя бежать за ними в Hi-Fi салон?»

Ответ на этот вопрос однозначный - нет.

Но возможно вы слышали о компании TAD?

TAD специализируется на производстве профессиональной аудиотехники. В активе TAD огромное количество патентов на уникальные технологические разработки в области акустических систем и электроники. И поверьте одно только прослушивание референсной акустической системы TAD CR-1 способно навсегда изменить ваше представление о качественном звуке…

Первое знакомство с TAD

Очень часто в своей работе эксперт сталкивается с необходимостью быстро составить мнение о продукте и оценить насколько он будет интересен потенциальным читателям обзора. Путешествуя по выставкам и знакомясь с новыми аппаратами, надо почти мгновенно определять действительно ли представленный продукт обладает какими-то уникальными инновационными свойствами.

Конечно, основную роль в этом процессе играет опыт и интуиция эксперта. Она подобно внутреннему голосу подсказывает, на что стоит обратить особое внимание. Можете называть это «озарением», но мы бы назвали это высокой квалификацией. Именно такое «озарение» случилось с нами во время посещения выставки HIGH END Show в Мюнхене.

Сначала мы увидели стоящие на роскошных коврах в комнате прослушивания две напольные колонки компании TAD, которые радовали наш слух невероятно реалистичным звучанием. Качество звука было настолько высоким, что у нас зародились сомнения, нет ли здесь колдовства или магии? Или все дело в искусстве инсталлятора и дистрибьютора, которые идеально точно подобрали CD-плеер, усилители мощности и акустику, и потом все это оптимально разместили на выставке?

Вы, наверняка, сами не раз сталкивались с подобными трюками. на выставке звучит потрясающе только потому, что ее состав и расстановка тщательно выверена специалистами инсталляторами. Но стоит попытаться поставить данный комплект в другом месте и его звучание может вас разочаровать.

Дело в том, что во всем мире не так много специалистов способных подобрать и максимально точно расставить аудио компоненты, чтобы добиться безупречного звука. Но они есть. Ну, а любому дистрибьютору нужно продавать товар, иначе, что он будет делать со всей этой грудой кабелей, усилителей и акустики на своем складе?

Так, что даже если свои специалисты не смогут добиться достойного звука, всегда есть возможность привлечь к работе стороннего квалифицированного эксперта способного «выжать» из аппаратуры максимум качества.

И что же в такой ситуации остается делать покупателю? Нужно больше доверять своим аналитическим способностям и интуиции, тогда никакие «фокусы» продавцов вас не обманут.

Акустика TAD звучала так, как звучат музыкальные инструменты на настоящем концерте. И этот по-настоящему реальный и чарующий звук завораживал настолько, что не позволял нам уйти из комнаты прослушивания. Желание слушать музыку снова и снова не прекращалось.

Если сравнить ощущения от звучания TAD, то они напоминают езду на автомобиле по автобану на скорости 160 миль в час. Вы ощущаете весь динамизм и драйв процесса. Но при этом картинка, которую вы видите за окном, не сваливается в разношерстную цветовую массу. Вы отлично видите траву, деревья и при желании можете различить самые мелкие детали. Именно так и обращается со звуком аппаратура компании TAD.

После посещения выставки в Мюнхене мы неоднократно пытались понять и рационально объяснить феномен звучания акустики TAD. И именно поэтому решили детально разобраться в секретах этой системы.

Но вернувшись, домой текущие дела нас, немного отвлекли от исследования феномена TAD. Да и найти в Нидерландах официального дистрибьютора TAD оказалось довольно сложно. Но, подсознание человека работает очень эффективно и однажды во время одной из прогулок мы вспомнили об этой поразительной акустике. Трудно объяснить, почему это произошло, но мы снова захотели ее услышать.

Прошли годы…

И вот мы уже в другом месте в Rhapsody Audio в Hilversum. У нас опять нехватка времени и есть только буквально 10 секунд, но акустике TAD и не требуется больше времени, чтобы убедить слушателя в своем превосходстве над конкурентами. Есть много примеров из жизни, когда самые важные события происходят в течение нескольких секунд. Так случилось и с TAD…

К нашей радости мы смогли договориться о тесте. И вот спустя несколько недель комплект акустики TAD прибыл к нам для прослушивания. Конечно, мы испытали некоторый шок, когда увидели большое количество нулей на ценнике. Ну, а с другой стороны, любую награду нужно заслужить…

Немного о TAD

Technical Audio Devices Laboratories (TAD) занимается разработкой и производством акустики и электроники для профессионального сегмента рынка.

Главная миссия TAD состоит в том, что ее продукция должна выдавать максимально качественный и «живой» звук с высочайшей степенью детальности и реализма. И здесь важно не только технологическое совершенство продукции. Инженеры компании особое внимание уделяют детальности звука и точной передачи энергетики музыкальных произведений.

Все разработки в TAD осуществляются на максимально возможном уровне качества. Инженеры компании не приемлют никаких компромиссов, когда речь идет о качестве звука. И поверьте это не пустые слова.

Когда в 1997 году компания Pioneer (тогда TAD – была подразделением Pioneer) создала в Южной Калифорнии исследовательский центр по разработке динамиков, его возглавил Эндрю Джонс (Andrew Jones). Позднее к нему в команду пришли и другие известные специалисты в области звуковой аппаратуры.

В итоге компании Pioneer удалось собрать в своем центре в Южной Калифорнии самых лучших специалистов. И именно эта сильная команда профессионалов дала толчок новому направлению развития аудиофильской акустики.

Говоря об акустических системах TAD Refernce One (именно ее звук покорил нас в Мюнхене) и TAD CR-1 стоит отметить, что обе они являются развитием идей Эндрю Джонса. Именно он, придумал драйвер Uni-Q, в котором ВЧ излучатель размещается в центре СЧ драйвера. За счет создания единого акустического центра диаграмма направленности Uni-Q драйвера не имеет разрывов.

Используемый в акустических системах TAD когерентный излучатель – CST драйвер (Coherent Source Transducer) является усовершенствованным вариантом Uni-Q излучателя.

Разработанный с использованием новейших методов компьютерного моделирования CST драйвер представляет собой коаксиальную конструкцию. В ней СЧ драйвер с помощью акустической связи управляет диаграммой направленности твиттера.

Использование в качестве материала диффузора бериллия позволило сделать легкий и максимально жесткий купол. За счет этого разработчики добились не только создания максимально точной диаграммы направленности СЧ драйвера и твиттера, но и существенно уменьшили паразитные искажения фазы звуковых колебаний. Для придания всей конструкции еще большей жесткости и стойкости к внешним механическим колебаниям CST драйвер смонтирован в прочной алюминиевой «корзине».

Кабинет акустики, изготовленный из МДФ с внутренними перегородками, из толстой скрепленной шурупами фанеры, выглядит просто фантастически. С первого взгляда, кажется, что данная конструкция сложна и избыточна, но повторимся, этот звук надо слышать! Попутно заметим, что например акустика компании Sonus Faber выполнена по очень близким стандартам.

Заявленный в спецификации TAD CR-1 диапазон рабочих частот составляет 32 Гц – 100 кГц, при чувствительности 86 дБ, и входном импедансе 4 Ома.

В брошюре акустическая система TAD CR-1 названа мониторной акустикой. На наш взгляд это не совсем правильно. В данном случае маркетологами выбран некоторый компромисс. Дело в том, что многие аудиофилы привыкли к большим колонкам из 60-70-х годов прошлого века. Поэтому именно внешние размеры для них стали определяющими факторами качества. Стоит вспомнить, как выглядят топовые модели напольной акустики от Magnat, B&W, Kef, Tannoy, JBL, Infi nity и других брендов.

По сравнению с ними TAD CR-1 – просто смиренное воплощение скромности.

И чтобы заставить это поколение обратить внимание на высочайшее качество звучания TAD CR-1 маркетологи применили такую тактическую хитрость.

Расстановка аудиосистемы

Традиционно нам предстояло в тестовом зале аккуратно и точно расставить усилители мощности, источники сигналов и акустические системы в оптимальном для работы варианте. Но мы решили пойти совершенно другим путем.

На наш взгляд отличная акустическая система не должна требовать повышенного внимания к своей установке. Сравнивая опять акустику с автомобилем скажем, что было бы странно, если бы купив дорогое авто вы прежде чем начать на нем ездить должны были бы загнать его на пару недель в сервис для тюнинга. И только потом отправляться в поездку.

Именно поэтому мы решили сразу отказаться от каких-либо специальных кабелей и аксессуаров, а также обойтись без остальных «шаманских танцев с бубном».

Не является секретом тот факт, что большая часть работы инсталлятора компенсирует различные акустические несовершенства помещения и самой системы.

Вторая часть его работы сводится к поиску оптимально взаимодействующего с акустикой усилителя мощности. Конечно, усилители разных компаний выдают различный звук и это хорошо знают аудиофилы.

Расстановка акустических систем в зале также имеет определенное влияние на качество звучания. Именно поэтому достижение меломанского звука дело очень хлопотное. Ну, а если в ходе этого вам удастся получить идеально «живой звук» – это вообще великое событие.

Здесь стоит отметить, что мы в первую очередь надеялись на уникальную способность акустики от TAD создавать яркие, объемные по-настоящему голографические звуковые образы. Конечно, этому способствует высокая линейность АЧХ, широкий динамический диапазон и отличное разрешение.

Прослушивание

С первых же секунд прослушивания акустика TAD CR-1 нас повергла в шоковое состояние. Ее звучание было абсолютно «прозрачным», в том смысле, что мы не услышали никаких свойственных только TAD индивидуальных особенностей.

Казалось, что мы просто распахнули окно в концертный зал и полностью погрузились в его атмосферу. Акустическая система настолько элегантно и ненавязчиво ввела нас в музыкальный мир, что мы просто не заметили, как попали под ее очарование.

И честно говоря, сложно описать, то, как работает TAD CR-1 стандартными наборами аудиофильских терминов, их возможностей для этого явно мало.

Дело в том, что акустическая система весьма умело и мгновенно исчезла со сцены. Нет никакой аудиосистемы TAD, есть только мы и прекрасная музыка. И это все!

CST драйвер работает с поразительно высокой детализацией, звучание композиций невероятно «живое». Это нельзя назвать звучанием высоких и средних частот. Это настоящая музыка, какой мы ее слышим на концерте. Мы не заметили никаких проблем вызванных несоответствием типа кабелей типу усилителя.

Запись хора с оркестром, которую мы произвели в одном из храмов находящихся в центре Амстердама, звучала безупречно. Мы снова смогли получить полный эффект присутствия. Казалось, что мы можем точно увидеть место, на котором стоит каждый участник записи.

Поскольку Амстердам довольно шумный современный город, то наши микрофоны уловили небольшие фоновые шумы с улицы. Каково же было наше удивление, когда акустика TAD в ходе прослушивания сумела воспроизвести эти шумы именно так, как мы слышали их в ходе записи. Они совершенно ни влияли на качество звучания, но при этом существенно дополняли реализм формируемой звуковой картины. На наш взгляд именно этот уникальный опыт является практически бесценным.

Акустическая система TAD невероятно музыкальна. Закрыв глаза, вы можете себе легко представить полное и точное расположение всех участников хора и оркестра. И именно эта особенность позволила TAD CR-1 покорить самые высокие музыкальные вершины.

Вы можете попробовать поискать другие сочетания усилителей и акустических систем способных создать подобный фантастический эффект, но помните, что чем лучше система, тем дороже она стоит. И зависимость эта, как правило, носит нелинейный характер. Но со своей стороны мы можем точно сказать, что акустическая система TAD является лучшим проводником в волшебный мир музыки.

Любопытный читатель может задать нам следующий вопрос: «Хорошо, а как же быть со всеми этими кабелями, плеерами, усилителями и прочими компонентами аудиосистем?»

Дело в том, что акустическая система TAD легко позволяет уйти от так называемого «островного подхода» к аудиосистеме распространенного в Hi-Fi индустрии.

Используя такой подход нельзя создать качественную и цельную музыкальную систему. Но он, безусловно, выгоден продавцам так, как очень дорог. И следуя ему, вы слушаете не музыку концерта, а звон денег «утекающих» из вашего кошелька. При наличии проблем ваш дилер с радостью за плату заменит вам пару межблочников, переставит колонки или заменит усилители мощности. Как говорится – любой каприз за ваши деньги!

Но подумайте, а разумно ли постоянно платить за эти услуги? Может быть лучше выбрать системный подход и один раз купить, ту систему, которую не нужно больше апгрейдить?

Давайте попробуем использовать рациональный подход. Для начала вспомним, что нижняя граница воспроизводимых частот TAD CR-1 находится на уровне 30 Герц. Конечно, услышав эти цифры многие аудиофилы, скажут нам, что этого мало, надо чтобы это значение было на уровне 20 Герц или ниже.

Но на самом деле сложно найти музыкальные произведения, в которых бы встречались звуки на частоте 18-20 Герц с динамическим диапазоном, скажем в 120 дБ.

Конечно, можно найти подобный контент среди органной и современной танцевальной музыки. Треки с подобными параметрами может выдать электронный синтезатор и конечно современная диджейская аппаратура.

Но если мы посмотрим на спектральные характеристики наиболее распространенного музыкального материала, то в большинстве произведений нижняя граница спектра оканчивается на значении 40 Герц. Так, что если ваши требования к воспроизведению баса входят в среднестатистические границы, то вы отлично сможете жить с этими колонками.

Поверьте, они прекрасно справятся с произведениями И. С. Баха и с виртуозными композициями Ж. М. Жара. На любой музыке они порадуют вас высочайшей точностью и детальностью звука. Можно даже сказать, что TAD CR-1 не просто воспроизводят музыку, они создают музыкальный мир.

К несомненным заслугам CST драйвера следует отнести тот факт, что он намного точнее и детальнее передает музыку, чем аналогичная разработка от KEF. По уровню проработки и объему музыкальных образов CST драйвер формирует звуковые образы полностью аутентичные тем, что мы слышим в концертном зале. Благодаря столь высокой детальности акустика TAD звучит необычайно интересно и реалистично.

Возможно, вы устали от прослушивания музыки? Но, что вы хотите? Круиз под парусом, рандеву в парке, прогулку на автомобиле? Вам стало скучно слушать усредненную по качеству музыку в торговых центрах?

Акустика TAD способна легко и просто погрузить вас в любой из этих миров, создав ваше индивидуальное музыкально пространство, в котором каждая деталь композиции каждый музыкальный образ выверен и филигранно точно озвучен. Акустика TAD создаст для вас новую музыкальную вселенную с необычайно яркими ощущениями.

Еще одной весьма важно особенностью TAD CR-1 является потрясающая линейность отклика, сохраняющая фактуру музыкальных инструментов и голосов вокалистов.

Ни одна из них не способна сравниться с акустикой TAD по линейности, чистоте и динамичности звука. Безусловно, в столь потрясающем звучании очень серьезная заслуга инженеров TAD.

Дело в том, что это очень сложная задача добиться от акустической системы такого точного разделения звука от каждого музыкального инструмента. Ведь в реальном концерте каждый инструмент в оркестре имеет разные физические габариты, плюс звук от него определенным образом взаимодействует с окружающим пространством, формируя тот самый реальный звуковой образ.

В акустической системе все по-другому. Размеры драйверов фиксированы, объем корпуса тоже, да и размещение драйверов статично. И именно этим объясняется тот факт, что в исполнении большинства АС звучание инструментов получается не объемным, а плоским или, как говорят аудиофилы «картонным».

Мониторы TAD CR-1 способны легко наполнить воспроизводимую музыку реализмом, придав ей характерную энергетику и объем. Это стало возможным благодаря применению в процессе разработки современных технологий компьютерного моделирования. Именно эти методы помогли инженерам добиться высочайшего динамизма, линейности и отсутствия паразитной окраски звука.

Еще одной поразительной особенностью акустических систем TAD является их способность «восстанавливать» утраченные в ходе записи обертоны. Этот эффект проявился когда мы слушали музыкальные композиции записанные в формате высокого разрешения.

Это звучит фантастически, но TAD CR-1 сумела легко вернуть той самой «бездушной цифре» недостающую «жизненную энергию». Благодаря этому многие современные танцевальные композиции зазвучали намного привлекательнее и интереснее. В качестве примера мы можем привести произведения «Bills, Bills Bills» в исполнении Destiny Child.

На следующий день

Пришло время возвращать акустику TAD законному владельцу. Говоря образным языком, настала пора сказать системе TAD до свидания! Ко всему хорошему человек привыкает очень быстро, вот и нам, наверное, нелегко будет жить дальше без волшебного звука от TAD.

Детальное знакомство с этой системой заставило нас, как экспертов поменять нашу систему координат выбрав в качестве эталона невероятно естественный звук этой фантастической акустики. Можно сказать, что мы серьезно «подсели» на TAD, и излечится от этой «зависимости» поможет только весьма длительная интенсивная «терапия».

Пока мы не услышим что-то лучшее, чем TAD CR-1 эта система останется для нас эталоном звучания.

Конечно, сейчас на рынке много различной акустики способной создать качественный звук и даже воспроизвести более глубокий бас. Но если вы не хотите потерять покой послушайтесь нашего совета и никогда не слушайте TAD!

Иначе ее звучание надолго лишит вас покоя и сна!

Вы будете постоянно искать возможность снова услышать этот чарующий звук!

Выводы

Развитие акустических систем во всем мире движется эволюционным, а не революционным путем. Именно акустика является самым слабым звеном в любой аудиосистеме. Все остальные компоненты, как то: усилители, плееры, кабели и прочее уже достигли максимального качества. Они оптимизированы настолько, что трудно добиться существенных улучшений в их характеристиках.

Но акустика – совершенно другое дело. Здесь открываются широкие возможности для использования инновационных разработок. И на примере TAD CR-1 мы смогли убедиться в этом.

Сочетания современных методов компьютерного моделирования, передовых технологий и огромного опыта проектирования аудиосистем помогло инженерам TAD вывести звучание CR-1 на фантастически высокий уровень.

Современный рынок предлагает огромный выбор акустических систем на любой вкус и бюджет, есть множество предложений от разных брендов.

Но наш взгляд именно TAD CR-1 на сегодняшний день является одной из лучших компактных референсных систем на рынке. Именно она позволит вам навсегда забыть об «играх» с кабелями усилителями и плеерами, и начать просто наслаждаться великолепной музыкой!

Об авторе

Рууд Йонкер (Ruud Jonker)

Рууд Йонкер (Ruud Jonker) живет в пригороде Амстердама. Долгое время работал в исследовательском центре компании IBM в США где занимался разработкой архитектуры и проектированием сложных ИТ систем.

В течение 20 лет является самым знаменитым и авторитетным экспертом в области аудио и видеотехники. Имеет множество публикаций в различных изданиях.